П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 5-270/2020 23 апреля 2020 года г. Иркутск Мировой судья судебного участка № 6 Октябрьского района г. Иркутска Селезнева М.А., г. Иркутск, ул. Байкальская, 293/7 каб. 204, рассмотрев материалы дела № 5-270/2020об административном правонарушении, предусмотренным ст. 14.1.3 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Правобережное управление ЖКС», ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР> расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, пр-т <АДРЕС> Жукова, 52-2,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Правобережное управление ЖКС» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ, то есть, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, при следующих обстоятельствах.
На основании распоряжения заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора <АДРЕС> области <ФИО1> от <ДАТА2> <НОМЕР>-ср-п проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля, с целью проверки информации, содержащейся в обращении/заявлении, поступившем <ДАТА3> вх.<НОМЕР>-11837/19. Лицензионные требования установлены статьей 193 ЖК РФ. Согласно п. 7 ч.1 ст. 193 ЖК РФ к лицензионным требованиям относятся и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА4> <НОМЕР> «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании (предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Положение). Подп. «б» п. 3 Положения к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ. Частью 9 ст. 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу требований ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой (стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подп. «д» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению (многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА5> <НОМЕР> (далее — Правила <НОМЕР>) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в число которых входит организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем работ и услуг утвержденным решением собрания, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, заключение договоров энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от <ДАТА6> <НОМЕР> (далее Правила <НОМЕР>), предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Федеральным законом от <ДАТА7> <НОМЕР> «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения согласно которым управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом. Указанные изменения вступили в законную силу <ДАТА8> Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены «Порядком и сроками внесения изменении в реестр лицензий субъекта Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <ДАТА9> <НОМЕР> (далее - Порядок).Так, пунктом 2 Порядка установлены требования к сведениям, которые должно
содержать заявление лицензиата о внесении изменении в реестр. Пункт 3 Порядка содержит требования к перечню документов, необходимых в качестве приложения к указанному заявлению.
ООО «Управляющая компания СантехЭлектроРемонт» (далее - ООО «УК СЭР») в установленном законом порядке получена лицензия от <ДАТА10> <НОМЕР> на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. ООО «Правобережное управление ЖКС» <ДАТА11> переоформлена лицензия <НОМЕР> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи со сменой наименования юридического лица, ранее именуемого как ООО «УК СЭР». На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <ДАТА12> <НОМЕР>, между собственниками МКД <НОМЕР>Б по ул. <АДРЕС> в г. <АДРЕС> и ООО «Правобережное управление ЖКС» утвержден договор управления МКД <НОМЕР> от <ДАТА13> В Службу <ДАТА14> поступило заявление от ООО «УК СЭР» о внесении изменений в реестр лицензий в части сведений о МКД <НОМЕР>Б, в отношении, которого организация приступает к деятельности по управлению. По результатам рассмотрения заявлений и документов Службой <ДАТА15> принято мотивированное решение <НОМЕР>/1/17 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий <АДРЕС> области, в связи невыполнением требования о размещении информации на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ. Службой произведен анализ платежных документов по кв. 326 МКД <НОМЕР>Б за период с <ДАТА16> по <ДАТА17>, в результате которого установлено, что ООО «Правобережное управление ЖКС» в период с <ДАТА16> по <ДАТА17> производило начисление платежей собственникам МКД <НОМЕР>Б за содержание общего имущества и коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, что является неправомерным, так как ООО «Правобережное управление ЖКС» в указанный период осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению МКД <НОМЕР>Б с нарушением лицензионных требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 ЖК РФ, то есть до внесения сведений в реестр лицензий <АДРЕС> области.
В действиях (бездействии) юридического лица ООО «Правобережное управление ЖКС» усматриваются признаки административног правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ)- осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Вина юридического лица ООО «Правобережное управление ЖКС» выражена в том, что у данной организации, являющейся лицензиатом и лицом, ответственным за выполнение лицензионных требований, имелась возможность вести свою деятельность по управлению многоквартирными домами в соответствии с установленными действующим жилищным законодательством требованиями, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ООО «Правобережное управление ЖКС» не приняты все зависящие от него меры по соблюдения действующего законодательства. Документы, указывающие на предпринятые ООО «Правобережное управление ЖКС» меры в целях соблюдения лицензионных требований либо указывающих на отсрочку исполнения своих обязанностей лицензиата, а равно доказательства наличия причин, препятствующих ООО «Правобережное управление ЖКС» совершить необходимые для соблюдения лицензионных требований действия, в Службу не поступали.
Рассмотрение административного дела было назначено на 10-00 часов <ДАТА18> ООО «Правобережное управление ЖКС», законный представитель <ФИО2> о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом судебным извещением (имеется отметка о принятии судебного извещения), телефонограммой, смс- сообщением (законный представитель). Между тем, Президиумом Верховного Суда РФ, Президиумом Совета Судей РФ <ДАТА19> принято постановление о введении в режим работы судов РФ ограничений на период с <ДАТА20> по <ДАТА21> (включительно). Вместе с тем, согласно п. 3 указанного постановления судом могут быть рассмотрены дела безотлагательного характера. По данному административному правонарушению срок привлечения к ответственности составляет 3 месяца, административное правонарушение совершено <ДАТА22>, соответственно, срок привлечения к ответственности истекает <ДАТА21>, объективная возможность повторного извещения в пределах срока привлечения к ответственности отсутствует, более того, отложение рассмотрения дела на срок после <ДАТА21> повлечет прекращение производства по делу, в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности и фактическое освобождение ООО «Правобережное управление ЖКС» от административной ответственности за совершенное правонарушение. С учетом изложенного, суд относит данное дело в категории дел безотлагательного характера и полагает возможным рассмотреть его в отсутствие ООО «Правобережное управление ЖКС».
Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности и каждое в отдельности, мировой судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА23> N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с п. 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Объективно вина юридического лица ООО «Правобережное управление ЖКС» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА24>, согласно которому, в отношении ООО «Правобережное управление ЖКС» составлен протокол об административном правонарушении за нарушение лицензионных требований в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ. Указанный протокол составлен уполномоченным должностным лицом, при его составлении нарушений требований ст. ст. 28.2, 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлено;
- предписанием об устранении нарушений лицензионных требований <НОМЕР>/19 от <ДАТА22>. Предписание получено юридическим лицом <ДАТА26> (почтовое уведомление);
- актом проверки исполнения лицензионных требований <НОМЕР>/19 от <ДАТА22>. Акт проверки получен юридическим лицом <ДАТА26> (почтовое уведомление);
- запросом <НОМЕР>/19 от <ДАТА2> о проведении мероприятия по лицензионному контролю (запросом о предоставлении документов). Запрос получен юридическим лицом <ДАТА27> (почтовое уведомление);
- распоряжением на проведение внеплановой документарной проверки в рамках лицензионного контроля <НОМЕР> срп от <ДАТА2>. Распоряжение получено юридическим лицом <ДАТА27> (почтовое уведомление);
- заявлением <ФИО3> от <ДАТА3>, проживающей по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> 1Б ком. 326 о признании установленных тарифов незаконными, проведении перерасчета, обязании ООО «Правобережное управление ЖКС» выполнить обязанности по содержанию и управлению многоквартирным домом;
- квитанциями по начислению платы за период за июнь 2017 года (плата начислена ООО «СантехЭлектроРемонт», апрель 2019 год (плата начислена ООО «Правобережное управление ЖКС»;
- лицензией <НОМЕР> от <ДАТА10>, выданной ООО «Сантехэлектроремонт (ООО «УК СЭР»);
- лицензией <НОМЕР> от <ДАТА11>, выданной ООО «Правобережное управление ЖКС»;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Правобережное управление ЖКС».
Во исполнение запроса <НОМЕР>/19 от <ДАТА2> ООО «Правобережное управление ЖКС» для проведения проверки были предоставлены документы: договор управления МКД <НОМЕР>Б с приложениями действующий в период с <ДАТА16> по <ДАТА17>; протокол общего собрания собственников помещений МКД <НОМЕР> о выборе в качестве управляющей компании, о способе управления, об утверждении тарифов на содержание и текущий ремонт в МКД <НОМЕР> Б, действующий в период с <ДАТА16> по <ДАТА17>; договор холодного водоснабжения и (или) водоотведения с исполнителем коммунальных услуг <НОМЕР> от 10.10.2017; платежные документы за период с <ДАТА16> по <ДАТА17> МКД <НОМЕР>Б по жилому помещению <НОМЕР> (помесячно).
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «Правобережное управление ЖКС» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований при осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в материалах дела отсутствуют и не представлены суду в ходе рассмотрения дела.
Доводы ООО «Правобережное управление ЖКС», представленные в ходе проведения проверки о том, что осуществление юридическим лицом на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не свидетельствует о неправомерном исполнении возложенных на него полномочий, право на взимание платы также не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления (при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с управляющей компанией, которая фактически предоставила им коммунальные услуги, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку нарушения, выразившиеся в начислении платы собственникам МКД <НОМЕР>Б за содержание общего имущества за период с <ДАТА16> по <ДАТА17>, при том, что в указанный период ООО «Правобережное управление ЖКС» осуществляло деятельность с нарушением лицензионных требований» свидетельствует о нарушении ООО «Правобережное управление ЖКС» лицензионных требований, поскольку в указанный период изменения в реестр лицензий в части сведений о МКД <НОМЕР>Б внесены не были (во внесении указанных изменений было отказано).
Оценив исследованные доказательства, суд находит вину ООО «Правобережное управление ЖКС» установленной, доказанной, и квалифицирует его действия по ст. 14.1.3 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от <ДАТА29> <НОМЕР>, по административным правонарушениям, совершенным юридическими лицами, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, такой штраф может быть снижен на основе требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
В соответствии со ст. 4.1 ч. 3.2 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В силу ст. 4.1 ч. 3.3 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьи или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст.29.9. ч.1 п.1, ст. 29.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Правобережное управление ЖКС», ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР> расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, пр-т <АДРЕС> Жукова, 52-2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1.3 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Сумму административного штрафа внести или перевести в кредитную организацию по реквизитам: УФК по <АДРЕС> области (Агентство по обеспечению деятельности мировых суде <АДРЕС> области) ИНН <НОМЕР>, КПП получателя <НОМЕР>, номер счета 40101810250048010001 наименование банка Отделение <АДРЕС> г. <АДРЕС>, БИК <НОМЕР> КБК 83711601143019000140 ОКТМО 25701000 УИН 0376068823042020396152721.
Разъяснить ООО «Правобережное управление ЖКС», что согласно статье 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в установленный срок, мировой судья направляет постановление о наложении административного штрафа судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Мировой судья <ФИО4>