Решение по делу № 5-13/2014 от 31.01.2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

от 03 февраля 2014 года г. Самара ул. Молодогвардейская, 53 Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2014 года Постановление изготовлено в полном объёме 03 февраля 2014 года Мировой судья судебного участка № 133 Волжского судебного района Самарской области Царёва И.В., рассмотрев административное дело № 5-13/14 в отношении юридического лица ФКП «Самарский завод «Коммунар», зарегистрированного:***, по ст. 19.5 ч.12 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: 02.10.2013г. юридическое лицо ФКП «Самарский завод «Коммунар» по адресу:***, частично не выполнило законное предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, - ОГПН УНД ГУ МЧС России по Самарской области, в установленный срок - 01.10.2013 года. В судебное заседание законный представитель ФКП «Самарский завод «Коммунар» не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщал. В судебном заседании защитник Глебова Ю.В., полномочия которой удостоверены доверенностью, полагала, что в действиях ФКП «Самарский завод «Коммунар» отсутствует состав рассматриваемого правонарушения, так как руководство юридического лица не имело умысла на невыполнение предписания; по предварительным расчётам отдела финансов предприятия на выполнение предписанных мероприятий требуется 25000000 руб.; ФКП «Самарский завод «Коммунар» является казённым предприятием оборонно-промышленного комплекса, не имеет собственных оборотных средств, финансируется за счёт бюджетных субсидий Министерством промышленности и торговли, согласно утверждённой смете; ФКП «Самарский завод «Коммунар» с 2011г. принимает участие в федеральной целевой программе, предусматривающей финансирование мероприятий на модернизацию, переоснащение и обеспечение пожарной безопасности предприятия; действие указанной программы распространяется на период 2014-2020г.г., процедура выделения средств из государственного бюджета осуществляется в несколько этапов: разработка технического задания для проектной организации, заключение договора с проектной организацией и экспертиза проектной документации, расчёт сметной документации, проведение конкурсных процедур для определения подрядных организаций по поставке оборудования и выполнения работ, выполнение работ подрядными организациями, поставка оборудования, оформление актов приёмки, отчётов по выполненным работам; финансирование программы в 2014г. не осуществлялось; работы по обеспечению пожарной безопасности осуществляются юридическим лицом в плановом порядке в рамках целевых бюджетных ассигнований; в установленный надзорным органом срок - 25 дней, предприятие не имело возможности выполнить предписанные мероприятия на сумму 25000000 руб., такое нарушение бюджета повлекло бы дестабилизацию экономической деятельности предприятия, нарушение контрактных обязательств перед государством, нарушение режима оплаты труда работников предприятия; ФКП «Самарский завод «Коммунар» обращалось в надзорный орган с заявлением о продлении срока выполнения предписания, но ответа не получило; администрацией предприятия были приняты все возможные меры для выполнения предписания в срок, заключены необходимые договоры, направлены заявки на финансирование; из-за недостатка финансирования не представилось возможным выполнить все пункты предписания в срок, предписание выполнено частично. Представила ряд документов для приобщения к материалам дела. Судом исследованы следующие материалы дела: - протокол об административном правонарушении № 109 от 11.11.2013 г.; - распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 26.07.2013г. № 292; - акт проверки от 23.08.2013г. № 292, период проведения проверки - с 29.07.2013г. по 23.08.2013г.; - предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 292/1/1 от 05.09.2013г., выданное на основании результатов проверки от 23.08.2013г., содержит 51 пункт со сроком выполнения - 01.10.2013г., из них имеют отметку о выполнении - 14 пунктов; - постановление по делу об административном правонарушении № 93 от 23.09.2013г.; - письмо от 21.06.2013г. Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России; - объяснения законного представителя ФКП «Самарский завод «Коммунар»; - Устав ФКП «Самарский завод «Коммунар»; - страница Интернет-сайта Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, отражающая информацию о принадлежности федерального казённого предприятия «Самарский завод «Коммунар» к ведению Минпромторга России; - договор ***о предоставлении субсидии для возмещения затрат, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд; - договор ***о предоставлении субсидии для возмещения затрат, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд; - договор ***о предоставлении субсидии для возмещения затрат, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд; - договор ***о предоставлении субсидии для возмещения затрат, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд; - обращение директора ФКП «Самарский завод «Коммунар» № 08/4461 от 02.09.2013г. в адрес директора Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России о выделении денежных средств на выполнение предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 292/1/1 от 05.09.2013г. в размере 25000000 руб.; - смета доходов и расходов ФКП «Самарский завод «Коммунар» на 2013г. и плановый период 2014, 2015г.г., из которой следует, что на противопожарные мероприятия затрачено *** руб.; - смета доходов и расходов ФКП «Самарский завод «Коммунар» на 2014г. и плановый период 2015, 2016г.г.; - приказ Минпромторга России № 64 от 30.01.2012г. об утверждении Задания на разработку проектной документации; - договор ***на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации «Реконструкция и техническое перевооружение производства специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия ФКП «Самарский завод «Коммунар»; - контракт ***на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению производства; - акт о приёмке выполненных работ по контракту***., из которого следует, что произведены строительные работы и работы по установке пожарной сигнализации на сумму ***руб.; - договор ***на производство государственной экспертизы проектной документации «Реконструкция и техническое перевооружение производства специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия ФКП «Самарский завод «Коммунар»; - договор ***на производство государственной экспертизы проектной документации «Реконструкция и техническое перевооружение производства специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия ФКП «Самарский завод «Коммунар»; - договор подряда ***на выполнение работ по ремонту отделки стен и потолков, окон и дверей, внутренних систем отопления и водопровода помещений здания № 120; - договор ***на производство государственной экспертизы проектной документации «Реконструкция и техническое перевооружение производства специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия ФКП «Самарский завод «Коммунар»; - договор ***на производство государственной экспертизы проектной документации «Реконструкция и техническое перевооружение производства специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия ФКП «Самарский завод «Коммунар»; - государственный контракт от ***на выполнение работ по ***в 2013г.; - положительное заключение государственной экспертизы № 044-14/ГГЭ-8750/03 от 17.01.2014г. Диспозиция ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел. Оценивая в совокупности собранные по делу об административном правонарушении доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ), суд приходит к следующему. Юридическое лицо «Самарский завод «Коммунар» является федеральным казённым предприятием оборонно-промышленного комплекса и Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 отнесено к Перечню стратегических предприятий. Правовое положение и деятельность казённых предприятий регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которому федеральное казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления; не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником; имущество которого принадлежит на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия вправе изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Согласно Положению о Министерстве промышленности и торговли (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438), Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оборонно-промышленного комплекса, функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере промышленности боеприпасов. Пунктами 5.4, 5.13 указанного Положения предусмотрено, что Минпромторг России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным министерству, а также функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минпромторга России и реализацию возложенных на него функций. В соответствии с пунктом 4 Устава федерального казённого предприятия «Самарский завод «Коммунар», Минпромторг России как правопреемник Федерального агентства по промышленности РФ осуществляет правомочия собственника имущества данного предприятия. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 351 федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса предоставляются субсидии в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству промышленности и торговли Российской Федерации. Субсидии предоставляются предприятиям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат этих предприятий при условии недостаточности доходов для покрытия их расходов, предусмотренных утвержденными в установленном порядке на основе программ деятельности предприятий на очередной год и плановый период сметами доходов и расходов предприятий, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд, ежеквартально по итогам отчетного периода, а также возмещения затрат, связанных с созданием этих предприятий. Предоставление из федерального бюджета субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса производится в Порядке, утверждённом Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26 сентября 2008 г. N 165, согласно которому размер субсидий и направления их расходования по каждому предприятию утверждаются приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, проект которого подготавливается Департаментом промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии с учетом лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании протокольного решения Комиссии по подготовке предложений по размерам и направлениям расходования субсидий, предоставляемых федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса (далее - Комиссия), и вносится на рассмотрение в порядке, установленном Регламентом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Основанием для подготовки Комиссией указанного протокольного решения являются обращения руководителей предприятий по итогам отчетного периода, с указанием необходимых размеров и направлений расходования субсидий, а также заключения Департамента, к сфере деятельности которого относится предприятие Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - отраслевой Департамент) или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, в котором приводится анализ полноты и обоснованности документов, представляемых для получения субсидий, и рекомендации о возможных размерах и направлениях их расходования. Комиссия самостоятельно определяет сроки и порядок рассмотрения заявлений руководителей предприятий, при этом срок подготовки заключений не должен превышать 15 дней. После выхода приказа об утверждении размеров предоставляемых субсидий и направлений их расходования по каждому предприятию Департамент промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии обеспечивает заключение договоров с предприятиями. Указанные договоры подлежат визированию соответствующим отраслевым Департаментом, Департаментом корпоративного управления и федеральных целевых программ, Департаментом бюджетной политики и финансов и Юридическим департаментом. Департамент бюджетной политики и финансов на основании заключенных между Министерством и предприятиями договоров перечисляет в установленном порядке предоставляемые субсидии на расчетные счета предприятий, открытые им в кредитных организациях. Предприятия отвечают за целевое использование субсидий и представляют не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ежеквартальные и годовые отчеты об их использовании. Судом установлено, что федеральное казённое предприятие «Самарский завод «Коммунар» подведомственно Министерству промышленности и торговли Российской Федерации; субсидируется из федерального бюджета, что свидетельствует о недостаточности доходов предприятия для покрытия его расходов, предусмотренных сметами доходов и расходов предприятий, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд. Из анализа вышеизложенных правовых норм, учитывая правовое положение юридического лица, следует, что федеральное казённое предприятие «Самарский завод «Коммунар» подотчётно собственнику имущества - Минпромторгу РФ, который утверждает смету доходов и расходов предприятия, утверждает размеры предоставляемых предприятию субсидий и направления их расходования, при этом предприятие не обладает правом на нецелевое использование субсидий; вопросы о размерах и направлениях расходования субсидий предприятие обязано разрешать в установленном Минпромторгом РФ порядке. Предписанием должностного лица ОГПН УНД ГУ МЧС России по Самарской области № 292/1/1 от 05.09.2013г. федеральному казённому предприятию «Самарский завод «Коммунар» предписано в срок 25 календарных дней устранить указанные в предписании нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки. Для выполнения данного предписания ФКП «Самарский завод «Коммунар» необходимо осуществить следующие мероприятия: привести пожарные гидранты в исправное состояние (п. 1), помещения зданий и сооружений оборудовать автоматическими установками пожарной сигнализации (п.п. 2, 20, 28, 29, 31, 33, 36, 43, 45, 50, 57), помещения склада оборудовать автоматической установкой пожаротушения (п. 30), установить противопожарные двери соответствующего типа огнестойкости (п.п. 4, 9, 10, 48, 53, 54), части помещений различных классов функциональной пожарной опасности разделить противопожарными преградами (п.п. 6, 7, 14, 15, 16, 18, 21, 22, 24, 52), оборудовать второй эвакуационный выход на вторых этажах зданий (п.п. 23, 49), сменить отделку стен, пола на путях эвакуации на материалы с более низкой пожарной опасностью (п.п. 38, 39), подвергнуть деревянные конструкции чердачных помещений огнезащитной обработке (п.п. 40, 46), установить ступени эвакуационной лестницы одинаковой ширины проступи на одинаковую высоту (п. 55). Как следует из объяснений защитника, по предварительным подсчётам отдела финансов ФКП «Самарский завод «Коммунар» на выполнение указанных мероприятий требуется 25000000 руб., что не опровергается материалами дела. Предписание должно отвечать критерию исполнимости. При этом необходимо учитывать, имелась ли у привлеченного к ответственности лица возможность исполнить предписание административного органа в установленный в нем срок. В данном случае, установленный в предписании срок исполнения 25 дней заведомо неисполним для казённого предприятия, поскольку устранение указанных нарушений требует значительных финансовых и временных затрат. Из предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 292/1/1 от 05.09.2013г. следует, что из 51 пункта со сроком выполнения - 