Решение по делу № 5-6093/2018 от 20.08.2018

                                                                                                                           Дело  <НОМЕР>

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Петропавловск - Камчатский                                                                           8 октября 2018 года                                                                        

           Мировой судья судебного участка № 8 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края Немков С.В., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края, при секретаре Нагорняк А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:

Акционерного общества <ОБЕЗЛИЧЕНО> расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,       

по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

 

согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА2>, составленному государственным инспектором г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору, юридическому лицу - Акционерному обществу «<АДРЕС> (далее по тексту - АО «<АДРЕС> расположенному в г. Петропавловске-Камчатском по <АДРЕС>, вменяется в вину невыполнение в установленный срок - до 1 августа 2018 года законного предписания № 345/1/1 от 25 августа 2016 года (далее по тексту - Предписание), выданного органом, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор - Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС России по Камчатскому краю, об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно не выполнены:

- п. 1 - подземные одностенные резервуары для хранения топлива установлены не внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства , образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между указанными стенками должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо. (ст. 151 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 47 НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.);

- п. 2 - навесы на ТРК выполнены из горючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м. допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей). (ст. 151 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 30 НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.)

Бездействие юридического лица - АО «<АДРЕС> квалифицировано по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

В судебном заседании защитник юридического лица - <ФИО1> возражала против привлечения юридического лица к административной ответственности. Указала, что выполнить требуемый объем работ в предусмотренный срок фактически было невозможно, с учетом характера нарушений, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение. Отметила, что для исполнения Предписания необходимо разработать проектно-сметную документацию, получить разрешительную документацию, заложить денежные средства, при том, что бизнес-план АО «<АДРЕС> на 2017 год уже был сформирован к моменту выдачи Предписания. Перераспределить значительную сумму денежных средств из какой-либо статьи расходов на реконструкцию АЗС не представилось возможным. Дополнительно защитник представила письменные пояснения по делу об административном правонарушении, в которых указала следующее. В течение 2016-2018 годов Обществом был выполнен целый ряд плановых мероприятий по строительству, ремонту и реконструкции своих объектов, потребовавших значительных затрат, в частности, фактические затраты по выполнению программы ремонтов основных фондов за 2016-2017гг. составили 47,859 млн. руб. без НДС.

За 2016 г. - 32,673 млн. руб. без НДС. В том числе на следующих основных объектах:

1.           АЗС №10. Ремонт площадки слива (увеличение) п. <АДРЕС> - 0,750 млн.

руб.;

2.           Ремонт   резервуара   аварийного   слива   на   верхней   площадке   налива

г. <АДРЕС> - 0,729 млн. руб.;

3.Ремонт          переходов,     лестниц          в          резервуарном            парке (РВС4,5,16,17,18,19,20,47,48,49,50) г. <АДРЕС> 1,504 млн. руб.;

4.Ремонт ограждения производственной территории г. <АДРЕС> - 4 млн. руб.;

5.           Ремонт опор технологических трубопроводов, г. <АДРЕС> - 0,986 млн. руб.;

6.           Ремонт причала №1 г .П-Камчатский- 16,845 млн. руб.;

7.           Ремонт помещений службы охраны в здании главного склада (нижняя

проходная) г. <АДРЕС> -1,579 млн. руб.

За 2017 г. - 15,186 млн. руб. В том числе на следующих основных объектах:

1.           Ремонт наружного освещения территории объектов АЗС- 1,890 млн. руб.;

2.           Ремонт крыши РВС №55 - 1,357 млн. руб.;

3.           Ремонт подпорной стенки РВС №57,58,59 - 3,010 млн. руб.;

4.           Ремонт антикоррозийного покрытия РВС №53,54,55,17,18,19,20 - 3,816

млн. руб.;

5.           Ремонт подпорной стенки РМЦ- 1,166 млн. руб.;

По капитальному строительству за период 2016-2017гг. затраты составили - 87,171 млн. руб. с НДС по объектам:

1.           Реконструкция Резервуара №12, объемом 4995 мЗ-32,285 млн. руб.;

2.           Реконструкция Резервуара №47, объемом 4995 мЗ-27,559 млн. руб.;

3.           Реконструкция Резервуара №48, объемом 4995 мЗ-27, 327 млн. руб.

За указанный период для обеспечения производственных процессов приобретено оборудования на общую сумму 154,462 млн. руб. с НДС

В 2018 г. выполнен плановый ремонт танкера «АРГО» на общую сумму 106 млн. руб.

Таким образом, у Общества не было реальной возможности устранить выявленные нарушения в полном объеме, т.к. мероприятия по устранению нарушений требуют значительных расходов в размере - 22,914 млн. рублей ориентировочно.

Несмотря на это, в период с августа 2016 года по август 2018 года Обществом в ходе выполнения требований Предписания от 25.08.2016 № 345/1/1 было выполнено следующее:

- в бизнес-план 2018-2019 гг. включены затраты на проведение работ по «Реконструкции объекта АЗС № 11» в размере 22,914 млн. рублей;

- разработано ТЗ на проект реконструкции АЗС №11;

- по результатам конкурсных процедур выбрана подрядная организация на проведение проектно-изыскательских работ;

- завершены проектные работы по реконструкции АЗС №11.

