Решение по делу № 5-717/2015 от 25.11.2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

от 25 ноября 2015 года г. Самара ул. Молодогвардейская, 53 Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года Постановление изготовлено в полном объёме 25 ноября 2015 года Мировой судья судебного участка № 133 Волжского судебного района Самарской области Царёва И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-717/15 в отношении юридического лица ООО «ПромРесурс», зарегистрированного: ***, по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: 25.08.2015г. юридическое лицо ООО «ПромРесурс» не выполнило в установленный срок - до 25.08.2015 года, предписание должностного лица Управления Росприроднадзора по Самарской области № 454 от 25.12.2014г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, предписывающее провести рекультивацию уничтоженного и перекрытого строениями и пешеходной дорожкой плодородного слоя лесных почв на территории культурно-оздоровительного центра в лесном фонде в квартале ***. В судебное заседание законный представитель ООО «ПромРесурс» не явился по причине служебной занятости, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил защитника. В судебном заседании защитник М., чьи полномочия удостоверены доверенностью, пояснил, что Арбитражным судом Самарской области признаны обоснованными требования о признании юридического лица ООО «ПромРесурс» несостоятельным, и введена процедура наблюдения. Для выполнения предписания требуется снос капитальных строений культурно-оздоровительного комплекса, которые являются активами общества. На снос по предварительным подсчётам требуется, примерно, *** млн. руб. В связи с недостаточностью денежных средств и невозможностью реализовать активы общество не смогло выполнить предписание в установленный срок, не имея при этом умысла не невыполнение предписания, о чём свидетельствует обращение руководителя общества с заявлением о признании юрлица банкротом. Представил ряд документов для приобщения к материалам дела. Судом исследованы следующие материалы дела: - протокол об административном правонарушении № 350 от 16.09.2015 г., составленный в отсутствие законного представителя юрлица и с участием З.; - доверенность З. № 207/15/01 от 27.01.2015г.; - выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ПромРесурс», из которой следует, что законным представителем (директором) ООО «ПромРесурс» является Г.; - определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 02.10.2015г.; - акт по результатам проверки № 304 от 25.12.2014г. с отметкой о вручении; - предписание об устранении нарушений в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 454 от 25.12.2014г., установлен срок выполнения - до 25.08.2015г.; - приказ о проведении внеплановой выездной проверки № 885 от 09.09.2015г.; - уведомление о проведении проверки от 09.09.2015г. с отметкой о вручении; - акт по результатам проверки № 202 от 16.09.2015г., которым установлено, что предписание № 454 от 25.12.2014г. не выполнено; - определение Арбитражного суда Самарской области № А55-10071/2015 от 22.07.2015г. о признании требований о признании ООО «ПромРесурс» несостоятельным (банкротом) обоснованными и введении в отношении ООО «ПромРесурс» процедуры наблюдения; - выписка по банковскому счёту ООО «ПромРесурс» за период с 12.10.2015г. по 13.10.2015г., из которой следует, что входящий остаток - *** руб., исходящий остаток - *** руб.; - определение (резолютивная часть) Арбитражного суда Самарской области № А55-10071/2015 от 12.11.2015г. о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди; - объяснения законного представителя ООО «ПромРесурс» - директора Г., из которых следует, что предписание не выполнено в связи со сложной финансовой ситуацией в обществе и отсутствием фактической возможности осуществления финансово-хозяйственной деятельности; - сведения об открытых (закрытых) счетах ООО «ПромРесурс» в кредитных организациях на 27.04.2015г.; - уведомление банка о закрытии расчётного и транзитного валютных счетов ***.; - информация ПАО *** о том, что по состоянию на 25.11.2015г. на расчётном счёте ООО «ПромРесурс» остаток денежных средств *** руб.; - отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ООО «ПромРесурс»; - приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 484 от 13.12.2013г. об утверждении заключения государственной экспертизы, которым установлено, что при наличии отрицательного заключения на проект освоения лесов осуществление использования лесного участка не допускается. Оценивая в совокупности собранные по делу об административном правонарушении доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ), суд приходит к следующему. Диспозиция ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. В силу ст. 2.1 ч.2 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Самарской области № А55-10071/2015 от 22.07.2015г. установлено следующее. ООО «ПромРесурс» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением должника о признании его несостоятельным (банкротом). Судом установлено, что у должника имеются внеоборотные активы на общую сумму *** руб. и оборотные активы на сумму ***руб. При этом, имущество, указанное во внеоборотных активах на сумму *** и в оборотных активах на сумму *** руб. подлежит фактическому сносу капитальных строений культурно-оздоровительного комплекса, поскольку на основании заключения государственной экспертизы, утверждённого Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 484 от 13.12.2013г. было вынесено предписание Росприоднадзора по Самарской области о рекультивации и восстановлении всего плодородного слоя под строениями и пешеходной дорожкой в срок до 25.08.2015г. С учётом, в том числе, указанных обстоятельств суд пришёл к выводу о том, что имеются основания для введения процедуры наблюдения, поскольку удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объёме перед другими кредиторами, а обращение взыскания на имущество должника сделает невозможной хозяйственную деятельность должника. Суд принял решение о признании требований обоснованными и введении в отношении ООО «ПромРесурс» процедуры наблюдения. В соответствии со ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Таким образом, определение Арбитражного суда Самарской области № А55-10071/2015 от 22.07.2015г. имеет преюдициальное значение и свидетельствует о наличии признаков несостоятельности (банкротства) должника ООО «ПромРесурс». Из материалов дела также следует, что в квартале № *** лесничества при осуществлении использования лесного участка в рекреационных целях возведение объектов капитального строительства не допускается; вместе с тем на участке лесного фонда, переданном в аренду ООО «ПромРесурс» имеются объекты капитального строительства, которые подлежат сносу на основании отрицательного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов и приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 484 от 13.12.2013г. Для выполнения предписания № 454 от 25.12.2014г. и проведения рекультивации плодородного слоя лесных почв под строениями и дорожкой необходимо произвести снос объектов капитального строительства и демонтаж пешеходной дорожки. Учитывая, что указанные объекты капитального строительства, являющиеся активами предприятия, подлежат сносу, то извлечение предприятием дохода от их эксплуатации и реализации исключается. Денежные средства, размещенные на банковских счетах ООО «ПромРесурс» являются недостаточными для выполнения предписанных мероприятий, требующих значительного финансового обеспечения. На основании вышеизложенного суд не усматривает финансовой возможности выполнения юридическим лицом предписания № 454 от 25.12.2014г. в установленный срок. В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В производстве по делам об административных правонарушениях обязанность доказывания виновности привлекаемого лица лежит на органе, возбудившем производство по делу об административном правонарушении. Какие-либо иные доказательства вины ООО «ПромРесурс» в невыполнении предписания № 454 от 25.12.2014г. надзорным органом не представлены. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Исходя из положений вышеуказанной статьи, составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя, поскольку должностное лицо, составляющее протокол, обязано предоставить привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу возможность реализовать гарантии, предусмотренные данной нормой (в частности, законному представителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом; указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола; законному представителю разъясняется возможность обжалования действий должностного лица в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации). Соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ возможно также при отсутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, при условии надлежащего его извещения о времени и месте составления протокола (ст. 28.2 ч.4.1 КоАП РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Указанный перечень законных представителей юридического лица является исчерпывающим. Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в этот перечень не входит, и, следовательно, законным представителем не является. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, законным представителем ООО «ПромРесурс» является директор Г. Как следует из протокола об административном правонарушении № 350 от 16.09.2015г., законный представитель ООО «ПромРесурс» при составлении указанного протокола не присутствовал; протокол составлен с участием З., действующего на основании доверенности. КоАП РФ допускает возможность участия производстве по делу об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника (ст. 25.5 КоАП РФ). Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. При этом, защитник является самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении и не замещает лицо, привлекаемое к административной ответственности. Однако, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее извещение законного представителя ООО «ПромРесурс» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а доверенность на имя З. не содержит сведений о предоставлении З. полномочий защитника по данному делу об административном правонарушении. Определением суда от 06.10.2015г. от должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, истребованы документы, подтверждающие надлежащее извещение законного представителя ООО «ПромРесурс» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Указанные документы должностным лицом Управления Росприроднадзора по Самарской области суду не представлены. При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении № 350 от 16.09.2015г. составлен с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя ООО «ПромРесурс», который не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола. Указанное нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным и свидетельствует о нарушении порядка привлечения к административной ответственности. В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для прекращения административного дела при условии, если вышеуказанный недостаток носит существенный характер, не может быть устранен и восполнен в судебном заседании и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Судом установлено, что протокол об административном правонарушении № 350 от 16.09.2015г. составлен должностным лицом Управления Росприроднадзора по Самарской области с нарушением процессуальных требований КоАП РФ, предъявляемым к данному виду документа; вышеуказанный недостаток носит существенный характер, не может быть устранен и восполнен в судебном заседании, в связи с чем рассматриваемый протокол не может служить подтверждением объективной стороны правонарушения и основанием для привлечения ООО «ПромРесурс» к административной ответственности. Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «ПромРесурс» состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. В силу ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На основании изложенного, производство по данному делу об административном правонарушении в отношении ООО «ПромРесурс» по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ПромРесурс» по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ - прекратить. Составление мотивированного постановления отложить на срок в пределах дня 25.11.2015г. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Постановление может быть обжаловано в Волжский районный суд Самарской области в течение 10 дней через судебный участок № 133 Волжского судебного района Самарской области. Мировой судья подпись Царёва И.В. «СОГЛАСОВАНО» 25.11.2015г. Мировой судья Царёва И.В<ФИО1>