Решение по делу № 5-18/2017 от 30.01.2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении                                                                                      

г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 4                                                                  <ДАТА1>

<ОБЕЗЛИЧЕНО> судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> области <ФИО1>,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - <ФИО2><ОБЕЗЛИЧЕНО>

рассмотрев дело об административном правонарушении <НОМЕР> в отношении юридического лица - ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ», <ОБЕЗЛИЧЕНО>

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

<ДАТА2> в 09.30, по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> Загора, 147, установлено, что <ДАТА3> в рамках плановой выездной проверки юридическому лицу ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» было выдано предписание <НОМЕР> об устранении нарушений природоохранного законодательства в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, а именно: довести концентрацию со сточными водами ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» в Саратовское водохранилище до утвержденных нормативов допустимых сбросов (далее - НДС). Срок исполнения предписания <ДАТА4> В установленный срок ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» оно не исполнено, а именно: концентрации сбрасываемых веществ до НДС по «меди» не доверены (разрешенное НДС - 0,001 мг/дм3, факт. сброс - 0,005 мг/дм3), что подтверждается документами, полученными и изученными в период с <ДАТА5> по <ДАТА2> в рамках проводимой внеплановой документарной проверки.

В отношении ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» заместителем начальника отдела госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов по <АДРЕС> области составлен административный протокол  <НОМЕР> от <ДАТА6>

Действия квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства.

Представитель юридического лица <ФИО2>.Л., при рассмотрении дела об административном правонарушении с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснил, что в целях минимизации воздействия на среду обитания, путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в период с <ДАТА7>  по настоящее время ОАО «<АДРЕС> проведены следующие мероприятия. За период с апреля по июль 2016 г. на очистных сооружениях ОАО «<АДРЕС> были выполнены следующие организационно-технические мероприятия: ремонт ж/б стен и днища емкостей аэротенков смесителей с заменой аэроционных труб и щитовых затворов; вывезен осадок из иловых площадок;  строительство трубопровода К-7; ремонтные работы на очистных сооружениях; ремонт вантузов самотечного участка отводящих коллекторов в п.Федоровка. Работы выполнены на общую сумму 16 268 683 рубля. Проведено мероприятие по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов. <ДАТА8> в Саратовское водохранилище было выпущено 30000 штук молоди стерляди, полученной от Религиозной организации «Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь» в рамках договора по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов. В период сентябрь-октябрь 2016г. ОАО «<АДРЕС> проведены следующие мероприятия. За указанный период на очистных сооружениях ОАО «<АДРЕС> были выполнены следующие организационно-технические мероприятия: осуществлено биотестирование в районе выпуска сточных вод; осуществлены санитарно-паразитологические, санитарно-микробиологические и вирусологические исследования воды поверхностного водоема (Саратовское водохранилище) с гигиенической оценкой результатов; осуществлено химическое и радиологическое исследование осадка на иловых площадках. Работы выполнены на общую сумму 235766  рублей. Проведено мероприятие по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов. <ДАТА9> в Саратовское водохранилище было выпущено 12442 штук сеголетки сазана, полученной от ООО «Рыбопитомник» в рамках договора по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов. Превышения нормативов по металлам (медь, цинк) связаны с тем, что в речной воде, используемой в технологических процессах на предприятии (фоновые концентрации по меди и цинку) значительно превышают ПДК. Это в свою очередь приводит к фиксированным нарушениям по металлам в стоках предприятия. Значительную долю в превышении нормативов качества стоков вносят абоненты очистки стоков (ООО «Волжские коммунальные системы»- население <АДРЕС> района г.о.Тольятти). Стоки указанных абонентов в значительной степени превышают нормативные показатели по загрязняющим веществам. В связи с тем, что в Саратовском водохранилище присутствуют фоновые концентрации по меди и цинку значительно превышающие ПДК, то на основании изложенного считаем, что ОАО «<АДРЕС> не имеет реальной возможности исполнения предписания. Кроме того, сообщаем, что ОАО «<АДРЕС> имеет разрешение на сброс загрязняющих веществ в   окружающую   среду   (водные   объекты)   <НОМЕР>   выданное Управлением Росприроднадзора по <АДРЕС> области на основании распоряжения <НОМЕР> от <ДАТА10>, которое ОАО «<АДРЕС> и руководствуется. Таким образом, в действиях ОАО «<АДРЕС> отсутствует вина. В связи с чем, привлечение к ответственности невозможно. Указанное правонарушение не наносит ущерба иным субъектам предпринимательской деятельности, а также не повлекло наступления неблагоприятных последствий, кроме того ОАО «<АДРЕС> предприняло все возможные действия со своей стороны для недопущения нарушения законодательства. Ранее не привлекалось к ответственности. Кроме того, на момент возбуждения дела об административном правонарушении ОАО «<АДРЕС> предприняло целый ряд мероприятие по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, в связи с чем, указанное правонарушение может быть квалифицированно как малозначительное.

Допрошенный свидетель <ФИО3>., при рассмотрении дела об административном правонарушении пояснил, что является главный специалистом по охране труда и охране окружающей среды ОАО «<АДРЕС>. У организации есть балансовая схема, откуда берется водозабор. Вода артезианская и техническая, артезианская для питья, техническая идет в сброс. Есть письма от ЗАО «Куйбышевазот» о том, что в апреле был сброс загрязняющих веществ в Куйбышевское водохранилище, что привело к пенообразованию. Принимаются меры по очистке, очистные сооружения насколько могут обрабатывают, поскольку они есть только у ОАО «<АДРЕС>. Присутствие меди в воде не связано с деятельностью ОАО «<АДРЕС>. Поставщик воды ООО «<АДРЕС>. Поступление воды из Куйбышевского водохранилища идет в ООО «<АДРЕС> уже с этими фонами по меди. Переработать медь ОАО «<АДРЕС> не может. Помимо ОАО «<АДРЕС>, стоки сбрасывают также ООО «Волжские коммунальные системы» <АДРЕС> района г. <АДРЕС> и п. <АДРЕС>, присутствие меди превышает норму. Качество воды в Куйбышевском водохранилище по договору должен проверять АО «<АДРЕС>. Зона ответственности предусмотрена действующим договором. ОАО «<АДРЕС> делает реконструкцию, выработана технология переработки воды от меди, это процесс долгий, чтобы внедрить его, нужны годы. Стоки - это не контролируемый процесс. Спектр химических веществ расширился, а нормативы ужесточились.

Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

При осуществлении государственного надзора Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству руководствуется, в том числе, Федеральным законом от <ДАТА11> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от <ДАТА11> N 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как усматривается из материалов дела, предписание <НОМЕР> об устранении нарушений законодательства в сфере охраны и использования водных биологических ресурсов от <ДАТА3>, а именно: довести концентрацию со сточными водами ОАО «<АДРЕС> в Саратовское водохранилище до утвержденных нормативов допустимых сбросов, для рыбохозяйственного водоема; не соответствуют принципам исполнимости, в связи с чем, предписание не может расцениваться как законное, поскольку отсутствует обязательный признак объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <ДАТА12>, ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» является юридическим лицом, место нахождения юридического лица указано: г. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <ДАТА13> Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству выдано предписание   <НОМЕР> об устранении установленных фактов нарушений, а именно: довести концентрацию со сточными водами ОАО «<АДРЕС> в Саратовское водохранилище до утвержденных нормативов допустимых сбросов, для рыбохозяйственного водоем. Срок выполнения <ДАТА14>

<ДАТА15> было издано распоряжение <НОМЕР> о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица с целью проверки выполнения ранее   выданного   предписания   <НОМЕР>  от  <ДАТА3>. Срок проведения проверки с <ДАТА5> по <ДАТА17>

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» приняты меры к устранению  выявленных нарушений в установленный для этого срок -31.10.2016г.

ОАО «<АДРЕС> представлены следующие документы:

<ОБЕЗЛИЧЕНО>.

Из пояснений представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует, что в целях минимизации воздействия деятельности предприятия на окружающую среду осуществлено биотестирование в районе выпуска сточных вод; осуществлены санитарно-паразитологические, санитарно-микробиологические и вирусологические исследования воды поверхностного водоема (Саратовское водохранилище) с гигиенической оценкой результатов; осуществлено химическое и радиологическое исследование осадка на иловых площадках. Проведено мероприятие по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов: <ДАТА8> в Саратовское водохранилище было выпущено 30 000 штук молоди стерляди, <ДАТА9> в Саратовское водохранилище было выпущено 12 442 шт. сеголетки сазана.

При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» как и свидетель, пояснили, что причиной превышения нормативов по металлу медь связаны с тем, что в речной воде, используемой в технологических процессах на предприятии (фоновые концентрации по меди и цинку) значительно превышают ПДК. Это в свою очередь приводит к фиксированным нарушениям по металлам в стоках предприятия. Значительную долю в превышении нормативов качества стоков вносят абоненты очистки стоков, такие как ООО «Волжские коммунальные системы» <АДРЕС> района г.о.Тольятти. Стоки указанных абонентов в значительной степени превышают нормативные показатели по загрязняющим веществам.

На основании документов, представленных представителем юридического лица, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что поставщиком технической (речной) воды установленного качества является АО «<АДРЕС>, которое согласно <ОБЕЗЛИЧЕНО> проводит производственный контроль качества холодной воды.

В соответствии с п. 1.3 указанного выше договора качество подаваемой воды определяется качеством в водохранилище. АО «<АДРЕС> имеет право обрабатывать воду солями меди для снижения обрастания водорослями и моллюсками дрейсены.

На <ДАТА23> определяемый показатель воды в Куйбышевском водохранилище, в районе водозабора АО «<АДРЕС> меди составил <ОБЕЗЛИЧЕНО> при нормативе ПДКр.х 0,001

Со своей стороны составителем протокола не представлено доказательств того, что к моменту, обозначенному должностным лицом в предписании у ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» имелась возможность его надлежащего исполнения

<ОБЕЗЛИЧЕНО> судьей установлено, что в срок до <ДАТА28> ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» не было завершено устранение нарушений, указанных в предписании, по причинам, не зависящим от действий Общества.

Административное правонарушение признается совершенным умышлено, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), предвидело их вредные последствия и желало наступление таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Учитывая обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к выводу о том, что вина юридического лица            ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным органом не доказана, следовательно, состав указанного административного правонарушения в его действиях отсутствует.

В силу ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении <НОМЕР> в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «ТОЛЬЯТТИАЗОТ», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП  РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> области в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы мировому судье.

<ОБЕЗЛИЧЕНО> судья                                 подпись                                                         <ФИО1>

Копия верна.

Постановление не вступило в законную силу.

<ОБЕЗЛИЧЕНО> судья                                                                                                       <ФИО1>