Дело № 5-229/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<ДАТА1> с. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка
<АДРЕС> района <АДРЕС> края Нестеренко А.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - председателя совета Закупочного сельского потребительского общества «Кооператор» (ЗСПО «Кооператор») Кононова Игоря Ивановича, родившегося <ДАТА2> в <АДРЕС> района, <АДРЕС> края, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС> <АДРЕС> района, <АДРЕС> края, данные установлены согласно протокола об административном правонарушении, ранее с учетом требований ст.4.6 КоАП РФ, <ОБЕЗЛИЧЕНО> к административной ответственности по статьям главы 19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В судебный участок <АДРЕС> района <АДРЕС> края поступил материал об административном правонарушении в отношении председателя совета ЗСПО «Кооператор» Кононова И.И. за совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3> Кононов И.И., являясь председателем совета ЗСПО «Кооператор» <ДАТА4> в <ОБЕЗЛИЧЕНО> минут по адресу: <АДРЕС>, в <АДРЕС> района, <АДРЕС> края не явился на комиссию по легализации налоговой базы, чем оказал неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Кононов И.И. в судебное заседание не явился. О месте, дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением. Согласно представленному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие в связи с убытием во внеплановую командировку. Вину в совершенном правонарушении не признает, составу суда доверяет.
В силу ч.3 ст.25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении данного дела не является обязательным, так как санкция ч.1 ст.19.4 КоАП РФ не влечет административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения за пределы Российской Федерации. Оснований для признания присутствия лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательным, у суда не имеется.
Согласно представленному возражению Кононов И.И. просит производство по делу об административном правонарушении в отношении него как должностного лица - председателя совета ЗСПО «Кооператор» прекратить в связи с тем, что председатель совета Кононов И.И. был вызван в администрацию <АДРЕС> района для дачи пояснений по вопросу заявленных убытков по налогу на прибыль организации за <ДАТА> год. При этом в уведомлении <НОМЕР> от <ДАТА5> не указано в рамках, каких мероприятий налогового контроля необходимо предоставить пояснения. Оснований вызова в уведомлении не указано. Кроме того, ЗСПО «Кооператор» направляло в адрес Межрайонной ИФНС <НОМЕР> по <АДРЕС> краю два пояснения по вопросу легализации налоговой базы. Указанные пояснения не нашли своего отражения в протоколе об административном правонарушении от <ДАТА3>. Явиться для дачи устных пояснений, в связи с фактическим отсутствием финансово-хозяйственной деятельности ЗСПО «Кооператор», отсутствием денежных средств на счетах и в кассе, не представилось возможным, о чем было сообщено специалистам Межрайонной ИФНС <НОМЕР>. Таким образом в действиях председателя совета ЗСПО «Кооператор» нет умысла на неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Изучив материалы дела, мировой судья приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению в виду отсутствия состава правонарушения по п.2 ст.24.5 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ одним из основных обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является установление события административного правонарушения, а также лица, совершившего противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При осуществлении такого вида государственного контроля, как налоговый контроль, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются (пункт 4 части 3.1 статьи 1 названного Федерального закона).
Частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, образуют действия (бездействие) граждан и должностных лиц, которые оказали неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Как усматривается из материалов дела, <ДАТА5> заместителем начальника, советником государственной гражданской службы РФ <ФИО1> на имя руководителя ЗСПО «Кооператор» было направлено уведомление <НОМЕР> о необходимости явиться <ДАТА4> в <ОБЕЗЛИЧЕНО> минут по адресу: <АДРЕС> на комиссию по легализации налоговой базы для дачи пояснений по вопросу заявленных убытков по налогу на прибыль организаций за <ДАТА> <АДРЕС> уведомление о вызове на комиссию по легализации налоговой базы получено по доверенности <ФИО2> <ДАТА8>, что подтверждается приобщенным к материалам дела почтовым уведомлением.
Однако, <ДАТА4> в назначенное время руководитель ЗСПО «Кооператор» Кононов И.И. на комиссию по легализации налоговой базы для дачи пояснений по вопросу заявленных убытков по налогу на прибыль организаций за <ДАТА> год не явился.
<ДАТА3> специалистом 1 разряда Межрайонной ИФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> краю <ФИО3> по данному факту в отношении должностного лица - председателя совета ЗСПО «Кооператор» Кононова И.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (часть 1).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Аналогичные права предоставлены должностным лицам налоговых органов статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
В соответствии с п.5 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства в их системной взаимосвязи следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ образуют действия налогоплательщика в неповиновении законному распоряжению должностного лица налогового органа о явке в налоговый орган, а также на заседание соответствующей Комиссии по легализации налоговой базы, созданной при налоговой инспекции на основании приказа ее руководителя.
Вместе с тем, как следует из материалов дела председатель совета ЗСПО «Кооператор» Кононова И.И. фактически приглашался на заседание рабочей группы по снижению неформальной занятости на территории <АДРЕС> района с участием специалистов Межрайонной ИФНС <НОМЕР> по <АДРЕС> краю, созданной на основании постановления Главы Администрации <АДРЕС> района <АДРЕС> края от <ДАТА> года <НОМЕР>, что подтверждается протоколом <НОМЕР> от <ДАТА4> данной рабочей группы.
Согласно представленной информации Главы Администрации <АДРЕС> района <АДРЕС> края от <ДАТА11> <НОМЕР> Рабочая группа по снижению неформальной занятости на территории <АДРЕС> района с участием специалистов Межрайонной ИФНС <НОМЕР> по <АДРЕС> краю не относится к налоговому органу, не является комиссией по легализации налоговой базы, деятельность рабочей группы не регулируется Налоговым Кодексом РФ. Следовательно, неявка на ее заседание налогоплательщика либо иного лица не влечет административную ответственность.
Субъекты правонарушений предусмотренных, частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, в силу части 1 статьи 1.5, части 1 статьи 2.1 и статьи 2.2 КоАП РФ подлежат ответственности только при наличии вины.
При изложенных выше обстоятельствах, оцениваемых в контексте положений подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, и подтвержденных объективными письменными доказательствами, следует, что у председателя совета ЗСПО «Кооператор» Кононова И.И. отсутствовал умысел на неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, таким образом, производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
По представленному административному материалу в отношении председателя совета ЗСПО «Кооператор» Кононова И.И. в действиях последнего отсутствует состав административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.29.4, п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя совета Закупочного сельского потребительского общества «Кооператор» Кононова Игоря Ивановича на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> края через судебный участок <АДРЕС> района <АДРЕС> края в течение десяти суток со дня со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья А.А. Нестеренко
Копия верна:
Мировой судья А.А. Нестеренко