Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2013 года с.Ельцовка
Мировой судья судебного участка Ельцовского района Алтайского края Панчук Н.Н., при секретаре Шнайдер О.А., с участием помощника прокурора Ельцовского района Полетайкиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ельцовского района Алтайского края в интересах пользу Еловикова И.В. к ЮЛ 1 о взыскании недовыплаченной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ельцовского района Алтайского края обратился в судебный участок Ельцовского района Алтайского края с иском в интересах Еловикова И.В. к ЮЛ 1 о взыскании недовыплаченной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо, мотивируя тем, что Еловиков И.В. работает учителем в ЮЛ 2. В соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. В соответствии со ст.1 Закона АК от 03.11.2005 №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения, определяется исходя из:1) из числа педагогических работников, включая вышедших на пенсию, а также проживающих совместно с ними членов семей; 2) общей площади занимаемых педагогическими работниками жилых помещений и потребности в расходах на его отопление и освещение; 3) тарифов на жилищно-коммунальные услуги и розничных цен на твердое топливо. Объем возмещения расходов на предоставление педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления (твердого топлива) и освещения не может превышать расходов, фактически произведенных организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. В 2010 году Еловиков И.В. выплачена компенсация в сумме **** рублей, в 2011 году - **** рублей ** копеек. На момент выплаты компенсации в 2010-2011 действовали Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденные постановлением Администрации Алтайского края от 07.12.2009 № 515. Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), включая вышедших на пенсию, а также совместно проживающим с ними членам семей предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. В соответствии с п. 3 указанных Правил возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, в том числе газом и твердым топливом (уголь, дрова), и освещения, производится органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или управомоченными ими муниципальными учреждениями на основании заключенных с поставщиками услуг договоров. На основании п.23 Правил денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, утвержденных тарифов на отопление и цен на твердое топливо. Объем твердого топлива, соответствующей потребности в нем для отопления, занимаемого жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленным законодательством РФ, и составляет до ** кг угля и до * куб.м дров в год на 1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения. Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета. До выделения средств на указанные цели из федерального бюджета финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из краевого бюджета.
Истец проживает в жилом доме, расположенном по «адрес 1», общей площадью ** кв.м.
Согласно предоставленным сведениям ЮЛ 3 компенсация в 2010 году составила: уголь норматив ** х **= * т., цена **** руб. факт.приобретенный объем - * тонн, факт.компенсация за уголь: * х ****= **** руб.
Компенсация за твердое топливо (уголь) должна составлять: норматив ** х **= * т., цена **** руб. (предельная цена).факт.приобретенный объем - * тонн, факт.компенсация за уголь: * х **** = **** руб.Таким образом, недополученная сумма компенсации за уголь в 2010 году составила **** рубля ** копеек (**** - ****).
По сведениям ЮЛ 3 компенсация в 2011 году составила: уголь норматив ** х **= * т., цена **** руб. факт.приобретенный объем - * тонн.
компенсация за уголь: * х ****= **** руб. Компенсация за твердое топливо (уголь): **** руб.
Компенсация за твердое топливо (уголь) должна составлять: норматив ** х **= * т., цена **** руб. факт.приобретенный объем - * тонн, факт.компенсация за уголь: * х **** = **** руб. Таким образом, недополученная сумма компенсации за уголь в 2011 году составила *** рублей ** копеек (**** - ****).Итого, недополученная сумма компенсации за уголь за 2010 - 2011 гг. составила **** рубля **копеек (**** + ***).Просят взыскать с ЮЛ 1 в пользу Веригиной О.В. недополученную сумму компенсации за твердое топливо (уголь) за 2010, 2011 год в размере **** рубля ** копеек.
Представитель процессуального истца Полетайкина Ю.В. на исковых требованиях настаивает в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Еловиков И.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания надлежаще извещен, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия.
Ответчик ЮЛ 1, третье лицо ЮЛ 3, представителей для участия в судебном заседании не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Третье лицо ЮЛ 4, представил письменный отзыв и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя комитета. Согласно отзыву, п.п.37-39 Правил (утв.постановлением Администрации края от 07.12.2009 №515), финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется на основании заявок и отчетов уполномоченных органов. Уполномоченные органы ежемесячно представляют в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи и в комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике заявку о потребности в средствах для выплаты компенсации и отчет о расходовании средств на выплату компенсации педагогическим работникам. Средства зачисляются на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов согласно представленным заявкам в установленном для исполнения краевого бюджета порядке и носят целевой характер. В соответствии с показателями таблицы 25 приложения 15 к закону Алтайского края от 02.12.2009 №95-ЗС «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Ельцовскому району в 2010 году предусмотрены средства на обеспечение мер социальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, в размере **** тыс. рублей. ЮЛ 4 выполнил свои обязательства в полном объеме.
Заслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Правоотношение в области предоставления мер социальной поддержки, возникшее между Веригиной О.В. и ЮЛ 3, регулируется нормами Конституции РФ, Закона РФ от 10 07.1992 "Об образовании", Законом Алтайского края от 3.11.2005 N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", «Правилами возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (действовавшими до 31.12.2011) и Перечнем категорий педагогических работников и образовательных учреждений для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденными постановлением Администрации Алтайского края № 515 от 07.12.2009. В соответствии с п.п."е","к","ж"ст.72 Конституции РФ общие вопросы образования и жилищное законодательство, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ч.2 и ч.5 ст.76 Конституции РФ, принимаемые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. В соответствии со ст.55 Закона «Об образовании», в редакции, действовавшей до 10.01.2011года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом, в том числе, «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ».
