Решение по делу № 5-373/2012 от 15.06.2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об ответственности за административное правонарушение

15 июня 2012 года г.о. Тольятти, ул. Мурысева, 54

Мировой судья судебного участка № 108 Са­марской области Гросул А.В., с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Фомина Д.С., при секретаре Досаевой Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении <НОМЕР> года в отношении юридического лица

ОАО «АвтоВАЗагрегатпласт»,

юридический адрес г. Тольятти, Поволжское шоссе, 3, ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, БИК <НОМЕР>,

о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01.11.2007 года,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении и.о. прокурора Комсомольского района г. Тольятти старшего советника юстиции <ФИО1> от <ДАТА3> в ходе проверки соблюдения юридическим лицом ОАО «АвтоВАЗагрегатпласт» трудового законодательства по выполнению квоты для приема на  работу инвалидов, 03.05.2012 года в 16-00 час. было установлено, что ОАО «АвтоВАЗагрегатпласт» в нарушение требований ст. 21 ФЗ № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 4 Закона Самарской области № 125-ГД от 26.12.2003 года «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» не исполнены обязанности по выполнению квоты для приемана работу инвалидов.

Действия юридического лица ОАО «АвтоВАЗагрегатпласт» квалифицированы по ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01.11.2007 года, как неисполнение организацией обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.

Представитель юридического лица <ФИО2> в судебном заседании пояснил, что на предприятии в настоящее время нет возможности создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, так как по результатам аттестации рабочих мест и результатам оценки степени вредности и опасности производственных факторов определены условия труда: оптимальные и допустимые на 1 рабочем месте, вредные и опасные на 22 рабочих места; в том числе по классам условий труда: класс 3.1 - 2 рабочих места, класс 3.2 - 15 рабочих мест, класс 3.3 - 5 рабочих мест, что подтверждается сводной ведомостью рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда, а также ведомостью рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда. Основным видом деятельности предприятия является производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах. Все виды работ имеют вредное воздействие на здоровье, поскольку производство связано с полиуретаном и изоцианатами. Все сотрудники предприятия ежегодно проходят профосмотр и полное обследование в соответствии с приказом № 302н от 12.04.2011 года «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотра, Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работами на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Кроме того, в трудовом кодексе РФ содержатся нормы, которыми запрещено привлечение инвалидов к работам, связанным с вредными, тяжелыми и  опасными и иными особыми условиями труда. С учетом вышеизложенного, полагал, что с учетом основного вида деятельности предприятия, требований трудового законодательства необходимости создавать рабочие места для инвалидов, не имеется. После того, как было вынесено настоящее постановление, он предпринял все необходимые меры к устранению нарушений. Просит применить в отношении юридического лица положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Фомин Д.С. в судебном заседании пояснил, что согласно закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» № 125-ГД от 26.12.2003 года квота устанавливается организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенной на территории Самарской области, численность работников которой составляет более 100 человек. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов: общественные объединения инвалидов; образованные общественными объединениями инвалидов организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Данный перечень расширенному толкованию не подлежит. Таким образом, доводы представителя юридического лица не имеют правового значения для квалификации действий, поскольку указанные <ФИО3> обстоятельства не освобождают ООО «АвтоВАЗагрегатпласт» от обязанности по выполнению квоты. Полагает, что юридическое лицо подлежит ответственности по ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01.11.2007 года. Оснований для освобождения от ответственности не имеется.

<ФИО4> - представитель Центра занятости г. Тольятти, допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста, пояснила, что согласно закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» № 125-ГД от 26.12.2003 года квота устанавливается организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенной на территории Самарской области, численность работников которой составляет более 100 человек. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов только общественные объединения инвалидов; образованные общественными объединениями инвалидов организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Согласно ч. 2 ст. 24 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Ст. 23 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливает, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Из практики может пояснить, что инвалиды не трудоустраиваются на подобные предприятия, так как имеется множество различных противопоказаний для труда в условиях вредных для здоровья. Какой-либо формы отчетности по выполнению квоты не предусмотрено, работодатели данные сведения сообщают по разному. О том, что необходимо создавать рабочие места для инвалидов и об обязанности ежемесячно отчитываться о создании квот они работодателей не оповещают, работодатели должны знать об этом сами, контролируя изменения в законодательстве. При обучении и трудоустройстве инвалидов в обязательном порядке учитываются и соблюдаются медицинские указания и противопоказания, рекомендации ВТЭК. Результат аттестации и оценки рабочих мест ООО «АвтоВАЗагрегатпласт» свидетельствует об определенной степени вредности и опасности производственных факторов, а также о праве на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в особых условиях.

