05 сентября 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Кривцова А.С., Борисихиной С.А.
секретарь Марченко В.В.
с участием прокурора Давыдова А.А.
по докладу судьи Казакова Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Лилейкина Анатолия Александровича к председателю Территориальной избирательной комиссии Динская, Территориальной избирательной комиссии Динская, председателю Центральной избирательной комиссии РФ, о признании незаконными действий (бездействий), решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата,
по апелляционной жалобе Лилейкина Анатолия Александровича на решение Динского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи, выслушав явившиеся стороны, судебная коллегия,
установила:
Лилейкин А.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указал, что решением территориальной избирательной комиссии Динская от 31 июля 2019г., ему отказано в регистрации его кандидатуры в качестве самовыдвиженца в депутаты Совета Васюринского сельского поселения Динского района четвертого созыва, по Васюринскому четырехмандатному избирательному округу № 4 в связи с непредоставлением подписных листов и протокола об итогах сбора подписей в установленный срок. Считает данное решение необоснованным, незаконным, нарушающим избирательные права, поскольку в законодательстве РФ о муниципальных выборах нет конкретных сведений о сроке, в течение которого кандидат вправе собрать подписи в свою поддержку и представить подписные листы в ТИК. Кроме того, считает, что ТИК нарушены сроки назначения заседания для рассмотрения вопроса о регистрации кандидата.
Также считает незаконным решение ТИК от 30.07.2019г. «Об извещении кандидата в депутаты Совета Васюринского сельского поселения Динского района по Васюринскому четырехмандатному избирательному округу №4 Лилейкина А.А. о выявленных недостатках в документах, представленных им в территориальную избирательную комиссию Динская при уведомлении о выдвижении и для регистрации» поскольку ему не дали возможность подписать подписные листы и протокол к ним. Не были учтены его доводы, что в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными ЦИК РФ, что он вправе приобщить подписные листы к ранее представленным документам, чего ему не дали возможности сделать. В своем решении ТИК ему не указала, какие документы ему необходимо приобщить и не дали срок для исправления недостатков.
Просил суд признать действия (бездействие) ТИК Динская заведомо незаконными, нарушившими избирательные права административного истца и права поддержавших его избирателей; отменить решения ТИК от 30.07.2019г. и от 31.07.2019г., обязать ТИК Динская назначить заседание и принять решение о регистрации Лилейкина А.А., как кандидата самовыдвиженца в депутаты Совета ст. Васюринской, предоставив ему возможность подписать подписные листы и считать их надлежаще приобщенными к его заявлению о согласии баллотироваться в депутаты Совета ст. Васюринской.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Лилейкин А.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что время и дату своевременной подачи документов члены ТИК с ним не согласовывали, заседания ТИК от 29.08.2019г., 30.08.2019г., 31.08.2019г. проведены с грубым нарушением процессуальных сроков и регламента.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда председатель Территориальной избирательной комиссии Динская, представитель Территориальной избирательной комиссии Динская, председатель Центральной избирательной комиссии, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями ст.ст.96, 99 КАС РФ. О причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания не просили. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав Лилейкина А.А. поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда отменить, прокурора Давыдова А.А., считавшего решение суда не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - это установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно пп. «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права граждан избирать глав муниципальных образований и депутатов представительных органов самоуправления в Краснодарском крае, устанавливаются Законом Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966- КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона Краснодарского края № 966-КЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих указанные сведения.
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения либо избирательным объединением, представляет в избирательную комиссию, в полномочиях которой находится вопрос их регистрации, документы о его выдвижении, указанные в частях 2, 4 и 4.1 настоящей статьи, и прочие документы в порядке, установленном настоящей статьей, статьями 68, 70 и 71 настоящего Закона (ч.10 ст.9 указанного Закона Краснодарского края).
В силу ч.1 ст. 19.1 Закона Краснодарского края № 966-КЗ необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно ч.1 ст. 71 Закона Краснодарского края № 966-КЗ, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, представляет не позднее 18-00 часов по местному времени срока, указанного в ч. 1 ст. 18 настоящего Закона, но до представления необходимых для его регистрации документов, и в установленном настоящим Законом порядке в избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, указанные в частях 2 и 4 ст. 19 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.07.2019г. Лилейкин А.А. уведомил ТИК Динская о своем выдвижении, как кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения в депутаты Совета четвертого созыва Васюринского сельского поселения Динского района по Васюринскому избирательному округу №4.
В тот же день Лилейкин А.А. подал в ТИК Динская заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета четвертого созыва Васюринского сельского поселения Динского района по Васюринскому избирательному округу №4.
Всего Лилейкиным А.А. передано 8 документов на 8 листах: уведомление, заявление, копии документов - удостоверяющего личность, о профессиональном образовании, пенсионного удостоверения, свидетельства о перемене отчества, автобиография, а также заявление об отказе в создании избирательного фонда и финансирования избирательной компании. О приеме документов Лилейкину А.А. выдано подтверждение (л.д. 32).
Из акта приема документов от 29.07.2019г. следует, что Лилейкин представил для регистрации подписные листы на 5 листах, содержащих 14 подписей избирателей в его поддержку как кандидата в депутаты Совета Васюринского сельского поселения Динского района и протокол об итогах сбора подписей 29.07.2019г. в 09-35 часов (л.д. 30).
Решением ТИК Динская от 30.07.2019г. № 117/2022 кандидат в депутаты Лилейкин А.А. извещен о выявленных недостатках в документах, представленных им в территориальную избирательную комиссию Динская при уведомлении о выдвижении и для регистрации. В извещении указано о представлении в ТИК Динская подписных листов по истечении установленного законом срока (л.д. 35-37).
В регистрации кандидату в депутаты Совета Васюринского сельского поселения Динского района по Васюринскому четырехмандатному избирательному округу № 4 Лилейкину А.А. решением ТИК Динская от 31.07.2019г. № 118/2071 отказано в соответствие с п.п. в. п.24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ, п.п. 3 п.1 ч.2 ст. 74 Закона Краснодарского края № 966-КЗ, в связи с тем, что кандидатом в нарушение ст.ст.71,73 Закона Краснодарского края № 966-КЗ подписные листы и протокол об итогах сбора подписей сданы в ТИК Динская 29.07.2019г. в 9 час. 35мин., то есть позднее 18 час. 00 мин 24.07.2019г.
Статьей 21 Закона Краснодарского края № 966-КЗ установлен порядок представления избирательных документов для регистрации кандидатов.
Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, не позднее чем до 18.00 часов по местному времени за 45 дней до дня голосования представляет для регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы, избирательные документы, указанные в части 1 статьи 73 либо в статье 89 настоящего Закона.
В случае представления в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, после истечения указанного срока избирательная комиссия отказывает в приеме документов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1(1) статьи 23 настоящего Закона.
По факту представления избирательной комиссии установленных для регистрации документов после истечения срока, указанного в настоящей части, составляется акт, в котором отражается дата и время представления документов. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, представляющие документы после установленного срока, должны быть ознакомлены с актом и вправе получить его копию (ст. 21 Закона Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966-КЗ).
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», срок для представления документов, необходимых для регистрации кандидата, истек в 18-00 часов 24 июля 2019г.
В соответствии со ст. 73 указанного Закона Краснодарского края, кандидат, не подпадающий под действие абзаца второго части 2 статьи 23 настоящего Закона, единовременно представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию кандидатов, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей)
Однако, на момент истечения установленного законодательством о выборах срока представления кандидатами в депутаты документов, необходимых для регистрации - подписные листы и протокол об итогах сбора подписей административным истцом представлены не были.
Довод жалобы о том, что законодательство не установило определенного срока, в который должны быть предоставлены подписные листы, не могут быть приняты судебной коллегией на основании следующего.
Сроки предоставления документов установлены Законом Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», а именно, не позднее, чем до 18-00 часов по местному времени за 45 дней до дня голосования.
День голосования - 08.09.2019г. общеизвестен, сведения опубликованы в средствах массовой информации.
Довод Лилейкина А.А. о том, что он вправе представить в ТИК подписные листы и протокол об итогах сбора подписей после принятия ТИК решения о выявленных недостатках, не основаны на законе.
Так, в соответствии с п.1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно п.2.2 ст.33 указанного Федерального закона, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Таким образом, кандидат вправе представить не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, только вышеуказанные документы, к которым подписные листы и протокол об итогах сбора подписей не относятся.
Кроме того, согласно ч. 1.1 ст. 23 упомянутого Закона Краснодарского края № 966-КЗ, избирательная комиссия не вправе самостоятельно восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, иными лицами при оформлении документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата (в том числе подписных листов), муниципального списка кандидатов.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия, не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
В соответствии с п.п. в п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 3 ч. 2 ст. 74 Закона Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966- КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что ТИК Динская законно и обоснованно приняла решение об отказе в регистрации кандидата, в связи с отсутствием среди документов, представленных на регистрацию, подписных листов, которые представлены за пределами установленного законом срока.
Судом первой инстанции правомерно отвергнуты доводы административного истца о нарушении ТИК Динская сроков назначения заседания для рассмотрения вопроса о регистрации кандидата.
Так, статьей 21 Закона Краснодарского края № 966-КЗ предусмотрено, в случае представления в избирательную комиссию кандидатом документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, после истечения указанного срока, избирательная комиссия отказывает в приеме документов.
Членами ТИК Динская, в соответствии с требованиями указанного Закона, составлен акт, в котором зафиксировано нарушение истцом срока представления подписных листов и протокола об итогах сбора подписей.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отсутствие подписных листов, подача их за пределами установленного срока, относится к неустранимым недостаткам, которые влекут отказ в регистрации кандидата и не могли быть восполнены после 18-00 24.07.2019г.
Не может быть принят и довод административного истца том, что ТИК Динская нарушен п. 2.4 Постановления ЦИК РФ от 11.06.2014г. № 235/1486-6 «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления».
На основании данной нормы, по согласованию с кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения рекомендуется предварительно определять конкретную дату и время представления в избирательную комиссию документов. Все кандидаты, избирательные объединения должны иметь возможность указанного согласования на равных условиях. При этом накануне дня представления документов кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения рекомендуется информировать избирательную комиссию о намерении представить документы к рассмотрению и времени представления документов.
Указанные действия можно совершить до установленного ч. 1 ст. 21 Закона Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» срока. По истечении установленного законом срока предоставление документов и согласование даты их предоставления не предусмотрены избирательным законодательством.
Учитывая изложенные обстоятельства, судом первой инстанции принято законное и обоснованное по существу решение о том, что нарушений избирательных прав административного истца председателем ТИК Динская, а также принятыми территориальной избирательной комиссией Динская решениями, не допущено.
При этом, судом первой инстанции также обоснованно указано, что председатель Центральной избирательной комиссии и прокурор Динского района Краснодарского края являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку требований к ним не предъявлено, сведений о том, каким образом ими нарушены права административного истца не указано
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Динского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2019 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лилейкина Анатолия Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.09.2019г.