Хасавюртовский районный суд
Судья Алиев М.А.
Дело № 33-437-2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 февраля 2015 года г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Сидоренко М.И. и Магадовой А.В.
при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании от 19 февраля 2015 года по частной жалобе Шамилова А.М. на определение Хасавюртовского районного суда от 23 октября 2014 года дело по заявлению Шамилова А.М. о выдаче дубликата исполнительного листа.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Шихгереева Х.И., объяснения Шамилова А.М. и его представителя Иджиева А.М., просивших отменить определение суда и разрешить вопрос о выдаче ему дубликата исполнительного листа, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамилов А. М. обратился в суд с заявлением о выдаче ему дубликата исполнительного листа во исполнение решения Хасавюртовского районного суда от 26 марта 2009 года, которым с М. М. К. в его пользу взысканы № рублей.
В обоснование своих требований он указал, что во исполнение названного решения суда был выписан и направлен на исполнение в службу судебных приставов исполнительный лист, на основании этого исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство, однако, исполнительный лист не был исполнен, он неоднократно обращался в службу судебных приставов по поводу исполнения решения суда, однако, ему конкретный ответ не был дан, а по истечении срока действия исполнительного листа ему было сообщено, что возбужденное исполнительное производство было окончено и исполнительный лист возвращен ему по почтовой связи, однако, ему исполнительный лист не был возвращен, он его не получал, т.е. исполнительный лист был утрачен во время потовой пересылки.
Определением Хасавюртовского районного суда от 23 октября 2014 года постановлено:
«Заявление Шамилова А. М. о выдаче дубликата исполнительного листа оставить без удовлетворения».
На данное определение суда Шамиловым А.М. подана частная жалоба, в которой он просит отменить определение суда и разрешить вопрос о выдаче ему дубликата исполнительного листа, указывая, что, отказывая в выдаче дубликата исполнительного листа, суд не принял во внимание то, что объективных данных о возврате службой судебных приставов и вручении ему исполнительного листа не имеется, он не знал ни об окончании исполнительного производства, ни о возврате ему исполнительного документа, то обстоятельство, что им не был получен исполнительный документ, указывает на его утрату во время почтовой пересылки.
Надлежаще извещенные Магомедов М.К. и представитель службы судебных приставов в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела на другой срок не просили.
Кроме того, частная жалоба на определение суда об отказе в выдаче дубликата исполнительного листа статьей 333 ГПК РФ не включены в число частных жалоб, подлежащих рассмотрению с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, в связи с чем частная жалоба Шамилова А.М. рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании Шамилов А.М. и его представитель просили удовлетворить частную жалобу, отменить определение суда и разрешить вопрос о выдаче Шамилову А.М. дубликата исполнительного листа по основаниям, указанным в частной жалобе, дополнительно пояснив, что он по адресу, указанному уведомлении о направлении в его адрес корреспонденции из службы судебных приставов: <адрес>, давно не проживает, поэтому, он не мог получить эту корреспонденцию, кроме того, его жена И ОН длительное время болели и продолжают болеть, он занимался лечением их обоих, что также препятствовало выяснению обстоятельств исполнения решения суда, в настоящее время он вынуждено не проживает в своем доме, поскольку при получении денег, которые он передал Магомедову М.К., он заложил свое жилье, проживает он в другом месте в невыносимых условиях, эти обстоятельства судом также не учтены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав объяснения Шамилова А.М. и его представителя, Судебная коллегия находит определение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Шамилов А.М. обратился в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа по мотивам утраты исполнительного листа во время пересылки ему службой судебных приставов.
В соответствии с частью 1 статьи 430 ГПК РФ в случае утраты подлинника исполнительного листа суд, принявший решение, может выдать по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя дубликаты исполнительных документов.
Заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный документ был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа (часть 2 статьи 430 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2,4 и 7 этой статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
Из системной взаимосвязи приведенных норм права вытекает, что дубликат исполнительного листа может быть выдан при наличии совокупности обстоятельств: вступившее в законную силу решение суда не исполнено; исполнительный лист, выданный для исполнения этого решения, утерян; трехлетний срок предъявления исполнительного документа к исполнению не истек.
Соответственно, в случае несоблюдения этой совокупности условий дубликат исполнительного листа не может быть выдано.
Как это следует из материалов дела, решение Хасавюртовского районного суда от 26 марта 2009 года не было обжаловано в кассационном порядке (в соответствии с действовавшей тогда редакцией ГПК РФ обжалование не вступивших в законную силу судебных постановлений осуществлялось в кассационном порядке) и в силу положений статьи 209 ГПК РФ вступило в законную силу через 10 дней после его вынесения, т.е. 6 апреля 2009 года.
Из материалов дела также следует, что после вступления решения суда в законную силу на его основании был выписан и направлен на исполнение в службу судебных приставов исполнительный лист за № 2-51\09 от 14 апреля 2009 года, по нему постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Дагестан Рабаданова И.М. от 9 июня 2009 года было возбуждено исполнительное производство, а постановлением судебного пристава-исполнителя той же службы судебных приставов Халилова Р.Х. от 29 декабря 2009 года исполнительное производство было окончено, исполнительный лист возвращен Шамилову А.М. в связи с невозможностью его исполнения из-за отсутствия у должника имущества, на которое могло быть обращено взыскание.
Шамилов А.М. утверждает, что он не получил возвращенный в его адрес исполнительный документ.
Возражая против этого утверждения Шамилова А.М., Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Дагестан представило суду уведомление о вручении Шамилову А.М. заказной корреспонденции, согласно которому указанная заказная корреспонденция ему была вручена 20 января 2010 года.
В соответствии с положениями статьи 22 названного выше Федерального закона предъявление исполнительного документа к исполнению прерывает срок предъявления исполнительного документа к исполнению, после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается, в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
В силу этой нормы закона и в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю, т.е. с 20 января 2010 года.
В дальнейшем Шамиловым А.М. исполнительный лист к исполнению вновь не предъявлялся.
Соответственно, исполнительный лист о взыскании с Магомедова М.К. в пользу Шамилова А.М. указанной выше суммы мог быть предъявлен в срок до 20 января 2013 года.
Однако, как это следует из материалов дела и не отрицается самим Шамиловым А.М., в течение этого срока исполнительный документ вновь к исполнению не предъявлялся.
Поэтому, срок предъявления исполнительного документа о взыскании денежных сумм с Магомедова М.К. в пользу Шамилова А.М. истек 20 января 2013 года.
Отсюда следует, что одно из существенных условий, при котором Шамилову А.М. мог быть выдан дубликат исполнительного документа, не соблюдается.
При таких обстоятельствах ему этот дубликат не мог быть выдан, в связи с чем отказ в выдаче Шамилову А.М. дубликата исполнительного листа при изложенных обстоятельствах является правильным.
Шамилов А.М. утверждает, что он неоднократно обращался в службу судебных приставов по поводу неисполнения исполнительного документа и об окончании исполнительного производства и возврате исполнительного документа ему было сообщено по истечении срока действия, т.е. срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
При этом он не уточняет время, когда конкретно ему было сообщено об этом.
Поэтому, к данному случаю положения части 2 статьи 430 ГПК РФ, согласно которым в случае утраты исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению, заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа, не могут быть применены.
Согласно статье 23 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в суд, принявший соответствующий судебный акт, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
В связи с этим доводы Шамилова А.М. о том, что он не мог заниматься вопросами исполнения решения суда о взыскании сумм в его пользу в связи с тем, что он и его супруга тяжело заболели и он был занят лечением, подлежат самостоятельной проверке и могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока предъявления исполнительного документа к исполнению и служить основанием для восстановления срока предъявления исполнительного документа к исполнению, но не основанием для выдачи дубликата исполнительного листа без восстановления указанного срока.
По настоящему делу Шамиловым А.М. не обращался с заявлением о восстановлении ему срока на предъявление исполнительного документа к исполнению, в связи с чем в отсутствие какого-либо решения о восстановлении ему срока на предъявление исполнительного документа к исполнению дубликат исполнительного документа не может быть выдан.
Таким образом, определение суда об отказе в выдаче Шамилову А.М. дубликата исполнительного листа на основании решения Хасавюртовского районного суда от 26 марта 2009 года является правильным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Хасавюртовского районного суда от 23 октября 2014 года оставить без изменения, а частную жалобу Шамилова А.М.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи