Решение по делу № 2-525/2015 от 29.04.2015

Дело № 2-525/2015

Решение

Именем Российской Федерации

г. Канск Красноярского края          20 августа 2015 года

Судья Канского районного суда Красноярского края Конищева И.И.,

при секретаре - Манухиной С.И.,

с участием:

- прокурора - помощника Канского межрайпрокурора Козловской Г.С.,

- представителя ответчика - Будаева А.В.,

           - представителя третьего лица - Теленковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Андросова <данные изъяты> к администрации Канского района о предоставлении жилого помещения,

установил:

Канский межрайонный прокурор в интересах Андросова Ф.А. обратился в суд с иском к администрации Канского района, в котором просит обязать ответчика предоставить Андросову Ф.А. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда не ниже установленной нормы предоставления - 33 квадратных метра с учетом положений ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».

Свои требования истец мотивировал тем, что родители Андросова Ф.А. умерли. Андросов Ф.А. был определен на полное государственное попечение в детское государственное учреждение (постановление администрации Канского района от 21.12.2001 № 808-п). В период с 01.09.2012 по 30.06.2013 Андросов Ф.А. обучался в КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 60» на полном государственном обеспечении. 28.09.2012 решение краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа Министерства образования и науки Красноярского края Андросов Ф.А. поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В настоящее время его порядковый номер очереди составляет 546. Андросов Ф.А. как лицо, оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в обеспечении жилым помещением по окончании обучения в КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 60» должен был обеспечен администрацией Канского района жилым помещением. Вместе с тем, согласно Приложению к соглашению № 31 от 24.02.2015 «О взаимодействии Министерства образования и науки Красноярского края и администрации Канского района по реализации в 2015 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Андросов Ф.А. не включен в список лиц, которые в 2015 году подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Канского района.

В судебном заседании помощник Канского межрайоного прокурора Козловская Г.С. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, подтвердила обстоятельства, изложенные в иске.

Материальный истец Андросов Ф.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебном заседании 30.07.2015 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, подтвердил обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика администрации Канского района Будаев А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил суду, что в рамках выделенных на осуществление государственных полномочий денежных средств между Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией Канского района ежегодно заключается соглашение по реализации переданных полномочий, в рамках которого муниципальное образование Канский район приобретает жилые помещения. В приложении к соглашению указывается конкретный перечень лиц, которым необходимо приобрести жилые помещения, список указывается Министерством образования и науки Красноярского края, по решению судов и из списка очередников. На сегодняшний день в собственности муниципального образования Канский район не имеется свободных жилых помещений специализированного фонда, которые могли бы быть предоставлены Андросову Ф.А., так как при выделении денежных средств в 2015 году денежные средства предусмотрены не для всех лиц, которых необходимо обеспечить жилыми помещениями. Андросов Ф.А. в список лиц, которым администрация Канского района обязана приобрести жилые помещения, не был включен, принятие решения о том кому предоставляется жилое помещение, не относится к компетенции администрации Канского района.

Представитель третьего лица МКУ «Управление образования администрации Канского района» Теленкова В.А. в судебном заседании посчитала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 31.12.2014

N 500-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1

, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1

этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 25.06.2015) «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статья 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 06.03.2014, с изм. от 01.12.2014) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000 N 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.

Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.

Согласно ст. 3 данного закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий, а также отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти края; вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании, родители Андросова Ф.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерли - мать Сайдашева Л.Р. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Андросов А.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления администрации Канского района от 21.12.2001 № 808-п Андросов Ф.А. был определен на полное государственное попечение в детское государственное учреждение. Справкой КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 60» подтверждается, что в период с 01.09.2012 по 30.06.2013 Андросов Ф.А. обучался в КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 60» на полном государственном обеспечении.

25.09.2012, до достижения 23 лет, Андросов Ф.А. обратился в Министерство образования и науки Красноярского края и был поставлен на учет, включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Канского района, по состоянию на 07.04.2015 числился под номером 546 в очереди, что подтверждается письмом МКУ «Управление образования администрации Канского района Красноярского края» № 974 от 07.04.2015.

Согласно соглашению № 31 от 24.02.2015 между Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией Канского района Андросов Ф.А. не включен в список лиц, которые в 2015 году подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Канского района.

Таким образом, Андросов Ф.А. обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, то есть имеет право на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее жилья.

Между тем, до настоящего времени право истца на предоставление ему жилого помещения не реализовано, чем нарушаются права и законные интересы Андросова Ф.А., хотя согласно требованию выше указанного законодательства, обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18-летнего возраста.

Поскольку Андросов Ф.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ним жилого помещения, обеспечению жилым помещением он подлежит в порядке ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которой предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Между тем, как установлено судом, формируемый на основании Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 «О защите прав ребенка» Список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями, что приводит к нарушению прав Андросова Ф.А. на получение жилого помещения вне очереди.

Суд полагает, что возложение обязанности предоставить Андросову Ф.А. жилое помещение за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета будет означать, что исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент решения или сделает его неисполнимым и приведет к ограничению прав истца на внеочередное получение жилого помещения. Поскольку обеспечение жилым помещением сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, данную обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на администрацию Канского района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Андросова <данные изъяты> к администрации Канского района о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Канского района предоставить Андросову <данные изъяты> благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда не ниже установленной нормы предоставления - 33 квадратных метра с учетом положений ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья         И.И. Конищева

2-525/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андросов Ф.А.
Канский м.п.
Ответчики
Администрация Канского района
Другие
МКУ "Управление образования администрации Канского района"
Министерство образования и науки Красноярского края
Суд
Канский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
kanskray.krk.sudrf.ru
29.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2015Передача материалов судье
30.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.05.2015Подготовка дела (собеседование)
30.07.2015Предварительное судебное заседание
20.08.2015Судебное заседание
20.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее