Решение по делу № 2-290/2016 от 14.03.2016

Дело № 2-290/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2016 года п. Шушенское

Шушенский районный суд Красноярского края в составе

Председательствующего судьи Шимохиной Н.П.

при секретаре Бикеевой Е.А.

с участием помощника прокурора Шушенского района Нечаева Р.А. (по поручению)

представителя МБДОУ детский сад № 6 «Василёк» Бодрихиной С.Н.

представителя Управления образования Редькина А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Шушенского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников детский сад № 6 «Василёк» (далее - МБДОУ детский сад № 6 «Василёк»), администрации Шушенского района, Управлению образования администрации Шушенского района о признании незаконным бездействие в части обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения и возложении обязанности по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Шушенского района, Управления образования администрации Шушенского района, МБДОУ детский сад № 6 «Василёк», выразившееся в не оборудовании здания детского сада системой видеонаблюдения и не организации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия. Возложить обязанности на ответчиков в срок до 01 марта 2017 года устранить данные нарушения.

Прокурор обосновал иск тем, что в ходе проведения проверки обеспечения антитеррористической защищенности МБДОУ детский сад № 6 «Василёк» установлено, что здание дошкольного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой и не организована охрана учреждения. Имеющиеся нарушения требований антитеррористического законодательства нарушают права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Помощник прокурора Нечаев Р.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, мотивировав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель администрации Шушенского района в суд не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Копию искового заявления получил, отзыв на иск суду не представил.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад № 6 «Василёк» Бодрихина С.Н. просила отказать в полном объеме в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности в срок до 01.03.2017 оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения и организовать его физическую охрану, ссылаясь на то, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, которые осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Детским садом предприняты достаточные меры по защищенности учреждения, территория детского сада обнесена забором, между детским садом и отделом вневедомственной охраны заключен договор на реагирование на сигнал тревожного вызова полиции, в детском саду имеется стационарный телефон. Денежные средства на оборудование здания и территории детского сада системой видеонаблюдения и организацию физической охраны в смете финансирования детского сада на 2016 год не заложены, в районном бюджете на 2016 года также не предусмотрены. В соответствии с пунктами 4.4 и 4.5 Устава, финансовое обеспечение выполнения Учреждением муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем, Учреждение осуществляет расходование на капитальный и текущие ремонты в пределах утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности

Представитель ответчика Управления образования Редькин А.И. исковые требования прокурора не признал. Считает, что Управление образования по данным требованиям является ненадлежащим ответчиком, т.к. участие в профилактике терроризма и экстремизма относится к вопросам местного значения муниципального района, а по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с Уставом Шушенского района и Положением об Управлении образования, Управление образование являясь органом администрации Шушенского района, не наделено полномочиями по финансированию подведомственных ему муниципальных образовательных учреждений. Установки системы видеонаблюдения законом не предусмотрена и не носит обязательный характер, является одной их форм антитеррористической защищенности объекта, но конкретную форму определяет само учреждение. А ссылка на технический регламент о безопасности зданий и сооружений, где указывается на распространение требований об установке систем видеонаблюдения на дошкольные образовательные организации и учреждения, распространяются лишь на вновь строящиеся здания и случаи реконструкции и капитального ремонта ранее построенных зданий. Здание детского сада построено до 2009 года, до его реконструкции и проведения капитального ремонта, в связи с чем данное требование на него не распространяются. Детский сад оснащен именными мерами антитеррористической направленности (договор с ОВО по установке и реагированию на сигнал тревоги, ограждение учреждения по периметру, освещение территории, наличие стационарного телефона и сотовых телефонов у каждого работника учреждения, организация охраны путем дежурства сторожей), что свидетельствует об исполнении администрацией района и руководителем детским садом требований законодательства об антитеррористической защищенности. Полагают данные мероприятия достаточными по характеру угроз террористической направленности в п. Шушенское, оперативной обстановке в районе в целом и считают эти меры достаточными. Вопросы финансирования мероприятий по противодействию терроризму обеспечиваются Правительством РФ и лежат в плоскости бюджетных отношений, в связи с чем находятся в рамках публичного, а не гражданского права.

С учетом мнения сторон, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика администрации Шушенского района.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Руководствуясь ч.1 ст.46 ГПК РФ, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, закреплено, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а также пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием граждан, в МБДОУ детский сад № 6 «Василёк» установлено, что учредителем детского сада является администрация Шушенского района Красноярского края. Предельная наполняемость зданий детского сада составляет 100 детей. Детский сад посещает 130 детей, общая численность сотрудников – 42 человека, штатным расписанием предусмотрена должность сторожа в количестве 3 единиц. Учреждение не оборудовано системой видеонаблюдения дли технического контроля за обстановкой, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

В соответствии с п. 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно пункту 2 части 6 и части 7 статьи 28 того же Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 года N 61 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденному Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Согласно Главе I "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям. К перечню основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, относятся также дошкольные образовательные организации.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

В соответствии с пунктом 42 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Решением Муниципальной антитеррористической группы Шушенского района № 1 от 29.01.2016 г. утвержден План мероприятий по противодействию терроризму на территории Шушенского района на 2016 год, а Управлению образования Шушенского района предложено продолжить работу с Министерством образования Красноярского края о выделении денежных средств на ремонт ограждения школ и монтаж систем видеонаблюдения.

МБДОУ детский сад № 6 «Василёк» включен в утвержденный Перечень объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Шушенского Красноярского края, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25.03.2015г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов.

Уставом МБДОУ детский сад № 6 «Василёк» определено, что основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, направленная на разностороннее развитие детей… Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Шушенского района, осуществляющего координацию деятельности Учреждения, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет, отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества – администрация Шушенского района. Учреждение несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнений функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников), работников образовательной организации.

При таких обстоятельствах, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только органов местного самоуправления и образовательных учреждений, но и Управления образования администрации Шушенского района – как координирующего деятельность образовательного учреждения.

МБДОУ детский сад № 6 «Василёк» заключены контракты № 5 от 11.01.2016 г. на техническое обслуживание пожарной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, № 23/16-14 от 11.01.2016г. об оказании услуг по реагированию на срабатывания тревожной сигнализации.

Согласно пояснениям Гопоненко Н.А. – представителя Отдела вневедомственной охраны Шушенского района, видеонаблюдение на территории Шушенского района в образовательных учреждениях отсутствует. Охранная тревожная сигнализация подразумевает охрану периметра здания учреждения и обеспечение незамедлительного выезда сотрудников. В поселке тревожная сигнализация оборудована – стационарно и носимыми кнопками. Где есть сотовая связь и Интернет, там подключены мобильные кнопки через сотовую связь. Канал – прибор, который обеспечивает связь. В случае возникновения ЧП, передачу информации обеспечивает физическая охрана (ЧОП или сотрудники вневедомственной охраны), которые обучены и специализируются на охране объектов. Видеонаблюдение будет обеспечивать контроль за внешним проникновением в здание учреждения. В каждом здании образовательного учреждения должно быть лицо, которое должно заниматься пропускным режимом и охраной здания. Детские сады нуждаются в системе видеонаблюдения, тревожной кнопки и физической охраны. На сегодняшний день слабая защищенность.

Доводы представителей ответчиков о том, что МБДОУ детский сад № 6 «Василёк» были приняты достаточные меры по обеспечению безопасности детей и работников учреждения, а именно: установлены пожарная сигнализация и кнопка тревожной сигнализации, заключен контракт на реагирование на срабатывания тревожной сигнализации, наличие стационарных телефонов, наличие в штате детского сада сторожей, суд считает не обоснованными, поскольку данные меры не являются действенными профилактическими мерами, направленными на противодействие террористической деятельности.

Отсутствие системы видеонаблюдения и охраны силами специальных служб в дошкольном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении малолетних воспитанников.

На основании п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Суд не может согласиться с доводами представителей ответчиков, что Технический регламент о безопасности зданий и сооружений не может быть применен в связи с тем, что здание детского сада построено до 2009 года, то есть введено в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона № 384.

Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 42 указанного выше Федерального закона, требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Однако установка системы видеонаблюдения и обеспечение охраны специальными службами должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений, которые направлены на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, которая сама по себе не нарушает целостность и конструктивные особенности зданий. Выполнение работ по установке системы видеонаблюдения ни в какой степени не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания Учреждения.

Для установки системы видеонаблюдения и организации охраны учреждения специальными службами детский сад необходимыми денежными средствами не располагает, из бюджета муниципального района финансирование на указанные цели не производилось.

Доводы о недостаточности бюджетных средств и отсутствии финансирования для устранения выявленных нарушений, не могут быть основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями, а отдаляет реализацию необходимых мер антитеррористической направленности, что недопустимо.

Учитывая соблюдение в детском саду минимальных обязательных требований по безопасности, осуществление деятельности дошкольного образовательного учреждения при отсутствии системы внешнего видеонаблюдения и охраны специальной службы могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.

Таким образом, суд считает, что имеет место бездействие ответчиков в принятии всех мер для надлежащего исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности обязательств, и необходимостью понуждения ответчиков к принятию вышеуказанных мер.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Шушенского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шушенского района, Управления образования администрации Шушенского района, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников детский сад № 6 «Василёк», выразившееся в не оборудовании здания детского сада системой видеонаблюдения и не организации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Обязать администрацию Шушенского района, Управление образования администрации Шушенского района, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников детский сад № 6 «Василёк», в срок до 01 марта 2017 года оборудовать здание МБДОУ детский сад № 6 «Василёк» системой видеонаблюдения, организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

Председательствующий Н.П. Шимохина

Решение принято в окончательной форме 16 мая 2016 г.

Решение на 23.05.2016 не вступило в законную силу.

2-290/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шушенского района
Ответчики
Управление образования Администрации Шушенского района
МБДОУ детский сад № 6 Василек
Администрация Шушенского района
Суд
Шушенский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
shush.krk.sudrf.ru
14.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2016Передача материалов судье
17.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2016Подготовка дела (собеседование)
12.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2016Судебное заседание
16.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее