Решение по делу № 5-137/2012 от 14.05.2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 мая 2012 год г. Самара Мировой судья судебного участка № 133 Самарской области Царёва И.В., рассмотрев административное дело № 5-137/12 в отношении ООО «Авто-Транзит-Сервис», зарегистрированного:***, по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Согласно протоколу об административном правонарушении 28.02.2012г. по адресу:***, на территории АЗС № ***, принадлежащей ООО «Авто-Транзит-Сервис» в ходе проведения проверки в отношении юридического лица должностным лицом ОНД м.р. Волжский УНД ГУ МЧС России по Самарской области установлено, что обществом «Авто-Транзит-Сервис» допущены нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно ООО «Авто-Транзит-Сервис» не выполнило обязанности, предусмотренные п.п. 7-10, 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794), п.п. «а, в, ж» ст. 14 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 г. N 303-дсп "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы". Действия юридического лица квалифицированы по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ как невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В судебном заседании законный представитель юридического лица - директор Никитин А.В., вину общества в совершении указанного правонарушения не признал и пояснил, что проверка проводилась одновременно на нескольких АЗС, принадлежащих ООО «Авто-Транзит-Сервис», АЗС не являются обособленными структурными подразделениями общества, не имеют своего руководства; считает, что на общество составлены несколько протоколов одинакового содержания за одни и те же действия, на данный момент имеются два судебных постановления о привлечении ООО «Авто-Транзит-Сервис» к административной ответственности, которые обжалованы в апелляционном порядке; подтвердил, что факты, изложенные в протоколе имели место, но он не признаёт вину общества, так как сомневается в правомерности предъявляемых к обществу требований; также пояснил, что требования ст. 14 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обществом на настоящий момент выполнены: проведено обучение персонала, создан резервный фонд Представил ряд документов для приобщения к материалам дела. Судом исследованы следующие материалы дела: - протокол об административном правонарушении № 8 от 28.02.2012 года; - Устав ООО «Авто-Транзит-Сервис»; - свидетельство о государственной регистрации юридического лица ООО «Авто-Транзит-Сервис»; - свидетельство о постановке на налоговый учёт юридического лица ООО «Авто-Транзит-Сервис»; - протокол № 41 от 17.08.2009г. общего собрания учредителей ООО «Авто-Транзит-Сервис» об избрании на должность директора Никитина А.В.; - карта клиента ООО «Авто-Транзит-Сервис»; - функциональные обязанности персонала в чрезвычайной ситуации; - функциональные обязанности лица, привлеченного к работе по предупреждению и ликвидации ЧС; - положение ООО «Авто-Транзит-Сервис» об обеспечении готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС; - положение ООО «Авто-Транзит-Сервис» об организации материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по ЛЧС(Н); - положение о структурном подразделении; - приказ № 2 от 01.03.2012г. о проведении обучения работников ООО «Авто-Транзит-Сервис» способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; разработке плана эвакуации персонала и материальных ценностей в чрезвычайных ситуациях; создании структурного подразделения и резерва финансовых средств; - приказ № 3 от 01.03.2012г. о проведении обучения работников ООО «Авто-Транзит-Сервис» способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; - журнал учёта проверки знаний работников ООО «Авто-Транзит-Сервис», прошедших программу обучения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; - генеральный план эвакуации; - штатное расписание ООО «Авто-Транзит-Сервис», из которого следует, что организация имеет единый руководящий состав, имеется один начальник автозаправочных станций (АЗС); - постановление мирового судьи судебного участка № 130 Самарской области от 15.03.2012г. № 5-145/12 о привлечении ООО «Авто-Транзит-Сервис» к административной ответственности по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ и назначении административного наказания; имеется отметка о том, что постановление не вступило в законную силу; - постановление мирового судьи судебного участка № 131 Самарской области от 26.03.2012г. № 5-178/12 о привлечении ООО «Авто-Транзит-Сервис» к административной ответственности по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ и назначении административного наказания; имеется отметка о том, что постановление не вступило в законную силу. Оценивая в совокупности собранные по делу об административном правонарушении доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ) суд приходит к следующему. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ заключается в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В ст. 14 указанного Федерального закона установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Пунктом а) ст. 14 предусмотрена обязанность организаций планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; пунктом в) ст. 14 предусмотрена обязанность организаций обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; пунктом ж) ст.14 предусмотрена обязанность создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Судом установлено, что, являясь субъектом Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", общество «Авто-Транзит-Сервис» указанные обязанности не выполнило, что подтверждается показаниями законного представителя юридического лица и материалами дела. На момент проведения проверки не было проведено обучение работников организации способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, не были созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не был разработан план эвакуации персонала и материальных ценностей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с приложениями. Данные нарушения зафиксированы в п.п. 4, 5, 6 протокола об административном правонарушении. Ссылку в п. 6 протокола об административном правонарушении на Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 г. N 303) суд признаёт неправомерной, так как Постановление Правительства РФ от 22 июня 2004 г. N 303-дсп "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" имеет гриф «дсп» - для служебного пользования, ООО «Авто-Транзит-Сервис» не является субъектом служебного пользования данным документом. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение). Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (далее - единая система). Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (п. 2 Положения). Исходя из субъектного состава единой системы и действия Положения по кругу лиц, в целях настоящего Положения под организациями понимаются организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; под объектами понимаются объекты, находящиеся в ведении указанных организаций-субъектов РСЧС, не отождествляются с поднадзорными объектами. Полномочиями организаций на решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, являются права организаций на решение указанных вопросов, закреплённые в нормативно-правовых актах. Субъектами РСЧС на федеральном уровне - федеральными органами исполнительной власти и организациями, уполномоченными на решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются МВД России, МЧС России, Минобороны России, Спецстрой России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минприроды России, Минпромторг России, Минтранс России, Минкомсвязь России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минрегион России, Госкорпорация "Росатом", Росгидромет, Ростехнадзор, Минэнерго России, Росрыболовство, Рослесхоз, Ростехнадзор, Роскосмос, полномочия которых закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах. Из правового положения и целевого назначения ООО «Авто-Транзит-Сервис», закреплённых в ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Уставе юридического лица, следует, что данная организация не обладает полномочиями на решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и, следовательно, не является участником РСЧС. Поскольку Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы, ООО «Авто-Транзит-Сервис» участником единой государственной системы не является, то Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к указанному обществу не применимо. В п.п. 1, 2 протокола об административном правонарушении юридическому лицу вменено невыполнение обязанностей, предусмотренных п.п. 7-10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании изложенного суд приходит к выводу, что в действиях ООО «Авто-Транзит-Сервис», указанных в п.п. 1, 2 протокола об административном правонарушении, отсутствуют нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ссылку в п. 5 протокола об административном правонарушении на п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций суд считает неправомерной. Со ссылкой на п. в) ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в п. 3 протокола об административном правонарушении юридическому лицу вменяется невыполнение обязанности по прохождению руководителем организации (председателем комиссии по ЧС), а также работниками, специально уполномоченными решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, курсов повышения квалификации (переподготовки) в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Самарской области (на курсах муниципального образования). Согласно п. в) ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Обязанности организации, сформулированные должностным лицом в п. 3 протокола об административном правонарушении, в п. в) ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ отсутствуют. Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации; уполномоченные работники - в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований (п. 6); подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках (п. 4); уполномоченными работниками именуются работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 2). Судом установлено, что руководителем ООО «Авто-Транзит-Сервис» является Никитин А.В., который работает в должности директора общества с 17.08.2009г. по настоящее время, то есть на протяжении 2 лет 8 месяцев; ООО «Авто-Транзит-Сервис» не является участником РСЧС, в связи с чем, сотрудники общества не могут являться уполномоченными работниками, включенными в состав органов управления единой государственной системы. Учитывая, что руководитель ООО «Авто-Транзит-Сервис» работает в указанной должности менее 5 лет, в организации отсутствуют работники, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу об отсутствии в деятельности ООО «Авто-Транзит-Сервис» нарушений, изложенных в п. 3 протокола об административном правонарушении. Судом также установлено следующее. ООО «Авто-Транзит-Сервис» является юридическим лицом монолитной структуры и не имеет структурных подразделений с выделенным руководством; АЗС, расположенные в различных географических точках, являются местами осуществления хозяйственной деятельности общества. Вменяемые обществу нарушения относятся к области организации деятельности юридического лица, осуществляемой руководящим составом, единым для всех АЗС. В протоколе об административном правонарушении отсутствует описание событий нарушений, связанных с местом расположения АЗС. По факту нарушений, изложенных в протоколе об административном правонарушении № 8 от 28.02.2012г., в отношении ООО «Авто-Транзит-Сервис» вынесены постановления о привлечении общества к административной ответственности по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ мировым судьёй судебного участка № 130 Самарской области от 15.03.2012г. № 5-145/12 и мировым судьёй судебного участка № 131 Самарской области от 26.03.2012г. № 5-178/12, каждым из которых юридическому лицу назначено административное наказание. Суд приходит к выводу, что по одному и тому же факту должностными лицами надзорного органа возбуждены 3 дела об административном правонарушении в отношении ООО «Авто-Транзит-Сервис» с указанием различных мест совершения правонарушения по месту расположения АЗС. Поскольку изложенные в протоколе об административном правонарушении № 8 от 28.02.2012г. деяния, исходя из их характера и структуры юридического лица, не могут быть совершены одновременно в разных местах и имеют одно место совершения, в данной части суд признаёт доводы законного представителя юридического лица обоснованными. Однако, суд учитывает, что указанные судебные постановления не вступили в законную силу, в связи с чем, обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствует. Подводя итоги судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам. В части фактов, изложенных в п.п. 1, 2, 3 протокола об административном правонарушении № 8 от 28.02.2012г. в отношении ООО «Авто-Транзит-Сервис», суд установил отсутствие события правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ. В части фактов, изложенных в п.п. 4, 5, 6 протокола об административном правонарушении № 8 от 28.02.2012г., суд установил, что в действиях ООО «Авто-Транзит-Сервис» формально содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ - невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Судом установлено, что нарушения, выявленные 28.02.2012г., устранены обществом «Авто-Транзит-Сервис» 01.03.2012г., то есть в течение 2 дней, - юридическим лицом выполнены обязанности, предусмотренные п.п. а), в), ж) ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Судом не установлено причинение вреда, наступление тяжких последствий, какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям. Действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений является малозначительным правонарушением. С учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также характера правонарушения, отсутствия угрозы охраняемым общественным отношениям и вредных последствий, суд полагает, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, а потому считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела, то есть освободить юридическое лицо от ответственности и ограничиться устным замечанием. Руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Освободить общество с ограниченной ответственностью «Авто-Транзит-Сервис» от административной ответственности по ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ. Объявить обществу с ограниченной ответственностью «Авто-Транзит-Сервис» устное замечание. Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Волжский районный суд Самарской области через судебный участок № 133 Самарской области. Мировой судья подпись Царёва И.В. «СОГЛАСОВАНО» 14.05.2012г. Мировой судья Царёва И.В<ФИО1>