Выслушав представителя юридического лица, помощника прокурора, свидетеля, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему:

Статья 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01.11.2007 года предусматривает ответственность за неисполнение организацией обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» № 125-ГД от 26.12.2003 года квота устанавливается организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенной на территории Самарской области, численность работников которой составляет более 100 человек. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов только общественные объединения инвалидов; образованные общественными объединениями инвалидов организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Согласно ч. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В соответствии с вышеуказанным Законом инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости.

Согласно ч. 2 ст. 24 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 ФЗ № 181-ФЗ). Условия труда инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида. Производственно-технологические условия труда определяются характером используемого оборудования, технологическими параметрами производства, состоянием техники безопасности, природными факторами. Сюда также относятся такие факторы, как продолжительность и интенсивность труда, условия производственной среды (степень загрязнения воздуха, температурный режим и др.), которые обусловливают степень опасности для жизни и здоровья работника.

Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд ограничений в применении труда инвалидов, в то время, как в ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» отсутствуют нормы, регламентирующие трудоустройство инвалидов на производства, связанные с вредными, тяжелыми, опасными и иными особыми условиями труда. В связи с чем, гарантия об установлении квоты для приема на работу инвалидов распространяется на предприятия и организации, труд в которых связан с вредными, тяжелыми, опасными и иными особыми условиями.

В соответствии со ст. 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ТК РФ, законы и иные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Из материалов дела следует, юридическим лицом ОАО «АвтоВАЗагрегатпласт» не исполнена обязанность по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Данный факт не оспаривался представителем юридического лица. В обоснование своих доводов о причине не выполнения квоты, представителем юридического лица были предоставлены результаты аттестации рабочих мест и результаты оценки степени вредности и опасности производственных факторов; сводные ведомости рабочих мест и результаты их аттестации по условиям труда, а также ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда.

Согласно сообщения УПФ в Комсомольском районе г. Тольятти от 24.05.2012 года № 2386, ОАО «АвтоВАЗагрегатпласт» состоит на учете в УПФ как организация, имеющая рабочие места с особыми условиями труда, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Основным видом деятельности предприятия является производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах (раздел № 2 Устава).

Согласно карт аттестации рабочих мест по условиям труда определены следующие условия труда: оптимальные и допустимые на 1 рабочем месте, вредные и опасные на 22 рабочих места; в том числе по классам условий труда: класс 3.1 - 2 рабочих места, класс 3.2 - 15 рабочих мест, класс 3.3 - 5 рабочих мест.

Таким образом, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, мировой судья считает, что действия юридического лица ОАО «АвтоВАЗагрегатпласт» правильно квалифицированы по ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01.11.2007 года, как неисполнение организацией обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.

Однако, принимая во внимание вышеизложенное, мировой судья полагает, что хотя в действиях ОАО «АвтоВАЗагрегатпласт» формально и содержатся признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01.11.2007 года, но с учетом характера совершенного деяния, размера вреда, тяжести наступивших последствий, совершенное юридическим лицом правонарушение, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 года, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки состава правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли нарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая вышеизложенное, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, от совершения которого не наступило каких-либо вредных последствий, принимая во внимание доказательства, предоставленные представителем юридического лица, в обоснование своих доводов, мировой судья приходит к выводу о том, что правонарушение, совершенное юридическим лицом ОАО «АвтоВАЗагрегатпласт» является малозначительным.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.10 КоАП РФ мировой судья,

ПОСТАНОВИЛ:

ОАО «АвтоВАЗагрегатпласт» освободить от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01.11.2007 года, в связис малозначительностью совершенного правонарушения и ограничится устным замечанием, производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии постановления в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области.

Мировой судья: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Мировой судья:                                                      А.В. Гросул