Дело №
РЕШЕНИЕ
г. Новороссийск 08 апреля 2016 года
судья Октябрьского районного суда города Новороссийск Краснодарского края Головин А.Ю.,
при секретаре Асатурян А.М.,
с участием представителей ООО «Квалитет» - директора ФИО6, по доверенности ФИО9, представителя ГИТ по КК – по доверенности ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО «Квалитет» ФИО6 на постановление Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> о привлечении ООО «Квалитет» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты> ООО «Квалитет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
В жалобе на указанное постановление директор ООО «Квалитет» ФИО6 просит его отменить как незаконное. В обоснование указано, что основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.54 КоАП РФ ГИТ указал не предоставление сведений в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (далее - электронный документ), в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС) по результатам отчетов о проведении СОУТ, утвержденных в декабре 2015г. Порядок проведения специальной оценки условий труда, касательно передачи сведений о результатах СОУТ в контролирующие органы организациями, проводящими СОУТ, предусматривает следующее: с ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии сч.1, 3 cm. 18, ч.2 cm. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"- (далее N 426-ФЗ), Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 843н "Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда" - далее Приказ N 84Зн):передачу сведений в информационную систему учета - Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС) в форме электронного документа, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ до ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 436н "Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда", действовал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - далее Приказ N 436н): передачу сведений в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ: на бумажных и (или) электронных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась СОУТ; в форме электронного документа в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда (далее - АС АКОТ). Таким образом, в отношении передачи сведений в форме электронного документа предусмотрена обязанность передачи в две разные информационные системы учета. Обществом была надлежащим образом исполнена обязанность по предоставлению сведений по отчетам о проведенных СОУТ, утвержденным в 2015 году, на бумажных и электронных носителях в ГИТ в соответствии с действовавшим на декабрь 2015 года Порядком, что не оспаривается Органом. Однако у Общества отсутствовала возможность передачи сведений в АС АКОТ, поскольку для целей исполнения Приказа 436н отсутствовал законодательно закрепленный нормативно-правовой механизм ввода в эксплуатацию АС АКОТ, предназначенной для сбора сведений о результатах проведения СОУТ, равно как механизм признания для этих целей другой АС АКОТ, предназначенной для сбора сведений о результатах проведения аттестации рабочих мест. В тексте Приказа N 436н нет прямой отсылки к передаче информации в какую-то конкретную систему, говорится о некоей автоматизированной системе анализа и контроля. Единственная подобного рода система АС АКОТ была введена в промышленную эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях организации сбора, обработки и хранения данных по вопросам охраны труда, в том числе о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.На момент вступления в действие Приказа №н отсутствовали какие-либо опубликованные нормативно-правовые акты о признании вышеупомянутой АС АКОТ системой, предназначенной для сбора сведений о результатах проведения СОУТ. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "О вводе в эксплуатацию Автоматизированной системы анализа и контроля в области охраны труда" (далее - Приказ №) ввел в эксплуатацию АС АКОТ для сбора, обработки и хранения данных по вопросам охраны труда. Однако Приказ № официально опубликован не был, что подтверждается информацией справочно-правовой системы «Гарант» и официального портала <данные изъяты> на официальном сайте Минтруда России данный Приказ был опубликован только ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, Заявитель не мог знать по независящим от него причинам о том, что АС АКОТ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могла быть использована для целей СОУТ, и не должен нести ответственность за не предоставление информации в АС АКОТ до введения в действие ФГИС Приказом №н. Именно по этой причине обязанность, предусмотренную Приказом №н, Общество исполнило в срок, но только в части представления информации на бумажных и (или) электронных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (ГИТ) по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда. Таким образом, Заявитель сделал все возможное для исполнения возложенных на него обязательств по передаче результатов СОУТ. В связи с тем, что СОУТ на предприятиях (ЗАО «Новороссийскэлектромонтаж» - дата утверждения отчета о проведении СОУТ - 23.12.2015г., ИП ФИО2 - 24.12.2015г., ИП ФИО7 - 23.12.2015г., ИП ФИО8 - 25.12.2015г., ОАО «Новороссийский электроремонтный завод» - 23.12.2015г., ООО «Бизнес-Трейдинг» - 23.12.2015г.,) была проведена в 2015 году и отчеты об их проведении были утверждены в 2015 году, соответственно на них распространялся порядок, утвержденный Приказом 436н, который не предусматривал передачу сведений о проведенных СОУТ во ФГИС. Следовательно, требования о направлении сведений по отчетам СОУТ, утвержденным в 2015 году, во ФГИС являются неправомерным. С целью исполнения обязанности передачи сведений о проведенных СОУТ во ФГИС с ДД.ММ.ГГГГ Заявитель получил ключ электронной цифровой подписи в Удостоверяющем центре Минтруда России. Однако у Заявителя отсутствовала техническая возможность предоставления сведений о проведенных СОУТ во ФГИС, вызванная отсутствием привязки электронной подписи к их организации по техническим причинам, не зависящим от Заявителя, что подтверждается заявкой в службу технической поддержки ФГИС, а также в Минтруд России. В период с ДД.ММ.ГГГГ по 12 01.2016г. Заявитель регулярно обращался в Минтруд по вопросу восстановления работоспособности системы. Фактически работоспособность системы была восстановлена только ДД.ММ.ГГГГ, когда Заявитель смог направлять первые четы о проведенных СОУТ. Просит Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №-№ отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО Квалитет» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представители ООО «Квалитет» - директор ООО «Квалитет» ФИО9 и представитель по доверенности ФИО9 подтвердили доводы, изложенные в жалобе, просили постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель ГИТ по КК по доверенности ФИО10 просила постановление Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Квалитет» оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Квалитет» ФИО6- без удовлетворения. В обоснование пояснила, что на основании Поручения заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ №-№, Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> "Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда", Приказа Министерства труда и социальной защиты №н от 03.11.2015г. «Об утверждении порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426- ФЗ "О специальной оценке условий труда" и в соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ в ООО «Квалитет» был запрошен реестр организаций, где была проведена специальная оценка условий труда в период с июля 2014г. по январь 2016г., с указанием даты утверждения отчета о ее проведении (на бумажном и электронном носителе). Требования статьи 18 и статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в части предоставления сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета с ДД.