01.10.2013г., выполнено 14 пунктов. Не были выполнены работы, требующие значительных финансовых затрат. В короткий срок (25 дней) предприятию было предписано оборудовать значительную часть помещений зданий и сооружений завода автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения, выполнить другие трудоемкие и дорогостоящие работы. При этом, из Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26 сентября 2008 г. N 165 усматривается, что процедура финансирования федерального казённого предприятия оборонно-промышленного комплекса предусматривает несколько этапов, максимальный срок только одного из которых (протокольное решение Комиссии) составляет 15 дней. Таким образом, должностному лицу ОГПН УНД ГУ МЧС России по Самарской области заведомо было известно, что выполнить весь объем работы в течение установленного срока федеральному казённому предприятию невозможно. В пределах выделенных бюджетных средств часть нарушений требований пожарной безопасности предприятием устранена в установленный предписанием срок. Для устранения всех нарушений предприятию необходимы более длительные сроки и дополнительное финансирование. Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 года N 11-П). Отсутствие вины является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава административного правонарушения; суд, обеспечивающий в связи с привлечением к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности защиту прав и свобод физических и юридических лиц посредством судопроизводства, основанного на состязательности и равноправии сторон (статья 123 Конституции Российской Федерации), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения правил пожарной безопасности, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась и как бы ни было распределено бремя ее доказывания (Постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года N 11-П, от 25 января 2001 года N 1-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П и от 30 июля 2001 года N 13-П). Из положений части 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но у него не имелось возможности для их соблюдения. Юридическим лицом в рамках судебного разбирательства были представлены доказательства отсутствия вины во вмененном административном правонарушении. При наличии обращения руководителя федерального казённого предприятия в адрес собственника имущества о выделении денежных средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности, установленных проверкой от 23.08.2013г., а также выполнении 14 пунктов предписания, юридическое лицо не могло иметь умысла на невыполнение возложенных органом пожарного надзора обязанностей. Исследованными доказательствами подтверждается, что юридическим лицом ФКП «Самарский завод «Коммунар» предприняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок предписания органа пожарного надзора в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Таким образом, вина федерального казённого предприятия «Самарский завод «Коммунар» в совершении вменяемого правонарушения судом не установлена. Поскольку конструктивный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.12 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, - с субъективной стороны предусматривает наличие вины в форме умысла, в действиях ФКП «Самарский завод «Коммунар» отсутствует состав указанного административного правонарушения. В соответствии с п.2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. В связи с изложенным суд считает, что административное дело в отношении юридического лица ФКП «Самарский завод «Коммунар» подлежит прекращению. Руководствуясь ст. ст. 1.5, 2.1, 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении в отношении федерального казённого предприятия «Самарский завод «Коммунар» по ст. 19.5 ч.12 КоАП РФ - прекратить. Составление мотивированного постановления отложено на срок три дня. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Постановление может быть обжаловано в Волжский районный суд Самарской области в течение 10 дней через судебный участок № 133 Волжского судебного района Самарской области. Мировой судья подпись Царёва И.В. Резолютивная часть ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 31 января 2014 года г. Самара ул. Молодогвардейская, 53 Мировой судья судебного участка № 133 Волжского судебного района Самарской области Царёва И.В., рассмотрев административное дело № 5-13/14 в отношении юридического лица ФКП «Самарский завод «Коммунар», зарегистрированного: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, ул. Коммунаров, 3, по ст. 19.5 ч.12 КоАП РФ, Руководствуясь ст. ст. 1.5, 2.1, 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении в отношении федерального казённого предприятия «Самарский завод «Коммунар» по ст. 19.5 ч.12 КоАП РФ - прекратить. Составление мотивированного постановления отложено на срок три дня. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Постановление может быть обжаловано в Волжский районный суд Самарской области в течение 10 дней через судебный участок № 133 Волжского судебного района Самарской области. Мировой судья подпись Царёва И.В. «СОГЛАСОВАНО» 03.02.2014г. Мировой судья Царёва И.В<ФИО1>