О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 июля 2014 годаг. Нефтегорск
Мировой судья судебного участка № 148 Нефтегорского судебного района Самарской области Тимофеева С.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении <НОМЕР>, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении должностного лица - <ОБЕЗЛИЧИНО>» Кожевниковой А.Б., <ДАТА2> рождения, место рождения <ОБЕЗЛИЧИНО>, совершившей административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протокола об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3> по вине должностного лица - <ОБЕЗЛИЧИНО>» Кожевниковой А.Б. допущено нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выявленное при проведении с <ДАТА6> по <ДАТА3> плановой, выездной проверки деятельности ООО «<ОБЕЗЛИЧИНО>», расположенного по адресу: <АДРЕС>, выразившееся в том, что в процессе деятельности ООО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ от источников, принадлежащих ООО «<ОБЕЗЛИЧИНО>». Действия должностного лица Кожевниковой А.Б. квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ.
Определением руководителя управления государственного экологического надзора министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от <ДАТА7> данное дело об административном правонарушении передано на рассмотрение мировому судье судебного участка № 148 Нефтегорского судебного района Самарской области. Законодательно засубъектами РФ закреплены полномочия в сфере охраны окружающей среды, в том числе осуществление государственного экологического контроля и мониторинга.
Согласно Лесному кодексу РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов осуществление отдельных государственных полномочий, указанных в п. п. 1 - 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ. К ним относится осуществление государственного лесного контроля и надзора, установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (ст. 6).
Экологическое законодательство входит в совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Субъекты Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Оно не должно противоречить законам Российской Федерации; в противном случае действуют законы Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34 «О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области» (далее Положение) министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесного хозяйства в целях повышения уровня жизни населения Самарской области и обеспечивающим в пределах своей компетенции государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей среды, лесов Самарской области, обеспечения экологической безопасности населения, а также координирующим в соответствии с действующим законодательством деятельность органов исполнительной власти Самарской области в данной сфере (ст. 1.1 Положения).
На министерство возлагается реализация переданных Самарской области полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства (ст. 1.2 Положения). В ведении министерства находятся осуществление государственного управления в сфере лесного хозяйства Самарской области, охраны окружающей среды, обращения с отходами (ст. 2.1 Положения).
Государственное управление - это осуществление функций управления государственными органами власти; распространяется на формирование и обеспечение соблюдения законов, выпуск нормативных актов в виде указов, постановлений, принятие стратегических решений в масштабе страны, оперативное регулирование политических, социальных, экономических процессов, отношений с другими странами. С учетом этого можно определить понятие государственного экологического управления как совокупность осуществляемых уполномоченными государственными органами действий, направленных на исполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.
Из анализа экологического законодательства РФ следует, что государственное экологическое управление включает в себя нормотворческую, разрешительную, координационную, контрольную функции, а также планирование, информационное обеспечение иных органов власти, всех заинтересованных субъектов, обеспечение соблюдения законодательства, в том числе в установленных законом случаях путем привлечения виновных к ответственности и применения санкций; установление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, установление квот и лимитов использования природных ресурсов, предоставление и прекращение права природопользования.
Понятие контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) представлено в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Из приведённых законодательных норм следует, что государственный экологический контроль является функцией государственного экологического управления. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством РФ; перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов РФ), определяется в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Согласно действующему Постановлению Правительства Самарской области от 17.10.2007 № 220 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль), государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр, региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов» министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, в свете Постановления Правительства Самарской области от 18.02.2009 № 34 - министр лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, одновременно по должности является главным государственным инспектором Самарской области по охране природы, главным государственным инспектором Самарской области по геологическому контролю на территории Самарской области, главным государственным инспектором Самарской области по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Наделение Постановлением Правительства Самарской области от18.02.2009 № 34 министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области полномочиями в области государственного управления в определённых Постановлением сферах, в том числе в сферах лесного хозяйства Самарской области, охраны окружающей среды, обращения с отходами, не исключает полномочия указанного министерства по выполнению отдельных функций государственного экологического управления, в том числе функции государственного экологического контроля. Являясь руководителем министерства, а также в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2007 № 220 главным государственным инспектором Самарской области по охране природы, министр лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области осуществляет полномочия по вопросам ведения министерства, в том числе в области государственного управления в определённых сферах, включающего в себя и функцию государственного контроля. Постановлением Правительства Самарской области от18.02.2009 № 34 департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован путем его присоединения к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области; министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которое является правопреемником департамента лесного хозяйства Самарской области. В соответствиисо ст. 22.3 КоАП РФ в случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции (ч. 2); в случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений (ч. 3).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьями 7.6, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4 - 8.6, 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15, 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, его заместители;
2) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;
3) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;
4) главные государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности, их заместители;
5) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;
6) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;
7) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители;
8) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;
9) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;
10) главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;
11) государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 462 от 27.06.2011 г. утверждено Положение об Управлении Росприроднадзора по Самарской области, которое является территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Самарской области. К полномочиям Управления отнесен, в т.ч. контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в частности обращения с отходами (за исключением радиоактивных). Таким образом, в Самарской области имеется несудебный орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 КоАП РФ.
Постановлением Правительства РФ № 716 от 25.09.2008 г. утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), которые одновременно являются по должности государственными инспекторами РФ по охране природы, в т.ч. руководители территориальных органов и их заместители.
Исключение из федерального закона понятия «экологический контроль» не влияет на права Управления Росприроднадзора по Самарской области на рассмотрение дел об административных правонарушениях.
В ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ содержится исчерпывающий перечень правонарушений, дела о совершении которых рассматриваются судьями и могут быть переданы на рассмотрение судье органом или должностным лицом, к которым поступило дело о таком административном правонарушении. Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 8.41 КоАП РФ, в данном перечне отсутствуют.
Поскольку рассмотрение дел о правонарушениях, предусмотренных ст. 8.41 КоАП РФ, не относится к компетенции судей, и указанные дела не могут быть переданы на рассмотрение судье органом или должностным лицом, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, спор о подведомственности данного дела отсутствует.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости направления дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - <ОБЕЗЛИЧИНО>» Кожевниковой А.Б. по ст. 8.41 КоАП РФ на рассмотрение по подведомственности в Управление Росприроднадзора по Самарской области. Руководствуясь ст. 22.3, 23.1, 23.29, 29.9 КоАП РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать дело об административном правонарушении <НОМЕР> по ст. 8.41 КоАП РФ в отношении должностного лица - <ОБЕЗЛИЧИНО>» Кожевниковой А.Б. в Управление Росприроднадзора по Самарской области для рассмотрения по подведомственности.
Мировой судья С.В.Тимофеева