Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
« 25 » апреля 2008 года Дело № А76-2432/2008-51-98
Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2008 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 апреля 2008 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Забутыриной Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к Индивидуальному предпринимателю Комарову Владимиру Евгеньевичу, г. Златоуст
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в заседании:
от заявителя: Семененко С.В., гл. спец.-эксп. отдела контроля междунар. автомоб.перевозок, удостоверение, дов. от 31.10.2007 № ¼-24д
от лица, привлекаемого к ответственности: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, заявитель, УГАДН) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о привлечении Индивидуального предпринимателя Комарова Владимира Евгеньевича, г. Златоуст (далее – предприниматель, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (л.д.3-5).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности в судебное заседание не явилось, представителя не направило, документов, затребованных определением суда не представило. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанного лица о времени и месте рассмотрения дела, определение от 24.03.2008, направленное по адресу, указанному в выписке из государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 19.03.2008 (л.д. 51-56) - Челябинская область, г. Златоуст, ул. Тургенева, 17-52, вручено 04.04.2008, что подтверждается почтовым уведомлением №48946 (л.д. 64). На судебный запрос о предоставлении информации, в том числе адреса регистрации по месту жительства (пребывания) отдел адресно-справочной работы УФМС России по Челябинской области сообщил, что Комаров В.Е. снят с регистрационного учета по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Тургенева, 17-52, 13.04.2007 в связи с выбытием в другой регион – г. Москва, ЦАО (л.д. 34). На судебный запрос от 26.03.2008 отдел о предоставлении информации, в том числе адреса регистрации по месту жительства (пребывания) отдел адресно-справочной работы УФМС России по г. Москве и Московской области сообщил, что Комаров В.Е. в г. Москве и Московской области зарегистрированным не значится (л.д. 59). Иного места жительства (пребывания) материалы дела не содержат. Суд приходит к выводу о том, что указанное лицо уведомлено с соблюдением требований ст.ст.121-123 АПК РФ.
Дело рассматривается по правилам ч.1, 5 ст. 156, ч.3 ст. 205 АПК РФ в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просит суд привлечь предпринимателя к административной ответственности с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Заслушав представителя заявителя, изучив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Комаров Владимир Евгеньевич, 02.12.1969 года рождения, уроженец г. Златоуста Челябинской области, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией МНС РФ по Г. Златоусту Челябинской области 08.01.2004 за основным государственным регистрационным номером 304740400800052, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 19.03.2008 (л.д.51-56).
Предприниматель осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии АСС-74-400191 сроком действия с 13.02.2004 по 12.02.2009,данной на основании приказа Челябинского областного отделения РТИ от 13.02.2004 № 29-Р (л.д. 15).
Государственным инспектором ОГИБДД УВД Златоустовского ГО в период с 18.02.2008 по 12.03.2008 на основании приказа от 18.02.2008 № 15 (08) 0098/лиц (л.д. 10) была проведена плановая проверка соблюдения ИП Комаровым В.Е. лицензионных требований и условий, по результатам которой 27.02.2008 составлен акт № 030 (л.д.7-8).
В ходе указанной проверки были установлены нарушения условий осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренных лицензией, выданной Челябинским областным отделением Российской транспортной инспекции, а именно:
- путевые листы на перевозку пассажиров автобусами оформляются с нарушениями требований Приказа МТ РФ от 30.06.2000 № 68, а именно, не ведется учет показаний спидометра, не отмечается время фактического выезда на линию и возвращения с линии, не заполняются графы раздела «Результаты использования автобуса»;
- не соблюдается требование п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом МТ РФ от 20.08.2004 № 15, а именно, не составляются ежемесячные графики работы (сменности) водителей на линии;
- не ведется учет неисправностей транспортных средств и их устранения, т.е. не выполняются требования п. 4.4. Положения об обеспечении БДД в предприятиях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденных Приказом МТ РФ от 09.03.1995 № 27;
- не ведется учет нарушений водителями ПДД и не анализируются эти нарушения, т.е. не выполняются требования ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п. 2.2, 3.1.2, 3.4.3 Положения об ОБДД в предприятиях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденных МТ РФ от 09.03.1995 № 27.
Указанные факты являются нарушением лицензионных требований и условий, установленных пп. б), в) п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637.
По результатам проверки 27.02.2008 составлен протокол об административном правонарушении № 000817/74. Индивидуальный предприниматель, участвовал при составлении протокола, ему были разъяснены права, им были даны объяснения, замечаний к протоколу представлено не было. С протоколом он был ознакомлен, копию протокола получил, о чем имеются соответствующие отметки и подписи лица, привлекаемого к административной ответственности, в протоколе (л.д.9).
Из объяснений предпринимателя следует, что выявленные нарушения будут устранены в сроки, указанные в предписании (л.д.9 оборот).
Поскольку установленные при проведении проверки факты, являются нарушениями лицензионных требований и условий, ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
В соответствии с ч.3 ст. 28.3. КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с ч.3 ст. 23.1. КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В силу ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч рублей до четырех тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.
Согласно ст. 2 Закона о лицензировании, лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пп. б, в п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п. 1, 3, 8, 12, 13 Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, утвержденного Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68 (далее – Порядок ведения путевых листов), порядок устанавливает единые правила применения на территории Российской Федерации путевой документации при использовании автотранспортных средств индивидуальными предпринимателями. Путевой лист предпринимателя (далее - путевой лист) - документ, подтверждающий выполнение им перевозки грузов или пассажиров, и может быть использован для осуществления мониторинга транспортных услуг, выполняемых предпринимателем. Заполнение реквизитов путевого листа производится в соответствии с настоящим Порядком. Предприниматели, а также лица, специально ими назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов и Журнала регистрации. Проверка соблюдения установленного Порядка заполнения путевых листов и Журнала регистрации осуществляется органами Российской транспортной инспекции.
По требованию органов Российской транспортной инспекции предприниматели обязаны представить для проверки путевые листы и Журнал регистрации.
Согласно п.п. 9.9., 9.11. Порядка ведения путевых листов в строках "Выезд" и "Возврат" указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства. Раздел II заполняется предпринимателем на основании результатов транспортной работы за весь период действия путевого листа.
В путевых листах N ПГ-1, N ПА-1 и N ПЛ-1 в разделах "Результаты использования грузового автомобиля", "Результаты использования автобуса", "Результаты использования легкового автомобиля" проставляются:
общий пробег автотранспортного средства, который определяется как разность между показаниями спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортного средства;
время в работе, которое определяется как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя;
объем перевезенного груза (количество перевезенных пассажиров автобусом), который определяется как суммарное количество груза (пассажиров), перевезенного за все время работы по данному путевому листу.
Как усматривается из материалов дела, в результате проверки установлено, что путевые листы автобусов оформляются с нарушением требований указанных положений, а именно - не ведется учет показания спидометра, не отмечается время фактического выезда на линию и возвращения автобуса с линии, не заполняется II раздел «Результаты использования автобуса» (л.д.9, 11-14).
Согласно п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 (далее – Положение об особенностях рабочего времени), продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
В соответствии с п.4. Положения об особенностях рабочего времени графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Как усматривается из материалов дела, указанные требования не соблюдаются, графики работы (сменности) на линии не составляются, а по путевым листам невозможно определить время в работе водителя, поскольку время возврата ТС не проставляется (л.д.11-14). Доказательств обратного предпринимателем в материалы дела не представлено.
Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ч.1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно п.4.4. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденных Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27 (далее - Положение, утв. Приказом МТ РФ № 27), организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
Как усматривается из материалов дела, учет неисправностей транспортных средств и их устранений не ведется (л.д. 7-9).
В соответствии с п.2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. N 27 (далее - Положение об обеспечении БДД) основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются в том числе:
- проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;
- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
Согласно п. 3.1.2. Положения об обеспечении БДД организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
Согласно п. 3.4.3. Положения об обеспечении БДД с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация:
- осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;
- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;
- оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.
В соответствии с п.15, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Как усматривается из материалов дела, указанные требования индивидуальным предпринимателем не соблюдаются – не ведется учет нарушений водителями ПДД и не анализируются эти нарушения (л.д.7-9). Доказательств выполнения необходимых требований ни в ходе проведения проверки, ни в ходе рассмотрения заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности не представлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о допущенных нарушениях процессуального и материального характера со стороны административного органа при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении, судом не установлено.
Нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства подтверждено материалами дела и признано предпринимателем при составлении протокола об административном правонарушении, на основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в действиях ИП Комарова В.Е., г. Златоуст имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а потому требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Согласно п.2 ст. 4.1 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
При этом, суду не предоставлено право снижать размер штрафа ниже минимального предела.
Суд, учитывая то обстоятельство, что правонарушение совершено впервые (административным органом не доказано обратное) считает возможным назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере – 3 000 рублей.
В силу ч. 1.1. ст. 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») при применении ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ судам следует учитывать, что эта информация указывается и в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа.
При этом суд разъясняет, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Перечислить сумму штрафа можно по следующим реквизитам: Получатель штрафа Управление Федерального казначейства по Челябинской области (Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области) ИНН 7453000467, КПП 745301001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г. Челябинск, Счет получателя: 40101810400000010801, БИК 047501001, КБК 10611690040040000140, ОКАТО 75401000000.
В соответствии с п.15 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, будет выдан исполнительный лист.
Руководствуясь ст.ст.167-170, п.2 ст. 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы в сфере транспорта удовлетворить.
Привлечь Комарова Владимира Евгеньевича, 02.12.1969 года рождения, уроженца г. Златоуста Челябинской области, проживающего по адресу: г. Златоуст, ул. Тургенева, д. 17, кв.52, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией МНС РФ по Г. Златоусту Челябинской области 08.01.2004 за основным государственным регистрационным номером 304740400800052, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере - 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Л.В. Забутырина