Решение по делу № 5-594/2014 от 13.08.2014

Дело № 5 - 594 /2014 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Поронайск Сахалинской области 09 сентября 2014 года

  Мировой судья судебного участка № 12 Поронайского района Сахалинской области Шевелева Ю.М., при секретаре Лукиной Н.Г, с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Сухарева А.А., старшего помощника Поронайского городского прокурора Бовтрук М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела обадминистративном правонарушении в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «…», ДАТА года рождения, АДРЕС по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

17 июня 2014 года заместителем Поронайского городского прокурора О. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора ООО «…» Сухарева А.А., из которого следует, что Сухарев А.А., в нарушение требований статьи пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 года № 280, статей 20, 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктов 3, 11,12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1900, являясь руководителем ООО «Поронайскавтотранс», осуществляющего на основании выданной лицензии № …. от 29 ноября 2011 год, деятельность по перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, не обеспечил проведение надлежащих предрейсовых и послересовых медицинских осмотров водителей ООО «…», так 10 июня 2014 года в 20 часов 20 минут при возвращении с линии маршрута № … Поронайск - Южно - Сахалинск, при проведении проверки сотрудниками Поронайской городской прокуратуры и обследования пассажирского автобуса … (регистрационный номер …), находящегося под управлением водителя ООО «…» Б., было установлено, что на переднем правом колесе отсутствует болт (гайка) крепления, кроме того, было установлено, что в рамках заключенного 01 января 2014 года договора № 14 / 10 на проведение медицинских осмотров (предрейсовых и послерейсовых) между ООО «Поронайскавтотранс» и ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», при проведении медицинских осмотров водителей ООО «…», исполнитель Т., освидетельствование на состояние опьянения водителей не проводила, наличие алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов фактически не определяла, состояние водителей, в том числе и на предмет опьянения, определяла только по внешним признакам, Журнал медосмотров вела не надлежащим образом. При этом 10 июня 2014 года по состоянию на 22 часа каких - либо сведений о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей следовавших по маршруту № … Поронайск - Южно - Сахалинск, в 03 - 30 часов и 05 - 00 часов, в Журнал медосмотров не внесла.  

 В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Сухарев А.А., выявленные нарушения не отрицал, вместе с тем, полагает, что поскольку Т. является работником ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» и проводила предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей ООО «Поронайскавтотранс» в рамках заключенного договора с учреждением здравоохранения, ответственность за ее действия он не несет. Кроме того, пояснил, что в момент выхода пассажирского автобуса на маршрут, он был обследован и никаких неисправностей не имелось, в связи с чем, он был допущен к рейсу. Кроме того, на переднем колесе, где был выявлен факт отсутствия болта, находится еще 8 болтов,отсутствие одного болта безопасность движения не нарушало.

Участвующий в судебном заседании прокурор Бовтрук М.Н. настаивала на привлечении Сухарева А.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по изложенным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении основаниям, с назначением наказания в пределах санкции статьи.

Выслушав, пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Сухарева А.А., мнение прокурора Бовтрук М.Н., исследовав материалы административного дела, допросив свидетеля, судья приходит к следующему:

 В соответствии  с Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесениякоторого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности, осуществляется  лицензирование отдельных видов деятельности. (статья 2 Закона)

Так,  лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя ), (подпункт 24 пункта 1 статьи 12 Закона).

 Задачами лицензирования отдельных видов деятельности является, предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями   требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соблюдение этих требований лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Закона).

Осуществление предпринимательской деятельности  с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензий), влечет для виновного административную ответственность, по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «…», согласно содержащейся в материалах дела Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 07 апреля 2014 года, Устава ООО «…», лицензии № АСС - 65 - 200709 от 29 ноября 2011 года, договора № 5 на транспортное обслуживания населения Сахалинской области маршрутными автобусами на регулярном межмуниципальном междугородном маршруте «Южно - Сахалинск - Поронайск» на 2012 - 2014 года от 31 декабря 2014 года и приложения к нему, паспорта автобусного маршрута № … и схемы маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 04 октября 2011 года - ОГРН 1116507000323, основной вид деятельности - деятельность автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более 8 человек, и выполняет регулярные маршрутные перевозки в межмуниципальных сообщениях на территории Сахалинской области автомобильным пассажирским транспортом по маршруту № … «Южно - Сахалинск - Поронайск».

При этом, порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), определяется Положением  о лицензировании  перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 года № 280.

Так согласно подпунктов В, Г,З пункта 4 Положения, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются в том числе наличие у лицензиата специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию,  наличие у  лицензиата на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении, соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Как установлено в судебном заседании, поводом к возбуждению производства об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сухарева А.А., являющегося, согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, директором ООО «…», имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, и, следовательно, в соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющегося должностным лицом, послужила проведенная 10 июня 2014 года сотрудниками Поронайской городской прокуратуры проверка соблюдения ООО «…» законодательства о лицензировании при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в ходе которой было выявлено, следующее:

Т., проводившей медицинские предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей ООО «…» с 24 мая 2014 года по 10 июня 2014 года наличие алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов фактически не определялось, освидетельствование на состояние опьянения не проводилось, Журнал медосмотров заполнялся не надлежащим образом, не всегда проставлялись подписи водителей, имелись неясности при заполнении граф «проба на наличие алкоголя», 10 июня 2014 года по состоянию на 22 - 00 часа, данные о предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей следовавших по маршруту № … Поронайск - Южно - Сахалинск, в 03 - 30 часов и 05 - 00 часов, в Журнале медосмотров не содержатся.

Вместе с тем, в соответствии с вышеуказанным подпунктом В пункта 4 Положения о лицензировании  перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным  для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо  для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является наличие у лицензиата специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию.

Как установлено в судебном заседании, в рамках вышеуказанного лицензионного требования, 01 января 2014 года ООО «…» был заключен договор № 14 / 10 на проведение медицинских осмотров (предрейсовых и послерейсовых) с Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Поронайская центральная районная больница», согласно которого учреждение здравоохранения взяло на себя обязательство по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей ООО «…» в помещении предоставленном заказчиком на территории предприятия, что также согласуется с требованиями Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, являющегося приложением к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)», утвержденных Минздравом России совместно с Минтрансом России ( Письмо Минздрава Российской Федерации от 21 августа 2003 года № 2510 / 9468 - 03 - 32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»), в части проведения предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.

При этом, согласно  договора № 14 / 10, в том числе раздела 3, исполнитель - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Поронайская центральная районная больница», обязалась оказать медицинские услуги (по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей ООО «…») надлежащего качества и в полном объеме, а также нести ответственность в установленном законодательством порядке за обоснованность, качество, объем и порядок оказания медицинских услуг, в то время как заказчик - ООО «…», обязалось осуществляя контроль за выполнениемобязанностей исполнителем, не вмешиваться в область его профессиональной компетенции.

Непосредственным исполнителем договора в части проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей ООО «…», от лица ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» являлась акушерка ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» Т., прошедшая специальную подготовку по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств и допущенная к их проведению, что подтверждается, исследованной в судебном заседании копии договора 14 / 10 от 01 января 2014 года, копией договора № 5 «Об оказании платных услуг на базе ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», заключенного между администрацией ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» и самой Т., справкой, выданной главным врачом ГБУЗ «Сахоблнаркодиспансер» К., а также объяснением самойТ.

Кроме того, в ходе проверки было выявлено, что 10 июня 2014 года в 20 часов 20 минут при возвращении с рейса по маршруту № … Поронайск - Южно - Сахалинск на конечной остановке около МУП «Поронайская коммунальная компания - 1», расположенного в г. Поронайске Сахалинской области, октябрьская, 65, пассажирского автобуса марки «…», государственный регистрационный знак …, находящегося в аренде у ООО «Поронайскавтотранс», на переднемправом колесе отсутствует болт (гайка) крепления.

Как было указано выше, лицензионным требованием  на осуществление деятельности по перевозки пассажиров, является наличие у  лицензиата на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении, соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Так в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Требования к техническому состоянию транспортных средств в частности автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров, закреплены в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Советом Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, устанавливающих кроме того и основания , запрещающие к эксплуатации транспортное средство.

Так в соответствии с пунктом 11, установлено, что Запрещается эксплуатация автобусов, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).

Согласно Перечня неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющемуся приложением к Основным положениям  по допуску  транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения,  запрещается эксплуатация автобусов  при отсутствие  болта (гайки) крепления.  (подпункт 5.2 пункта 5. Колеса и шины).

Вместе с тем, в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Советом Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, устанавливающим единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или вусловиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При этом, при возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям по допуску транспортных  средств  к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения,  запрещена эксплуатация  транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых  мер предосторожности (пункт 2.3.1. Правил).

Кроме того, обязанность по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства в пути, возлагается на водителя.

 

Как установлено в судебном заседании, сведений о том, что в ходе проверки соблюдения ООО «…» законодательства о лицензировании при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, проведенной Поронайской городской прокуратурой, был выявлен факт допуска, в нарушение положений Правил дорожного движения РФ, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, на маршрут № … автобуса …. (регистрационный номер …), под управлением водителя ООО «…» Б., с отсутствующим на переднем правом колесе болта (гайки) крепления, не установлено, в акте проверки, данных сведений не содержится, и в нарушение Сухареву А.А., согласно постановления о возбуждении производство об административном правонарушении от 17 июня 2014 года, невменялось.

Из показаний допрошенного в судебном заседании Б., водителя ООО «…», осуществлявшего регулярный рейс по междугороднему маршруту № … Южно - Сахалинск - Поронайск, 10 июня 2014 года на транспортном средстве марки …, государственный регистрационный номер …, арендованного ООО «…» следует, что в момент выхода автобуса на маршрут, было проверено его техническое состояние, и неисправности отсутствовали, в пути, при возвращении в г. Поронайск, на последней остановки в г. Макаров, им также был осмотрен автомобиль, при этом болт присутствовал. Поскольку после г. Макаров, автобус останавливается только в г. Поронайске, в пути каких - либо признаков того, что открутился болт не было, всего на колесе 8 болтов, при наличии 7 болтов крепления, какой - либо угрозы движения, отсутствие одного болта не представляло. 

 

Не доверять показаниям свидетеля, предупрежденного об административной ответственности за дачу ложных показаний, у судьи оснований нет.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «…» Сухарева А.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях.

В соответствии с  частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Виновность лица в совершении административного правонарушения в силу пункта 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельствами, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  мировой судья

                                               П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - Сухарева А.А. по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Копию мотивированного постановления направить для сведения - в <АДРЕС> городскую прокуратуру и <ФИО1>

Постановление может быть обжаловано и опротестовано  в <АДРЕС> городской суд <АДРЕС> области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии мотивированного постановления, в порядке, предусмотренном статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья судебного участка <НОМЕР>: - подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Мировой судья судебного участка <НОМЕР>

<АДРЕС> района <АДРЕС> области  -                                       <ФИО2>