Дело № 2-333/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2013 года с. Чарышское
Мировой судья судебного участка Чарышского района Кулибякин А.Г. при секретаре судебного заседания Бочкаревой Е.Л., с участием:
процессуального истца, - помощника прокурора района Лопатина И.В.,
представителя ответчика по доверенности *****1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чарышского района в интересах Пеньковой *****2, Астафьевой *****3, Боровых *****2 к Управлению социальной защиты населения по Чарышскому району о взыскании суммы, затраченной на доставку твердого топлива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чарышского района в интересах Пеньковой Л.А., Астафьевой В.Ю., Боровых Л.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Чарышскому району о взыскании расходов по доставке твердого топлива (угля, дров) от склада до места жительства Пеньковой в сумме *****4 рублей, Астафьевой в сумме *****4 рублей, Боровых в сумме *****5 рублей. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращения материальных истцов о не предоставлении им компенсации на оплату расходов по доставке твердого топлива. В ходе проверки установлено, что Пенькова Л.А., Астафьева В.Ю., Боровых Л.А. пользуются льготами как педагогические работники, проживающие в сельской местности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 55 Федерального закона «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов на территории края установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края" (далее - Правила) В соответствии с п. 2 Правил, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательныхучреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
В силу п. 4, 5 Правил, компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения. Компенсация предоставляется управлением социальной защиты населения по месту жительства.
*****3 Пеньковой Н.А. у ИП *****6 было приобретено твердое топливо - уголь и дрова на общую сумму *****7. Кроме этого Пеньковой Н.А. была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме в сумме *****4 рублей.
*****4 и *****5 Боровых Л.А. у ИП *****6 было приобретено твердое топливо - уголь и дрова на сумму *****8 рублей и *****9 рублей соответственно. Кроме этого Боровых Л.А. была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****5 рублей.
*****3 Астафьевой В.Ю. у ИП *****6 было приобретено твердое топливо - уголь и дрова на общую сумму *****7 рублей. Кроме этого Астафьевой В.Ю. была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме в сумме *****4 рублей.
На основании представленных документов Управлением социальной защиты в июле 2013 года Пеньковой Н.А. и Астафьевой В.Ю., в июле и августе 2013 года Боровых Л.А. перечислена компенсация за приобретение твердого топлива исходя из площади жилого помещения и предельных цен на твердое топливо, установленных для Чарышского района. В месте с тем при выплате Пеньковой Н.А., Боровых Л.А. и Астафьевой В.Ю. компенсации за твердое топливо не были учтены затраты последних на его доставку, и соответственно указанные затраты им не возмещены.
В соответствии с п. 2 Решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21 июня 2012 г. N76 "О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" цены на твердое топливо приведены без учета его доставки до потребителя.
В соответствии с п. 28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие платы за коммунальные услуги, расходы по которым должны компенсироваться Пеньковой Л.А., Астафьевой В.Ю., Боровых Л.А.. Существующий порядок предоставления мер социальной поддержки, связанный с предоставлением жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам сельской местности, при котором категория льготников, имеющих дома с печным отоплением, освобождена от оплаты за освещением и отопление лишь частично, поскольку специалисты вынуждены нести транспортные расходы, кроме того, меры социальной поддержки ограничены нормативами, все это ставит их в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением. Осуществление льготополучателем за счет собственных средств погрузки, доставки твердого топлива от склада до его места жительства требует от лица, имеющего право на льготы, дополнительных существенных расходов, что противоречит закону, обязывающему орган социальной защиты населения предоставлять педагогу бесплатную площадь с отоплением и освещением.
В исковом заявлении процессуальный истец просил взыскать с Управления социальной защиты населения по Чарышскому району расходы по доставке твердого топлива (угля, дров) в пользу Пеньковой Н.А. в сумме *****4 рублей, Астафьевой В.Ю. в сумме *****4 рублей, Боровых Л.А. в сумме *****5 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора района Лопатин И.В. настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальные истцы Пенькова Н.А., Боровых Л.А., Астафьева В.Ю. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, от них поступила телефонограмма с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика - Управление социальной защиты населения по Чарышскому району *****1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что материальные истцы в соответствии с Законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности» как педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации. Данная норма закона не нарушает права истиц на получение мер социальной поддержки в объеме, предусмотренном федеральным законодательством. Считает, что транспортные расходы, понесенные за доставку твердого топлива, после приобретения в собственность покупателем не могут быть компенсированы, так как Законом это не предусмотрено. Считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Представитель третьего лица - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В возражениях на исковые требования указывает, что компенсация по твердому топливу предоставляется истице как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности (далее - сельские педагоги), предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон № 3266-1-ФЗ). Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» дает право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам. Транспортные услуги по доставке твердого топлива не относятся к жилищным или коммунальным услугам, отдельно Законом также не предусмотрено компенсирование транспортных услуг по доставке топлива. Кроме того, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (в ред. до 06.05.2011), приведено понятие отопления - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (п.6). Согласно пункту 48 Правил от 23.05.2006 N 307 (в ред. до 06.05.2011) плата за доставку твердого топлива к месту, указанному потребителем, не входит в стоимость твердого топлива. Аналогичная норма закреплена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившим в силу с сентября 2012 года. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» твердое топливо, реализуемое населению, подлежит государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен тарифов (от 21.06.2012 № 76, 26.07.2011 № 169) предельные максимальные цены на уголь, дрова установлены в рублях за одну тонну или один кубический метр топлива - плотный кубический метр. При этом в Решениях указано, что предельные максимальные цены установлены без учета затрат по доставке до покупателя. Полагает, что расходы хозяйствующего субъекта на доставку твердого топлива потребителям в розничную цену не включаются, правовых оснований для предоставления компенсации истице на доставку твердого топлива не имеется, а поэтому, требование прокурора в интересах материальных истцов о взыскании с Управления компенсации за доставку твердого топлива, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, мировой судья находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. "е", "к", "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 55 Федерального закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2-4 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99 установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: -работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;-вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников. Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства. Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения. В соответствии с пунктами 28, 30, 31 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения определяется исходя из размера платы за отопление, определенного в соответствии с законодательством. При отсутствии соглашения о взаимодействии денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется управлением социальной защиты населения на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо, или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей). Согласно статье 3 части 3 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" (с изменениями и дополнениями), финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Пунктами 1-2 решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21 июня 2012 г. N 76 "О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" установлены предельные максимальныецены на топливо твердое (уголь каменный) (далее - уголь), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, согласно приложениям 1, 2 к настоящему решению. Цены установлены на условиях франко-склад топливоснабжающей организации (склад, база) без учета доставки до потребителя.