ММ.ГГГГ, не отменяют собой необходимость предоставления указанных сведений в АС АКОТ, предусмотренную Порядком передачи сведений. В связи с изложенным, поскольку Порядок передачи сведений, утвержденный приказом Минтруда №н вступил в законную силу с <данные изъяты>., затем вступил в законную силу Приказ Министерства труда и социальной защиты №<данные изъяты> «Об утверждении порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ» - организации, проводящие специальную оценку условий труда, обязаны были обеспечить соблюдение этих требований с момента действия данных приказов. Таким образом, организации, проводящие специальную оценку условий труда обязаны передавать сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Согласно предоставленному реестру Общество с ограниченной ответственностью «Квалитет» (регистрационный № в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда) с июля 2014 г. провело специальную оценку условий труда в 276 организациях (<данные изъяты> ИП ФИО1<данные изъяты>, ИП ФИО12 и другие).. На момент рассмотрения административного дела ООО «Квалитет» сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда не вносило, (внесены данные только по одной организации <данные изъяты> что является нарушением требований Порядка передачи сведений ст.18 и статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Порядок передачи сведений, утвержденный приказом Минтруда №н, приказа Министерства труда и социальной защиты №н «Об утверждении порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ».
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, нахожу жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.14.54 КоАП РФ - нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В п. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" указаны какие именно сведения являются объектами учета в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 3 вышеуказанной статьи организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Статьей 28 вышеуказанного закона установлено, что ст. 18 данного Федерального закона вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ, а до ДД.ММ.ГГГГ сведения, указанные в ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии с приказом Минтруда России №н и приказом Министерства труда и социальной защиты №н «Об утверждении порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ» сведения о результатах проведения СОУТ передаются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении на бумажных и (или) электронных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась СОУТ, а в случае проведения СОУТ в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в специальной оценки условий труда в информационную систему учета с ДД.ММ.ГГГГ, не отменяют собой необходимость предоставления указанных сведений в АС АКОТ, предусмотренную Порядком передачи сведений.
В связи с изложенным, поскольку Порядок передачи сведений, утвержденный приказом Минтруда №н вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ - организации, проводящие специальную оценку условий труда, обязаны были обеспечить соблюдение этих требований с момента действия данного приказа.
Таким образом, организации, проводящие специальную оценку условий труда обязаны передавать сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании Поручения заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ №-ТЗ, Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 436н "Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда", Приказа Министерства труда и социальной защиты №н «Об утверждении порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и в соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ в ООО «Квалитет» был запрошен реестр организаций, где была проведена специальная оценка условий труда в период с июля 2014г. по январь 2016г., с указанием даты утверждения отчета о ее проведении (на бумажном и электронном носителе).
По результатам проверки установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Квалитет» (регистрационный № в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда) провело специальную оценку условий труда в ЗАО «Новороссийскэлектромонтаж» (дата утверждения отчета о проведении <данные изъяты>.), ИП ФИО2 (дата утверждения отчета о проведении <данные изъяты> ИП ФИО3 (дата утверждения отчета о проведении СОУТ 23.12.2015г.); ИП ФИО8 (дата утверждения отчета о проведении СОУТ 25.12.2015г.); ОАО «Новороссийский электроремонтный завод» (дата утверждения отчета о проведении СОУТ 23.12.2015г.); ООО «Бизнес-Трейдинг» (дата утверждения отчета о проведении СОУТ 23.12.2015г.); ООО «Земля и Право» (дата утверждения отчета о проведении СОУТ 18.01.2016г.).
Однако, согласно данным Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда Общество с ограниченной ответственностью «Квалитет» сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда не вносило (внесены данные только по одной организации ООО «Земля и Право», что является нарушением требований Порядка передачи сведений ст.18 и статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Порядок передачи сведений, утвержденный приказом Минтруда №н, приказа Министерства труда и социальной защиты №н «Об утверждении порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ».
Данные действия ООО «Квалитет», образуют состав административного правонарушения по статье 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением о назначении административного наказания, вынесенного начальником отдела надзора и контроля по охране труда в КК ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ №-№ ООО «Квалитет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Согласно имеющимся в деле доказательствам, в их совокупности, а именно: протоколу №-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, материалами дела подтверждается обстоятельство совершения ООО «Квалитет» административного правонарушения по ч.1 статье 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, с учетом имеющихся в деле доказательств, ГИТ по КК правомерно привлекла ООО «Квалитет» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ и назначено административное наказание в пределах санкции статьи с учетом всех обстоятельств по делу.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения начальником отдела надзора и контроля по охране труда в КК ФИО10, влекущие отмену постановления, допущены не были.
При изложенных обстоятельствах, основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют, в удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты> о привлечении ООО «Квалитет» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Квалитет» ФИО6 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии решения.
Судья Головин А.Ю.