Решение по делу № 5-139/2015 от 09.04.2015

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 5-139/2015 по делу об административном правонарушении 09 апреля 2015 года г. Тольятти Мировой судья судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области Кусакин И.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ФГБОУ ВПО «ТГУ» У С Т А Н О В И Л: Прокурором г. Тольятти вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.02.2015 г. в отношении ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» по следующим основаниям. 01.09.2012 г. ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» заключен трудовой договор с Даниловым А.П., который до заключения данного трудового договора состояла на муниципальной гражданской службе и занимал должность начальника отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии г.о. Тольятти. В соответствии со ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и частей 4,5 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 ст.12 ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замешавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 №237-ФЗ «О противодействии коррупции». ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» не сообщив Мэрии г.о. Тольятти по Самарской области сведения о заключении трудового договора с Даниловым А.П., совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.19.29 КоАП РФ. Прокурор г. Тольятти Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Законный представитель ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» - К.М.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Д.М.В. действующая на основании доверенности, вину в совершенном правонарушении не признала, пояснила, что Данилов А.П. был принят на работу в ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» по трудовому договору на условиях внешнего совместительства, каких-либо сведений или документов, свидетельствующих о том, что он замещал или замещает должность муниципального служащего при приеме на работу им представлено не было. Поскольку согласно действующего законодательства при приеме на работу по совместительству трудовая книжка не предъявляется, следовательно у ТГУ отсутствовали сведения о том, что Данилов А.П. замещал должность муниципального служащего, и отсутсвовала законодательно закрепленая возможность или обязанность затребовать данные сведения с Данилова А.П., в связи с чем ТГУ не имел возможности сообщить предыдущему работодателю о заключении с ним трудового договора. В связи с этим, считает, что виновность ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» в совершении административного правонарушения отсутствует, просит дело прекратить. Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему. Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замешавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 №237-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель, при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2-х лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего в письменной форме о заключении трудового договора в десятидневный срок со дня его заключения согласно п. 2, 3 постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы". Перечень граждан, замещавших должности федеральной государственной службы установлен Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции". Согласно п. 4 Указа Президента РФ органам местного самоуправления рекомендовано в 2-х месячный срок разработать, руководствуясь настоящим указом и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 25.08.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Во исполнение ст. 12 Федерального закона от 25.08.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указа Президента РФ № 925 мэром г.о. Тольятти принято постановление от 21.12.2010 г. № 3762-п/1 "Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", которым утвержден аналогичный перечень должностей муниципальной службы, в который включена должность начальника отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии г.о. Тольятти (п. 2.2), которую занимал Данилов А.П. Неисполнение работодателем данной обязанности в силу ч.5 указанной статьи влечет административную ответственность в соответствии со ст.19.29 КоАП РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 №700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замешавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему известному месту его службы» установлено, что работодатель сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту службы принимаемого на работу им бывшего государственного или муниципального служащего о заключении трудового договора в письменной форме в десятидневный срок со дня заключения такого договора с гражданином. Как следует из материалов об административном правонарушении, 01.09.2012 г. с Даниловым А.П., ранее замещавшим должность начальника отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии г.о. Тольятти был заключен трудовой договор № . сроком с 01.09.2012 г. по 30.06.2013 г. , он принят на должность доцента отделения кафедры доцента кафедры «..» по совместительству (ставка 0,5), что подтверждено копией трудового договора от 01.09.2012 г., копией приказа от 07.09.2012 г. № 1420 л/с. На основании Распоряжения мэрии г.о. Тольятти от 02.08.2012 г. № …. трудовой договор между мэрией г.о. Тольятти и Даниловым А.П. расторгнут 06.08.2012 г. Ранее замещаемая Даниловым А.П. должность начальника отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии г.о. Тольятти отнесена к перечню должностей, на которые распространяется требование ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции». ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» в установленный законом срок не сообщил представителю нанимателя (работодателю) Данилова А.П. по последнему месту его муниципальной службы о привлечении последнего 01.09.2012 г. к трудовой деятельности в ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения прокурором г. Тольятти дела об административном правонарушении в отношении ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» по ст.19.29 КоАП РФ. Согласно ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доводы представителя ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» об отсутствии его вины в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, подлежат отклонению, поскольку отсутствие сведений о ранее занимаемой работником должности не освобождает юридическое лицо от обязанности получить такие данные и выполнить требования ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст. 12 Закона N 273-ФЗ, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция). Так, п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе. Согласно пп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор. Таким образом, из анализа пп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, ч. 1, 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации. Поскольку Данилов А.П. ранее занимал должность муниципальной службы и впоследствии трудоустроился на должность в некоммерческой организации, которая не является должностью государственной или муниципальной службы, следовательно имеет место коллизия публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью, и у представителя нанимателя (работодателя) возникла обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Виновность ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением прокурора г. Тольятти о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.02.2015 г., выпиской из приказа ректора ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» от 07.09.2012 г. № .. о приеме Данилова А.П. на должность доцента по совместительству, трудовым договором № 1637 от 01.09.2012 г. между ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» и Даниловым А.П., уставом ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», распоряжением руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти № 435-р-а/6 от 23.03.2011 г. о приеме Данилова А.П. на должность заведующего бюро-экономиста бюро хозяйственного и технического обеспечения отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии, трудовым договором между мэрией г.о. Тольятти с Даниловым А.П. от 23.03.2011 г., копией должностной инстукции заведующего бюро-экономиста бюро хозяйственного и технического обеспечения отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии, распоряжением руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти № 1645-р-а/6 от 02.08.2011 г. о переводе Данилова А.П. на должность начальника отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии г.о. Тольятти., копией трудового договора № ..от 02.08.2011 г., копией должностной инстукции начальника отдела хозяйственного обеспечения управления делами мэрии г.о. Тольятти, распоряжением заместителя мэра - руководителя аппарата мэрии № … от 02.08.2012 г. о прекращении трудового договора с Даниловым А.П., сообщением мэра г.о. Тольятти об отсутствии поступления уведомления от новых работодателей Данилова А.П. о его приеме на работу за исх. № …. от 23.01.2015 г., письменным объяснением законного представителя ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» К.М.М. Оценивая имеющиеся доказательства в совокупности, мировой судья приходит к выводу о виновности ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ заключается в противоправном бездействии, выразившемся в не уведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу им бывшего государственного или муниципального служащего. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении работодателя к исполнению своих обязанностей. Санкция ст. 19.29 КоАП РФ устанавливает значительные суммы штрафа за не соблюдение требований федеральных законов, направленных на противодействие коррупции, против порядка управления, в связи с чем вывод мировой судья считает, что оснований для освобождения юридического лица ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.2.9 КоАП РФ, не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также смягчающих или отягчающих административную ответственность, мировым судьей не установлено. Предусмотренный ст. 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек. При назначении наказания мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, финансовое положение юридического лица и считает необходимым назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.19.29 КоАП РФ. Руководствуясь ст.19.29, п.1 ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ, мировой судья П О С Т А Н О В И Л: Признать юридическое лицо - ФГБОУ ВПО «ТГУ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей. Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в банк или в иную кредитную организацию на расчетный счет: УФК по Самарской области (Прокуратура Самарской области) ИНН 6317010714 КПП 631701001 БИК 043601001; счет 40101810200000010001 в отделение Самара г. Самара; КБК 41511690010016000140, ОКТМО 36740000. Мировой судья Кусакин И.Ю.