Еловиков И.В. является педагогическим работником, работает учителем в ЮЛ 2 и проживает в жилом доме по «адрес 1», общей площадью ** кв.м. Факт работы Еловикова И.В. в образовательном учреждении для детей в качестве педагога и проживание в сельской местности в доме с печным отоплением подтверждается, отметкой в паспорте о регистрации, справкой сельсовета. Право Еловикова И.В. на получение мер социальной поддержки в виде получения компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ответчиками не оспаривается и признается, что на основании ч.2 ст.68 ГПК РФ, освобождает сторону истца от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Спор возник о размере предоставляемой компенсации по оплате твердого топлива. Ст.1 Закона АК от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в редакции, действовавшей до 31.12.2011, установлено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. Частью 2 ст.2 выше указанного закона, п.п.20,23 «Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», предусмотрено, то размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, установленных для педагогических работников ст.55 Закона РФ "Об образовании". Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо. Наделение законом субъектов РФ правом на установление размера, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан, направлено на формирование механизма межбюджетных отношений, а не регуляцию правоотношений по объему предоставления льгот данной категории населения. Постановлением Правительства РФ от 7.03. 1995 N239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, входят в Перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) закреплено также в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6.10.1999 N 184-ФЗ. Так, согласно п.п.55 п.2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.24 Правил № 515 от 07.12.2009, денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом может определяться уполномоченным органом на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей). В соответствии с Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 22.07.2010 № 21 «О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» предельная цена на топливо (уголь каменный) за 1 тонну в Ельцовском районе с «дата обезличена» установлена - **** рублей.
Таким образом, суд считает, что из системного толкования вышеуказанных нормативных актов следует, что Закон РФ «Об образовании», Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС, Правила № 515 от 07.12.2009 не содержат каких-либо ограничений в предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате расходов приобретенного твердого топлива.
Согласно договору купли-продажи: от «дата обезличена» уголь приобретен в количестве * тонн по цене **** рублей за 1 тонну, итого на ***** рублей (фактически понесенные затраты).
Решением Ельцовского районного Совета депутатов от 15.12.2009 №164 с 01.01.2010 установлены нормативы расхода угля на 1 кв.м. общей площади в год каменный уголь - ** кг, дрова * куб.м.
Согласно предоставленным сведениям ЮЛ 3 компенсация в 2010 году составила: уголь норматив ** х **= * т., цена **** руб. факт.приобретенный объем - * тонн, факт.компенсация за уголь: * х ****= **** руб.
Компенсация за твердое топливо (уголь) должна составлять: уголь: норматив ** х **= * т., цена **** руб. факт.приобретенный объем - * тонн, компенсация за уголь: * х **** = **** руб.Таким образом, недополученная сумма компенсации за уголь в 2010 году составила **** рубля ** копеек (**** - ****).
Согласно договору купли-продажи от «дата обезличена» уголь приобретен в количестве * тонн по цене **** рублей за 1 тонну, итого на ***** рублей (фактически понесенные затраты).
По сведениям ЮЛ 3 компенсация в 2011 году составила: уголь: норматив ** х **= * т., цена **** руб. факт.приобретенный объем - * тонн., компенсация за уголь: * х ****= *****руб.
Компенсация за твердое топливо (уголь) должна составлять: норматив ** х **= * т., цена **** руб. факт.приобретенный объем - * тонн, факт.компенсация за уголь: * х **** = **** руб. Таким образом, недополученная сумма компенсации за уголь в 2011 году составила *** рублей ** копеек (**** - ****). Итого, недополученная сумма компенсации за уголь за 2010 - 2011 гг. составила **** рубля ** копеек (**** + ***).Расчет истца проверен судом, признается верным.
Часть1 ст.2 Закона АК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), п.3 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), определяют, что компенсация расходов по оплате жилого помещения с отоплением, в том числе твердым топливом, и освещением назначается и предоставляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или управомоченными ими муниципальными учреждениями по месту жительства педагогического работника. Согласно ч.2 ст.3 Закона АК от 03.11.2005 №88-ЗС, п.п.37,38 Правил № 515 от 07.12.2009года, до выделения средств на указанные цели из федерального бюджета финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из краевого бюджета. Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется на основании заявок и отчетов уполномоченных органов. Средства зачисляются на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов согласно представленным заявкам в установленном для исполнения краевого бюджета порядке и носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Во исполнение Закона АК от 7.12. 2008 N140-ЗС, полномочия по назначению и предоставлению педагогам компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением, в том числе твердым топливом, и освещением переданы ЮЛ 3.
Однако, согласно изменениям внесенным в Закон АК от 03.11.2005 №88-ЗС 27.12.2011 и вступившим в силу с 01.01.2012, Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности
рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (утв. постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99), расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (ч.1, ч.3 ст.3 Закона Алтайского края от 27.12.2011 № 159ЗС). Во исполнение вышеуказанных изменений закона, «дата обезличена» документация и кредиторская задолженность по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам ЮЛ 3 была передана ЮЛ 1 (акт приема- передачи от «дата обезличена».) Соответственно, недовыплаченную сумму компенсации необходимо взыскать с ЮЛ 1, поскольку финансирование является целевым и поступает из бюджета Алтайского края, исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ельцовского района Алтайского края удовлетворить.
Взыскать с ЮЛ 1 в пользу Еловикова И.В. недополученную сумму компенсации за твердое топливо (уголь) за 2010 - 2011 годы в размере **** рублей ** копеек за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.
Решение может быть обжаловано в Ельцовский районный суд, через судебный участок Ельцовского района в течение месяца со дня принятия.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу 27.05.2013 года