Решение по делу № null от 31.01.2011

Судья Мороз Н.Н.                                                       Дело № 33-153/2011 А-22

           КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2011 года                                                                          г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Головиной Л.Н.,

судей Парамзиной И.М., Гаус Т.И.

при секретаре Кулазиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаус Т.И.

гражданское дело по иску Степановой <данные изъяты> к администрации г.Ачинска и Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма

по кассационной жалобе представителя Администрации г. Ачинска Тютиковой О.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 28 октября 2010 года, которым постановлено:

         «Исковые требования Степановой <данные изъяты> удовлетворить частично.

          Обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить Степановой <данные изъяты> на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру на территории города Ачинска Красноярского края, соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Степанова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Ачинска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении однокомнатной квартиры по договору социального найма.

Свои требования мотивировала тем, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, которых решением Ачинского городского суда от 09 июля 2002 года лишили родительских прав, 15 апреля 2003 года ее мать умерла. Попечитель из числа родственников ей не назначался, но на полном государственном обеспечении она находилась, функции опекуна выполнял орган опеки и попечительства г. Ачинска. Распоряжением Главы г. Ачинска -р от 21 октября 2002 года истица была определена в МОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также за нею было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. На тот момент дом был включен в программу замены ветхого жилья постановлением Главы г. Ачинска -п от 16 апреля 2001 года. В сентябре 2004 года в указанном жилом доме произошел пожар. Согласно акту от 03 сентября 2004 года дом был признан неподлежащим восстановлению в связи с большими повреждениями и разрушениями вследствие пожара 01 сентября 2004 года. На основании этого акта межведомственная комиссия в 2007 году признала жилой дом непригодным для проживания. По ходатайству Управления образования администрации г.Ачинска истице было выделено для проживания койко-место в общежитии: <адрес>, без постановки на регистрационный учет. Также Управлением образования была оказана помощь в сборе документов для постановки на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в чем ответчиком истице было отказано. Впоследствии администрация г. Ачинска отказала ей (истице) в продлении временной регистрации и проживании в общежитии, предложив освободить жилье. Жилого помещения на праве собственности истица не имеет. Просила обязать администрацию г. Ачинска предоставить ей однокомнатную квартиру на условиях договора социального найма, общей площадью не ниже нормы предоставления в г. Ачинске, соответствующую санитарным и техническим нормам.

        Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель администрации г.Ачинска Тютикова О.В. ставит вопрос об отмене решения, как незаконного, указывает на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, ссылаясь на то, что Степанова Н.В. на момент утраты родительского попечения имела право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> которое было закреплено за ней в соответствии с требованиями закона, в 2004 году дом был поврежден пожаром и в 2007 году признан аварийным, подлежащим сносу, поэтому предоставление жилого помещения истице регулируется положениями ст.ст. 85,86,89 ЖК РФ.

Проверив материалы дела, решение суда по доводам кассационной жалобы и возражений на жалобу согласно ч.1 ст.347 ГПК ПФ, заслушав представителя Степановой Н.В. Абилову Т.Б., представителя Министерства образования и науки Красноярского края Гаврилова Е.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг (в ред. от 05.03.2010 г.) утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. В соответствии с пунктами 2, 3, 4 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения по договорам социального найма.

Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

    Решением Ачинского городского Совета депутатов от 10 июня 2005 года №3-6р «Об утверждении положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования» (в ред. от 30.01.2009 г.) утверждена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 14-20 кв. метров на одного человека, на состав семьи из одного, двух человек предоставляется однокомнатная квартира.

    Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции Степанова Н.В., 06 апреля 1989 года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку решением Ачинского городского суда от 09 июля 2002 года ее родители – ФИО9 и ФИО10 были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери, ребенок был передан на попечение органу опеки и попечительства.

Распоряжением Главы г. Ачинска от ДД.ММ.ГГГГ -р Степанова Н.В. была определена в МОУ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение, за несовершеннолетней сохранено право пользования муниципальной квартирой по <адрес>.

Согласно справке ОГПН по г. Ачинску и Ачинскому району от 20 августа 2007 года 01 сентября 2004 года произошел пожар по адресу: <адрес>, в результате пожара огнем повреждено строение жилого дома на площади 145 кв. метров, сгорела крыша дома, обуглились стены, а из акта МУ «Служба заказчика» от 03 сентября 2004 года следует, что в <адрес> указанного дома до 60% повреждены огнем венцы наружной стены главного и торцевого фасада, выгорели сени, оконные и дверные заполнения, восстановление жилого дома нецелесообразно.

Заключением межведомственной комиссии от 24 июля 2007 года жилой <адрес> по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением главы г. Ачинска от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о сносе жилых домов, в том числе и <адрес>.

Из дела усматривается, что 18 февраля 2008 года Степанова Н.В. обращалась в администрацию г. Ачинска по вопросу предоставления ей жилого помещения, ссылалась на то, что она сирота, после пожара проживала у знакомых, впоследствии по ходатайству отдела образования ей выделили комнату в общежитии с временной пропиской. Однако ответчиком в принятии истицы на учет нуждающихся в жилом помещении было отказано.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, пришел к обоснованному выводу о том, что Степанова Н.В., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилья, поскольку фактически не имеет закрепленного за ней жилого помещения на условиях социального найма, а также не имеет жилого помещения на праве собственности, поэтому в соответствии с действующим законодательством имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом суд исходил из того, что жилой дом, в котором находилась закрепленная за истицей муниципальная квартира, уже в 2002 году находился в аварийном состоянии, в связи с чем постановлением Главы г. Ачинска от ДД.ММ.ГГГГ -п в рамках целевой программы «Замена ветхого жилья в г. Ачинске на 2001-2005 годы» был включен в перечень ветхого жилья, непригодного для дальнейшей эксплуатации, впоследствии в 2004 году в результате пожара данный жилой дом был значительно поврежден, однако признан непригодным для проживания в установленном законом порядке только в 2007 году.

Поскольку закрепленное за Степановой Н.В. на момент утраты родительского попечения жилое помещение, соответствующее требованиям ч. 2 ст. 15 ЖК РФ фактически отсутствовало уже в 2004 году, то есть до достижения истицей совершеннолетнего возраста, вследствие чего ее возвращение в ранее занимаемой жилье стало невозможным в 2004 году, суд правильно признал, что истица относится к числу лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, и обоснованно возложил на администрацию г. Ачинска обязанность предоставить Степановой Н.В. по договору социального найма благоустроенную квартиру на территории г. Ачинска, соответствующую норме предоставления, санитарным и техническим нормам.

Судом дана надлежащая оценка доводам представителя ответчика, настаивающего на том, что за истцом было закреплено жилое помещение на момент утраты им родительского попечения, жилье признано непригодным для проживания после достижения истицей совершеннолетия, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при этом суд правильно, по изложенным в решении основаниям, не согласился с указанными доводами как необоснованными.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы кассационной жалобы представителя администрации г. Ачинска Тютиковой О.В. со ссылкой на то, что у истицы имеется право на получение жилого помещения, но по другому основанию, а именно в связи со сносом ранее закрепленного за ней жилого помещения, по сути воспроизводят возражения на исковые требования, данные представителем ответчика в суде первой инстанции, которые получили надлежащую правовую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.

Доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                            ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 28 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации г. Ачинска Тютиковой О.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Категория:
Гражданские
Истцы
Степанов Н.В.
Суд
Красноярский краевой суд (Красноярский край)
Судья
Гаус Татьяна Иосифовна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее