ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
03 июня 2019 года г. Самара<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка № 132 Волжского судебного района Самарской области Береснева С.А., рассмотрев материалы дела <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 в отношении должностного лица -
руководителя ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (ИНН <НОМЕР>, юридический адрес: <АДРЕС> Баскина Михаила Марковича, <ДАТА> года рождения, уроженца <ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3>, составленному заместителем начальника ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара, <ДАТА4> Баскин М.М., являясь руководителем ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», не предоставил в установленный законом срок (не позднее <ДАТА5>) в ГУ-УПФР в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года (тип формы-дополняющая), чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.33.2 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Цыдилин М.С., оспаривая виновность Баскина М.М. в совершении вменяемого правонарушения, указала, что в ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» имеется должность старшего бухгалтера, которую замещает <ФИО1>, в должностные обязанности которой входит в том числе, составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, представление всех видов отчетности в установленном порядке в соответствующие органы. Пояснил, что Баскин М.М. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом уведомлен не был в связи с чем был лишен возможности своевременно дать какие-либо объяснения составившему протокол должностному лицу пенсионного органа.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Статья 15.33.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в этом Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При этом решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которым ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, который, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Аналогичная по своей сути позиция содержится в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией бухгалтерского учета.
Между тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» предусмотрена должность старшего бухгалтера, который, в должностные обязанности которого входит, в частности, подготовка и формирование официальной отчетности в ФНС, во внебюджетные фонды (ПФР, социального страхования) (п. 1.4 Должностной инструкции) и несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (п. 1.7.8 Инструкции).
На должность старшего бухгалтера ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с <ДАТА8> принята <ФИО1>
При таких обстоятельствах, учитывая, что руководитель ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Баскин М.М. во исполнение требований частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», надлежащим образом организовал ведение бухгалтерского учета путем возложения его ведения на старшего бухгалтера, суд приходит к выводу о том, что Баскин М.М. не может являться субъектом вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.33.2 КоАП РФ, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ - отсутствие состава административного правонарушения.
При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что в рамках настоящего дела Баскин М.М. привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
В силу ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В нарушение указанной нормы уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Баскину М.М. по месту его жительства не направлялось. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, вынесен в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, или его защитника с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении руководителя ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Баскина Михаила Марковича - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Волжский районный суд Самарской области в течение 10 дней через судебный участок № 132 Волжского судебного района Самарской области.
Мировой судья С.А. Береснева
Копия верна: мировой судья