Общая стоимость выполненных работ составила 2,4 млн. рублей.

Строительно-монтажные   работы   и   ввод   объекта   в   эксплуатацию запланирован на 2019 год.

Кроме того, защитник обратила внимание на то, что должностным лицом в Предписании неправильно применены нормы материального права. Обществу предписывалось устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленные ст. 151 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», тогда как указанная норма носит общий характер и не содержит конкретных ограничений. Обществу предписывалось устранить нарушения пп. 30 и 47 «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 № 25), однако этот документ фактически утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 05.05.2014 № 221, которым с 1 июля 2014 года введен в действие свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (СП 156.13130.2014).

На основании изложенного, защитник просила производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Выслушав защитника юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Часть 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

На основании абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ч. 1 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, распоряжением заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС по Камчатскому краю № 345 от 28 июля 2016 года инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении АО «<АДРЕС> с целью контроля за выполнением законного предписания № 834/1/1 от 27 ноября 2015 года. Срок проверки установлен в период с 22 по 26 августа 2016 года. (л.д. 24-25)

Из Акта проверки от 25 августа 2016 года № 345, проведенной государственным инспектором г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору, следует, что в деятельности АО «<АДРЕС> выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: подземные одностенные резервуары для хранения топлива установлены не внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства , образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между указанными стенками должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо. (ст. 151 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 47 НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.); навесы на ТРК выполнены из горючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м. допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей). (ст. 151 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 30 НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.) (л.д. 26-27)

По результатам проведенной проверки начальником Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС России по Камчатскому краю в отношении АО «<АДРЕС> выдано предписание от 25 августа 2016 года № 345/1/1 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, которым предписывалось в срок до 1 августа 2018 года устранить нарушения выявленные в ходе внеплановой выездной проверки, зафиксированные в Акте от 25 августа 2016 года № 345. (л.д.28-29)

Распоряжением заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС по Камчатскому краю № 173 от 2 августа 2018 года инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении АО «<АДРЕС> с целью контроля за выполнением законного предписания № 345/1/1 от 25 августа 2016 года. Срок проверки установлен в период с 10 по 15 августа 2018 года (л.д. 3-5)

Из акта проверки № 173 от 15 августа 2018 года следует, что выданное предписание от 25 августа 2016 года № 345/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок юридическим лицом не исполнено, а именно: подземные одностенные резервуары для хранения топлива установлены не внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между указанными стенками должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо; навесы на ТРК выполнены из горючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м. допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей). (л.д. 23)

При указанных обстоятельствах должностное лицо надзорного органа возбудило в отношении АО «<АДРЕС> дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА2>, составленному государственным инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС по Камчатскому краю, АО «<АДРЕС> вменено нарушение требований ст. 151 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 30, 47 Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25.

Таким образом, был сформулирован объем и содержание вмененного административного правонарушения.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ событие правонарушения излагается в протоколе об административном правонарушении. Данный процессуальный акт содержит в себе объем обвинения, вмененный в вину лицу.

Статья 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (на день выдачи Предписания № 345/1/1) содержит в себе заключительные положения, связанные с принятием этого закона, в том числе касающиеся обязательности применения требований, регламентирующих деятельность, связанную с объектами защиты, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, до принятия соответствующих технических регламентов.

Согласно п. 30* "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).

В соответствии с п. 47* НПБ 111-98* Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, подземные одностенные резервуары для хранения топлива должны устанавливаться внутри оболочек (за исключением аварийных резервуаров), выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между указанными стенками должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.

В силу ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

НПБ 111-98* Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, фактически утратили силу в связи с изданием Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 221, которым с 1 июля 2014 года введен в действие свод правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (СП 156.13130.2014).

Положения ст. 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" носят общий характер и не содержат конкретных ограничений.

Таким образом, из материалов дела следует, что АО «<АДРЕС> вменяется в вину совершение административного правонарушения по факту невыполнения пунктов Предписания № 345/1/1 от 25 августа 2016 года, которое на момент его выдачи основано на недействующих нормах противопожарной безопасности НПБ 111-98* Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", в связи с чем данные нормы не подлежали применению.

В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, а административным правонарушением, согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Следует отметить, что согласно диспозиции ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности только за неисполнение законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо проверить законность соответствующего предписания административного органа.

Незаконность предписания не дает правовых оснований для привлечения лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания.

С учетом установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, мировой судья считает Предписание № 345/1/1 от 25 августа 2016 года, выданное административным органом, осуществляющим государственный пожарный надзор, незаконным, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «<АДРЕС> состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Акционерного общества «<АДРЕС> прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края через мирового судью в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

           

Резолютивная часть постановления оглашена 4 октября 2018 года.

Мировой судья                                            подпись                                                      С.В. Немков

Верно

Мировой судья                                                                                                                 С.В. Немков