Дело № 5-583/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Вельск 24 ноября 2017 года
Мировой судья судебного участка № 2 Вельского судебного района Архангельской области Митягин В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «УК Дом плюс», расположенного по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>
установил :
на рассмотрение мирового судьи поступил протокол об административном правонарушении и материалы дела, составленные в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК Дом плюс» (далее - ООО «УК Дом плюс») по ст. 19.7 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель ООО «УК Дом плюс» Дроздюк В.С. с протоколом не согласилась, указав, что производство по делу подлежит прекращению в виду отсутствия вины ООО, так как запроса о предоставлении документов не получали. Кроме этого срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Выслушав законного представителя Дроздюк В.С., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении и иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.
Объективной стороной рассматриваемого состава административного правонарушения являются действия (бездействия) юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
При этом в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из протокола об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения руководителя жилищной инспекции Архангельской области от 1 августа 2017 года в отношении ООО «УК Дом плюс» в период с 1 августа 2017 г. по 22 августа 2017 г. проводилась внеплановая документарная проверка. В рамках проверки в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закона № 294) в адрес ООО «УК Дом плюс» был направлен мотивированный запрос о предоставлении документов. ООО «УК Дом плюс» надлежащим образом уведомлённое о проверке не представило необходимые документы для её проведения, в связи с чем, провести проверку не представилось возможным.
Основанием для привлечения ООО «УК Дом плюс» к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ является факт непредставления запрашиваемых документов.
Считая, что запрашиваемые сведения юридическое лицо не представило в срок, государственный жилищный инспектор, консультант отдела лицензирования и контроля соблюдения порядка размещения информации государственной жилищной инспекции Архангельской области усмотрел в действиях юридического лица состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, а именно: юридическое лицо не представило сведения (документы) должностному лицу, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления эти лицом его законной деятельности, о чём составила протокол об административном правонарушении и направил на рассмотрение мировому судье.
Однако, мировой судья не может согласиться с квалификацией совершённого ООО «УК Дом плюс» правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ.
Так, в силу ч.ч. 1, 3 Закона № 294 предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с ч. 5 Закона № 294 в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, мотивированный запрос о предоставлении документов 1 августа 2017 г. был направлено в адрес ООО «УК Дом плюс» в рамках проведения внеплановой документарной проверки, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Юридическое лицо запрос не получило и он вернулся обратно должностному лицу.
Государственный жилищный инспектор, консультант отдела лицензирования и контроля соблюдения порядка размещения информации государственной жилищной инспекции Архангельской области, являлся должностным лицом, осуществляющим проверку в соответствии с Законом № 294.
За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 14.24 и ч. 9 ст. 15.29 настоящего Кодекса, повлекшее невозможность проведения и завершения проверки, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Поскольку необходимые документы запрашивались у юридического лица ООО «УК Дом плюс» в рамках проведения внеплановой документарной проверки, в соответствии с требованиями Закона № 294, которую провести в связи с с непредставлением документов не представилось возможным, то описанные выше действия (бездействия) ООО неправильно квалифицированы по ст. 19.7 КоАП РФ.
Абзацем 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Часть 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ предусматривает более строгий вид наказания для юридических лиц: штраф в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку санкцией ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ст. 19.7 данного Кодекса, переквалификация действий ООО «УК Дом плюс» в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Частью 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ установлено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах производство по делу в отношении ООО «УК Дом плюс» подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил :
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК Дом плюс» прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Вельский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья В.А. Митягин