В судебном заседании установлено, что Пенькова Н.А., Боровых Л.А., Астафьева В.Ю. являются получателями компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам сельской местности, что подтверждается выпиской Управления социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края.
В судебном заседании установлено, а также усматривается из материалов дела, что *****3 Пеньковой Н.А. у ИП *****6 было приобретено твердое топливо - уголь и дрова на общую сумму *****7 рублей, *****4 и *****5 Боровых Л.А. у ИП *****6 было приобретено твердое топливо - уголь и дрова на сумму *****8 рублей и *****9 рублей соответственно, *****3 Астафьевой В.Ю. у ИП *****6 было приобретено твердое топливо - уголь и дрова на общую сумму *****7 рублей.
Кроме этого Боровых Л.А. была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****5 рублей, Астафьевой В.Ю. в сумме в сумме *****4 рублей, а Пеньковой Н.А. в сумме в сумме *****4 рублей.
Согласно выписке Управления социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края в июле 2013 года Пеньковой Н.А. и Астафьевой В.Ю., в июле и августе 2013 года Боровых Л.А. перечислена компенсация за приобретенное твердое топливо исходя из площади жилого помещения и предельных цен на твердое топливо, установленных для Чарышского района.
В месте с тем при выплате Пеньковой Н.А., Боровых Л.А. и Астафьевой В.Ю. компенсации за твердое топливо не были учтены затраты последних на его доставку, и соответственно указанные затраты им не возмещены.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Мировой судья соглашается с доводом процессуального истца о том, что при расчете размера компенсации на оплату твердого топлива материальным истцам должны учитываться расходы, понесенные за доставку твердого топлива по следующим основаниям.
Статьей 154 частью 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21 июня 2012 г. N 76 "О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" указано, что ценыустановлены на условиях франко-склад топливоснабжающей организации (склад, база) без учета доставки до потребителя.
Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, следовательно, расходы по погрузке и доставке твердого топлива должны компенсироваться педагогическому работнику.
Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что компенсация по доставке твердого топлива не относится к жилищным или коммунальным услугам, мировой судья не принимает во внимание, поскольку ФЗ «Об образовании» устанавливает право педагога на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. По мнению мирового судьи, в понятие «компенсация расходов на отопление» входит приобретение твердого топлива и его доставка до места жительства.
В противном случае педагогические работники сельской местности, которые имеют дома с печным отоплением и вынуждены нести транспортные расходы, ставятся в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
Не предоставление Управлением социальной защиты населения по Чарышскому району компенсации расходов на доставку твердого топлива нельзя признать законным, поскольку нарушаются права материальных истцов при определении порядка предоставления льгот, гарантированные действующим законодательством.
Таким образом, исковые требования о взыскании с Управления социальной защиты населения по Чарышскому району в пользу материальных истцов, недополученной суммы компенсации за доставку твердого топлива подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края, следовательно, государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, взысканию с ответчика Управления социальной защиты населения по ***** району Алтайского края не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 103,194-199 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Иск прокурора Чарышского района в интересах Пеньковой *****2, Астафьевой *****3, Боровых *****2 к Управлению социальной защиты населения по Чарышскому району о взыскании суммы, затраченной на доставку твердого топлива удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края в пользу Пеньковой *****2 компенсацию за доставку твердого топлива (уголь, дрова) в сумме *****4 рублей.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края в пользу Боровых *****2 компенсацию за доставку твердого топлива (уголь, дрова) в сумме *****5 рублей.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края в пользу Астафьевой *****3 компенсацию за доставку твердого топлива (уголь, дрова) в сумме *****4 рублей.
Решение может быть обжаловано в Чарышский районный суд Алтайского края в течение месяца путем подачи жалобы через судебный участок Чарышского района Алтайского края.
Мировой судья А.Г. Кулибякин