Решение по делу № 5-174/2016 от 22.03.2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                              по делу об административном правонарушении <НОМЕР>

22 марта 2016 года с. Красный Яр Мировой судья судебного участка №146 Красноярского судебного района Самарской области Николаев В.М., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении главного консультанта управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Калинина Александра Борисовича, <ДАТА2> рождения, уроженца село <АДРЕС> района <АДРЕС> области, зарегистрированного по адресу: по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, село <АДРЕС>

УСТАНОВИЛ:

            Заместитель Самарского межрайонного природоохранного прокурора <АДРЕС> области  обратился с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главного консультанта  управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <АДРЕС> области (далее УГЛ и ПНД Минлесхоза <АДРЕС> области) Калинина А.Б. по факту самоуправства.

          Калинин А.Б. <ДАТА3> в 10 часов 10 минут, находясь на рабочем месте, расположенном по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, село <АДРЕС> Буян, улица <АДРЕС>, дом 19, в нарушение требований Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> вынес предписание, которым на должностное лицо - Начальника Ново-Буянского участка ГБУ СО «Самаралес» Володина А.М. возложил обязанность по устранению нарушений, не имея права выдавать такое предписание. Кроме этого предписание выдано в адрес неуполномоченного лица.

Указанные действия главного консультанта УГЛ и ПНД Минлесхоза <АДРЕС> области Калинина А.Б. квалифицированы как самоуправство, то есть самовольно вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, то есть как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП  РФ.

         В судебном заседании помощник прокурора <ФИО1> поддержал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Пояснил, что рассматриваемое правонарушение было выявлено при проверке материалов об административном правонарушении, проводимой прокуратурой в ходе плановой проверки. Прокуратура полагает, что вынесение предписания об устранении нарушений законодательства возможно только в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА4> <НОМЕР>. <ФИО2> вынесено предписание в отношении руководителя ГБУ СО «Самаралес» Володина А.М. без проведения какой-либо проверки, что не соответствует действующему федеральному законодательству о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В рассматриваемом случае предписание необходимо было выносить в отношении юридического лица, а не руководителя юридического лица. Данным предписанием надзорного органа нарушены права руководителя ГБУ СО «Самаралес» на вынесение в отношении него предписания в порядке, установленном  действующим законодательством.

Калинин А.Б. в судебном заседании вину свою в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что при вынесении предписания руководителю ГБУ СО «Самаралес» <ФИО3> он руководствовался пунктами 2, 6, 8 ч.3 ст.96 ЛК РФ, пунктом 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от <ДАТА5> <НОМЕР>. Так, в силу п.12 Положения к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона <НОМЕР> положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. При проведении патрулирования лесов должностные лица государственного лесного надзора не вступают во взаимодействие с юридическими лицами и предпринимателями. Проверка соблюдения лесного законодательства в смысле, придаваемом ей Федеральным законом <НОМЕР>, и на основании которой могло быть вынесено предписание, министерством не проводилась, нарушения лесного законодательства в порядке, установленном Федеральным законом <НОМЕР>, не зафиксированы и не оформлены. Министерством выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства главным образом в целях устранения последствий совершенных правонарушений, в то время как вынесение представления, рекомендуемые прокуратурой, указанные в ст.19.13 КоАП РФ, направлено именно на устранение причин совершения правонарушений и условий, способствовавших его совершению, т.е. на предупреждение совершения новых административных правонарушений.   

 Исследовав материалы дела,  выслушав стороны, оценив их по своему внутреннему убеждению, суд приходит к следующему.                            

          Порядок выдачи предписаний регламентируется Федеральным законом от <ДАТА4>  <НОМЕР> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - Закон 294-ФЗ).

   Согласно п.1 ч.1 ст.17 Закона <НОМЕР> в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.6 ст.2 Закона <НОМЕР> проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Согласно части 2 ст.96 Лесного кодекса федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 2, 6, 8 ч.3 ст.96 Лесного кодекса должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений указанные в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством, имеют право: осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Данные полномочия так же предусмотрены в п.8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановление Правительства РФ от <ДАТА6> <НОМЕР>. В силу п.12 Положения к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства РФ об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона <НОМЕР>.

В силу этого должностные лица государственного лесного надзора вправе выносить предписания в результате патрулирования лесов, поскольку нормы Лесного кодекса и Положения не исключают полномочия по вынесению предписания по результатам патрулирования лесных участков и выявленных нарушений лесного законодательства.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона <НОМЕР> положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению  требований органов государственного контроля (надзора). При проведении патрулирования лесов должностные лица государственного лесного надзора не вступают во взаимодействие с юридическими лицами и предпринимателями, хотя  на указанных лиц и возлагается обязанность  по исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении нарушений лесного законодательства.

  Как видно и материалов дела об административном правонарушении и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении главным консультантом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <АДРЕС> области Калининым А.Б. по результатам патрулирования и выявления нарушений лесного законодательства в отношении начальника Ново-Буянского участка ГБУ СО «Самаралес» Володина А.М. <ДАТА7> был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.8.25 и в этот же день ему же было вынесено предписание с возложением обязанности в срок до <ДАТА8> провести работы по очистке лесосек от порубочных остатков, вывезти оставленную древесину на лесосеке в кварталах <НОМЕР>. Данные действия Калинина А.Б. межрайонной природоохранной прокуратурой квалифицированы как самоуправство по ст.19.1 КоАП РФ, полагая, что Калинин А.Б. без организации и проведения проверки в соответствии с требованиями Федерального закона <НОМЕР> не имел права выдавать подобное предписание и оно вынесено в отношении неуполномоченного лица.

         Сопоставительный анализ приведенных федеральных норм закона свидетельствует о том, что выдача предписаний об устранении нарушений лесного законодательства предусмотрена, не только Законом <НОМЕР>, как полагает прокурор, но и ст.96 ЛК РФ,  п.8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановление Правительства РФ от <ДАТА6> <НОМЕР>. Кроме того, п.12 названного Положения предписано, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Из материалов дела видно, что должностным лицом министерства Калининым А.Б. проверка деятельности юридического лица - ГБУ СО «Самаралес» в рассматриваемом случае не проводилась. Поэтому вынесение предписания об устранении нарушений лесного законодательства не юридическому лицу - ГБУ СО «Самаралес», а его руководителю, не противоречит требованиям лесного кодекса Российской Федерации (ст.196 ЛК РФ).  Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что главный консультант УГЛ и ПНД Минлесхоза <АДРЕС> области Калинин А.Б.,  вынося предписание начальнику Ново-Буянского участка ГБУ СО «Самаралес» Володину А.М. об устранении нарушений лесного законодательства, действовал не вопреки, а в соответствии с требованиями норм федерального закона и нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии в действиях Калинина А.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.1 КоАП РФ и влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

            На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:      

          Прекратить производство по делу об административном правонарушении, возбужденное по ст.19.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного консультанта управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министрества лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Калинина Александра Борисовича в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Красноярский районный суд Самарской области через мирового судью судебного участка № 1 муниципального района Красноярский Самарской области. Мировой судья Николаев В.<ФИО>

 

5-174/2016

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о прекращении производства по делу об АП
Ответчики
Калинин А. Б.
Суд
Судебный участок № 146 Красноярского судебного района Самарской области
Судья
Николаев В. М.
Статьи

ст. 19.1

Дело на странице суда
146.sam.msudrf.ru
Подготовка к рассмотрению
09.03.2016Рассмотрение дела
22.03.2016Рассмотрение дела
22.03.2016Прекращение производства
22.03.2016
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее