Дело № 5-628/2019-4
29MS0055-01-2019-006967-27
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г. Северодвинск 31 декабря 2019 года
Мировой судья судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области Егоров А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Пионерская, д. 12, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении: северодвинского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц <ДАТА2> за основным государственным регистрационным номером <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, находящегося по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3, ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекавшегося,
у с т а н о в и л: северодвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - СМУП «ЖКХ», предприятие, организация), расположенное по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3, не выполнило в нарушение в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ) не позднее 1 октября 2019 года законное предписание уполномоченного должностного лица отдела муниципального жилищного контроля Администрации Северодвинска от <ДАТА5> <НОМЕР>, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений требований п.п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), п.п. 4.3.1, 4.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), п. 15 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), п. 4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 (далее - Минимальный перечень), п. 4 (таблица 1) ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях, введенного в действие приказом Росстандарта от 12 июля 2012 года № 191-ст (далее - ГОСТ 30494-2011), п. 5.2 (таблица 5) СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003, утвержденного приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 года № 265 (далее - СП 50.13330.2012), в части обеспечения нормативного уровня температуры воздуха в помещении наименьшей по площади жилой комнаты, туалете и ванной комнате квартиры 1 дома 5 по ул. Гайдара в г. Северодвинске Архангельской области.
Таким образом, СМУП «ЖКХ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
СМУП «ЖКХ», своевременно извещенное о времени и месте рассмотрения дела, направило на судебное заседание своего защитника Ермакова Н.А., который обстоятельства вменяемого нарушения не оспаривал, вместе с тем указал, что управляющей организацией выполнены работы по ремонту и утеплению цоколя, утеплению стен, которые к должному результату не привели, поскольку согласно заключению специалиста техническое состояние дома аварийное, в связи с чем СМУП «ЖКХ» инициирован вопрос о непригодности помещений для проживания и признании его аварийным и подлежащим сносу.
Выслушав объяснения защитника предприятия, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, мировой судья полагает, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежит прекращению по следующим основаниям.
В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Исходя из п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Подпунктами «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что СМУП «ЖКХ» зарегистрировано <ДАТА2> в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, располагается по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3.
Государственной жилищной инспекцией Архангельской области обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от <ДАТА13> <НОМЕР>.
Согласно договору управления от 1 апреля 2015 года СМУП «ЖКХ» является управляющей организацией многоквартирным домом 5 по ул. Гайдара в г. Северодвинске Архангельской области. На основанииприказа начальника отдела муниципального жилищного контроля Администрации Северодвинска от <ДАТА15> <НОМЕР> организовано проведение внеплановой выездной проверки соблюдения СМУП «ЖКХ» лицензионных требований.
Из акта проверки от <ДАТА5> <НОМЕР> следует, что СМУП «ЖКХ» не обеспечен нормативный уровень температуры воздуха в помещении наименьшей по площади жилой комнаты, туалете, ванной комнате квартиры 1 дома 5 по ул. Гайдара в г. Северодвинске Архангельской области: температура воздуха в помещении наименьшей по площади жилой комнаты составила + 18,3 °C, температура внутренней поверхности наружной стены слева от окна + 16,1 °C, справа от окна - + 16,1 °C, температура поверхности пола - + 15,0 °C; в наибольшей по площади комнате (угловой) температура воздуха составила + 17,7 °C; температура воздуха в помещении туалета составила + 16,7 °C, температура поверхности пола - + 11,1 °C; температура воздуха в помещении ванной комнаты составила + 16,9 °C, температура поверхности пола - + 11,3 °C.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (п. 11 Правил содержания общего имущества).
Согласно п. 4.3.1 Правил и норм технической эксплуатации организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
В силу п. 4.3.4 Правил и норм технической эксплуатации переохлаждаемые перекрытия должны быть утеплены следующим образом: а) чердачные перекрытия: довести слой теплоизоляции до расчетного; на чердаке вдоль наружных стен на полосе шириной 0,7 - 1 м должен быть дополнительный слой утеплителя или скос из теплоизоляционного материала под углом 45 град.; утепление переохлаждаемых зон перекрытия с теплым чердаком (под вентшахтами и др.) следует осуществлять по расчету; б) междуэтажные перекрытия: усилить теплоизоляцию в местах их примыкания к наружным стенам (после вскрытия пола); теплоизоляцию по торцам панелей и прогонов; оштукатурить внутренние поверхности кирпичных стен в пределах подпольного пространства; уплотнить стыковые соединения панельных стен и сделать скосы из утепляющего материала шириной 25 - 30 см; в) перекрытия над проездами и подпольями: утеплить в зонах расположения входных дверей в подъезд и вентиляционных продухов цокольных стен; при этом увеличить толщину теплоизоляции на 15 - 20% по проекту.
Из п. 15 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг следует, что требованием к качеству обеспечения нормативной температуры воздуха является: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже + 20 °C (в угловых комнатах - + 22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, относятся: выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит; выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила; выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов; выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 4 Минимального перечня).
Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне помещений жилых зданий и общежитий приведены в п. 4 (таблица 1) ГОСТ 30494-2011.
Нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции определен п. 5.2 (таблица 5) СП 50.13330.2012.
На основании ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, главы XXII областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее - областной закон от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ), постановления Правительства Архангельской области от 16 августа 2011 года № 288-пп «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в муниципальных образованиях Архангельской области», постановления Правительства Архангельской области от 11 декабря 2018 года № 581-пп «Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск» лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», Административного регламента осуществления лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 24 января 2019 года № 20-па, отдел муниципального жилищного контроля Администрации Северодвинска осуществляет лицензионный контроль (лицензионный контроль, государственная функция, государственный контроль) в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования «Северодвинск» в части проведения проверок по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 130 областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
На основании акта проверки уполномоченным должностным лицом отдела муниципального жилищного контроля Администрации Северодвинска в отношении организации вынесено предписание от <ДАТА5> <НОМЕР> об устранении не позднее 1 октября 2019 года нарушений требований действующего законодательства в части обеспечения нормативного уровня температуры воздуха в помещении наименьшей по площади жилой комнаты, туалете и ванной комнате квартиры 1 дома 5 по ул. Гайдара в г. Северодвинске Архангельской области. При указанныхобстоятельствах данное предписание основано на нормах действующего законодательства, то есть являются законным.
В соответствии с приказом начальника отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации от <ДАТА20> <НОМЕР> проведена внеплановая выездная проверка исполнения СМУП «ЖКХ» предписания от <ДАТА5> <НОМЕР>.
Из акта проверки от <ДАТА21> <НОМЕР> следует, что предписание от <ДАТА5> <НОМЕР> в установленный срок в указанной части не исполнено.
Нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ при проведении указанных проверок в отношении СМУП «ЖКХ» не имеется.
В силу ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из положений ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Что касается аварийного состояния спорного многоквартирного дома, то в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу он не признавался, при этом в силу п.п. 2.3.7. и 2.4.3 Правил и норм технической эксплуатации действующее законодательство не отменяет проведение работ по управлению (текущему и капитальному ремонту) многоквартирного дома признанного ветхим или аварийным, а лишь ограничивают круг работ работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования), в том числе по капитальному ремонту в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.
Сведений о том, что у организации отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм и данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, мировому судье не представлено.
Доказательства виновности СМУП «ЖКХ» - документы, имеющиеся в материалах дела, в порядке ст. 26.11 КоАП РФ полно и всесторонне исследованы мировым судьей, все они являются допустимыми.
Исследовав представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу, что СМУП «ЖКХ» не выполнило в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений законодательства, в связи с чем его деяние по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ квалифицировано правильно.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность организации, мировой судья расценивает признание вины, принятие мер по устранению допущенных нарушений, в том числе по признанию данного дома аварийным и подлежащим сносу.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность СМУП «ЖКХ», мировым судьей не установлено.
При этом в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь-июль 2014 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 года, следует, что 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При решении вопроса о малозначительности совершенного СМУП «ЖКХ» административного правонарушения мировой судья принимает во внимание совокупность смягчающих административную ответственность обстоятельств, принятие мер по устранению допущенных нарушений, в том числе подготовку технического заключения о состоянии здания, производство работ по утеплению ограждающих конструкций, инициирование процедуры признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также устранение иных нарушений в установленный срок, в связи с чем приходит к выводу, что деяние организации, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, но при этом существенно не нарушило охраняемых общественных правоотношений, то есть является малозначительным.
В соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.
При указанных обстоятельствах мировой судья считает необходимым освободить СМУП «ЖКХ» от административной ответственности, предусмотренной ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, и ограничиться устным замечанием, а производство по делу прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении северодвинского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» на основании п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в связи с объявлением в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ устного замечания прекратить.
Настоящее постановление может быть обжаловано или опротестовано в Северодвинском городском суде Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Резолютивная часть постановления оглашена 27 декабря 2019 года.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>Мировой судья А.А. Егоров
Постановление вступило в законную силу «_____»_______________20____г.
Секретарь_________________________________________________