Решение по делу № 5-292/2017 от 14.09.2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

«14» сентября 2017 г.                                                                                         г. Самара<АДРЕС>

 Мировой судья судебного участка № 13 Кировского судебного района г. Самары Самарской области Русакова О.Т., рассмотрев дело об административном правонарушении №5-292/2017, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, в отношении руководителя <ОБЕЗЛИЧЕНО> Кошелева Владимира Алексеевича, родившегося <ДАТА2> в <АДРЕС>, проживающего по месту регистрации по адресу: <АДРЕС>

У С Т А Н О В И Л :

<ДАТА3> государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок <НОМЕР> Межрайонной ИФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области <Ф.И.О.1> при осуществлении приема декларации по Налоговому расчету по авансовому платежу по налогу на имущество организаций обнаружено, что организацией <ОБЕЗЛИЧЕНО> не соблюдались сроки представления налоговой отчетности за 2016КН09 года. Срок представления Налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций - <ДАТА4>, фактическая дата представления - <ДАТА5> Ответственным лицом за предоставление данной организацией налоговой отчетности в МИФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области является руководитель <ОБЕЗЛИЧЕНО>         Кошелев В.А.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена  ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Кошелева В.А. по доверенности <Ф.И.О.2>, вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что на бухгалтерское обслуживание у <ОБЕЗЛИЧЕНО> заключен гражданско-правовой договор. Так, в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА6> <НОМЕР> «О бухгалтерском учете»,  <ОБЕЗЛИЧЕНО> заключен договор от <ДАТА7> <НОМЕР> на бухгалтерское обслуживание с ООО «Персонал». Сотрудники ООО «Персонал» оказывают <ОБЕЗЛИЧЕНО> услуги по бухгалтерскому обслуживанию, в том числе в их обязанности входит представление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля. Кроме того, Кошелев В.А. не является должностным лицом <ОБЕЗЛИЧЕНО> ответственным за предоставление в налоговые органы, таможенные органы в установленный законом срок документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Согласно должностной инструкции в <ОБЕЗЛИЧЕНО> ответственным лицом, осуществляющим контроль за предоставлением в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы, таможенные органы документов   или   сведений,   необходимых   для   осуществления   налогового   контроля, является <Ф.И.О.3>. Кроме того, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства <ОБЕЗЛИЧЕНО> является субъектом малого предпринимательства. В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. К административной ответственности по факту непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, никто из сотрудников <ОБЕЗЛИЧЕНО> ранее не привлекался, причинение вреда, а также имущественный ущерб отсутствует. Кроме того, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям. В соответствии с пунктом 181 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Каких-либо последствий общественным отношениям и порядку управления действиями (бездействиями) <Ф.И.О.3> не причинены, документы сотрудниками ООО «Персонал» надлежащим образом представлены в ИФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области. Просит производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия в действиях состава административного правонарушения.

Заслушав пояснения представителя привлекаемого к административной ответственности лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Мировым судьей установлено следующее.

Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3> Межрайонной Инспекцией ФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области <ДАТА9> при осуществлении налоговой проверки <ОБЕЗЛИЧЕНО> установлены нарушения налогового законодательства, а именно: организацией не соблюдались сроки представления Налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за отчетный период 2016 КН 09 года. Срок представления Налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций - <ДАТА4>, фактическая дата представления - <ДАТА5>, что подтверждается квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде. Ответственным лицом за представление сведений в МИФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области является руководитель <ОБЕЗЛИЧЕНО> Кошелев В.А., которым, по мнению инспекции, нарушен срок предоставления в налоговый орган налоговых документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение.

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена указанной статьей, являются общественные отношения в сфере налогообложения и организации налогового контроля.

Объективная сторона правонарушения характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Субъектом правонарушения является главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.).

Представитель привлекаемого лица в судебном заседании ссылался на то, что на бухгалтерское обслуживание у <ОБЕЗЛИЧЕНО> заключен гражданско-правовой договор. Так, в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА6> <НОМЕР> «О бухгалтерском учете», <ОБЕЗЛИЧЕНО> заключен договор от <ДАТА7> <НОМЕР> на бухгалтерское обслуживание с ООО «Персонал». Сотрудники ООО «Персонал» оказывают <ОБЕЗЛИЧЕНО> услуги по бухгалтерскому обслуживанию, в том числе в их обязанности входит представление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. N 18 отмечается, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.6 необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. При квалификации действий лица по данной статье необходимо также принимать во внимание п. 4 ст. 7 указанного Закона, согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Нарушение третьими лицами, которые ведут бухгалтерский учет в организации на основании гражданско-правового договора, не освобождает руководителя организации от административной ответственности по данной статье.

Мировым судьей установлено, что между <ОБЕЗЛИЧЕНО> и                  <Ф.И.О.4> <ДАТА12> заключен трудовой договор <НОМЕР>, согласно которому <Ф.И.О.4> принята на работу на неопределенный срок на должность помощника руководителя в <ОБЕЗЛИЧЕНО> На основании свидетельства о заключении брака <ДАТА13> <Ф.И.О.4> присвоена фамилия <Ф.И.О.3>

Согласно должностной инструкции помощника руководителя, утвержденной заместителем Генерального директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> <Ф.И.О.5> <ДАТА14>, в должностные обязанности помощника руководителя, в том числе входит контроль за предоставлением в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы, таможенные органы документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Согласно справки <НОМЕР> от <ДАТА15> <ОБЕЗЛИЧЕНО> <Ф.И.О.3> работает в указанной организации в должности помощника руководителя с <ДАТА7>г. по настоящее время.

Таким образом, именно <Ф.И.О.3> являлась ответственным лицом за предоставление данной организацией Налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 2016КН09 в МИФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке.

На основании ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Межрайонной ИФНС России по <АДРЕС> области при составлении протокола об административном правонарушении от <ДАТА3> не были истребованы соответствующие документальные подтверждения, в чьи обязанности входило представление соответствующей информации налоговому органу, а именно, руководителем организации либо иным лицом, и какую должность занимает в организации указанное лицо.

Мировой судья принимает во внимание представленные представителем привлекаемого к административной ответственности лица доказательства, а именно копию трудового договора, а также копию должностной инструкции помощника руководителя <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА14>, согласно которой должностным лицом, ответственным за предоставление Налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 2016КН09 является помощник руководителя <Ф.И.О.3>

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение лицом административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическо-правовыми признаками: противоправность, виновность, наказуемость и обобщающего в составе административного проступка все предусмотренные нормами административного права элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

На основании изложенного мировой судья приходит к выводу, что в действиях             Кошелева В.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, п. 3 ч. 1 ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, в отношении Кошелева Владимира Алексеевича прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г. Самары через мирового судью судебного участка № 13 Кировского судебного района г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

       Мировой судья                                                                                                    О.Т. Русакова