Постановление № 4-134/2018
по делу об административном правонарушении
г. Нарьян-Мар 04 апреля 2018 г<ДАТА>
Мировой судья Ненецкого автономного округа судебного района Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа судебного участка № 1 Слонов А.Ф.,
с участием привлекаемого лица Клестова В.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ, в отношении Клестова <ФИО1>, <ДАТА2>,
установил:
согласно протокола об административном правонарушении 83 ЕК <НОМЕР> от <ДАТА3> Клестов В.С. привлекается, за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, совершенного при следующих обстоятельствах:
<ДАТА3> в 17 часов 55 минут в районе дома <НОМЕР> по проезду им. Капитана Матросова, г. <АДРЕС>, Клестов В.С. двигалась во встречном направлении по дороге с односторонним движением, управляя транспортным средством автомобилем «Тойота Rav-4», государственный регистрационный знак «<НОМЕР>», тем самым нарушил п. 1.3 ПДД РФ.
В судебном заседании Клестов В.С. с протоколом не согласился, поскольку знак проезд запрещен и дорога с односторонним движением установлены в нарушении норм действующего законодательства, в том числе Гостов, поскольку знак при движении в ночное время не видно, имеются огромные насыпи снега, ослепляет стоящий позади него фонарь.
Заслушав привлекаемое лицо, изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с положениями частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Часть 3 ст. 12.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Виновность Клестова В.С. обосновывается представленными материалами, а именно протоколом об административном правонарушении 83 ЕК <НОМЕР> от <ДАТА4>, схемой места совершения административного правонарушения, согласно которой на участке дороги в районе д. 6 по пр. им. Капитана Матросова установлены дорожные знаки 3.1. «Въезд запрещен» и 5.5. «Дорога с односторонним движением», фототаблицами, записями видеорегистратора.
Вместе с тем, довод привлекаемого лица о наличии нарушений при установки дорожных знаков 3.1. «Въезд запрещен» и 5.5. «Дорога с односторонним движением» в указанном районе, заслуживает внимание.
Как следует из позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 23.11.2017 г. № 2523-О, согласно статье 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Данное предписание носит общий характер и распространяется на производство по делу об административном правонарушении. При этом лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, вправе приводить доводы о незаконной установке дорожного знака, за невыполнение требований которого оно привлекается к административной ответственности.
Так, согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Статья 14 Закона № 196-ФЗ предусматривает, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно статье 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 1). Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (пункт 2). Не позднее чем за двадцать дней до установки дорожного знака или нанесения разметки, запрещающих въезд всех транспортных средств в данном направлении, остановку или стоянку транспортных средств либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением либо выезд на такую дорогу или проезжую часть, граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование может осуществляться посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая дорога, информационных табло (стендов), размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 3).
Из приведенных законоположений следует, что установка дорожных знаков, запрещающих, в том числе движение транспортных средств в определенных направлениях или участках, соответствующими органами, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог, должна осуществляться не произвольно, а согласно нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке, с обязательным информированием граждан о введении запрета и причинах принятия такого решения.
Указанная позиция так же отражена в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 09.11.2017 № АПЛ17-371.
Так, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 43 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, устанавливающие требования к проектам и схемам организации дорожного движения (далее - Правила № 43).
Пунктом 2 Правил № 43 определено, что действие настоящих Правил распространяется на дороги, а также территории общего пользования, предназначенные для перемещения транспортных средств и (или) пешеходов.
Пунктами 6, 7 Правил № 43 устанавливается, что в целях формирования комплексных решений по ОДД на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, осуществляется разработка схем ОДД (комплексных схем ОДД), реализующих долгосрочные стратегические направления развития и совершенствования деятельности в сфере ОДД (далее - КСОДД). В целях проектной реализации КСОДД и (или) корректировки отдельных ее предложений, либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки КСОДД разрабатываются проекты организации дорожного движения (далее - ПОДД).
В соответствии с п. 20, 21 Правил № 43 ПОДД разрабатываются на период эксплуатации дорог или их участков, в том числе по отдельным направлениям ОДД - формирование сети дорог с односторонним движением.
В целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения и в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ издан порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (Письма МВД РФ от 02.08.2006 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 N 01-29/5313) (далее - Порядок).
Согласно п. п. 1.1, 1.4, 2.2, 3.2, 4.2, 5, 6 указанного Порядка ПОДД разрабатывается на основании п. 2 ст. 21 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. Техническое задание на проектирование составляется и утверждается заказчиком. Проект организации дорожного движения должен содержать, в том числе, схемы расстановки технических средств организации дорожного движения. Данный проект подлежит согласованию с соответствующими подразделениями ГИБДД МВД РФ, и утверждению заказчиком.
В том числе, согласно п. 8 Порядка изменения к ПОДД должны быть согласованы с подразделением ГИБДД в соответствии с пунктом 5 Порядка. Внесение изменений в утвержденный ПОДД производится и переутверждается не реже, чем 1 раз в три года. Предыдущие ПОДД должны храниться у заказчика и в подразделении ГИБДД в соответствии с внутренними нормативами хранения документации.
Обязанность органов ГИБДД по согласованию, в том числе, размещения дорожных знаков вытекает так же из п. 19 ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О Полиции», п. 6 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 № 716, п.п. 9.13, п.п. 9.14 п. 9 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 № 380, п.п. «Г» п. 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711.
Так, согласно указанных выше норм закона, федеральный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется ни только посредством организации и проведения проверок, но также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Сотрудники при исполнении государственной функции имеют право требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения. Предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения. В частности функцией предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения наделена Госавтоинспекция.
Из всего вышеизложенного следует, что все установленные на территории муниципального образования дорожные знаки должны быть отражены в ПОДД, согласованного надлежащим образом, в том числе с органами ГИБДД. При внесении изменений в ПОДД, в том числе для установки на определенных участках дорог дорожных знаков, уполномоченным органам исполнительной власти так же следует руководствоваться положениями ст. 21 Закона № 196-ФЗ и утвержденными Правилами № 43, обязывающими для указанных целей разрабатывать технические задания и разрабатывать ПОДД, согласовывать их с органами ГИБДД.
Из представленных суду материалов, а именно Схемы установки знаков 5.5. «Дорога с односторонним движением», 3.1. «Въезд запрещен» в районе д. <НОМЕР> по проезду им. Капитана Матросова, ответа первого заместителя главы администрации МО «Городской округ «г. <АДРЕС> <ФИО2>, сообщения ОГИБДД УМВД России по НАО, проект организации дорожного движения в районе д. <НОМЕР> по проезду им. Капитана Матросова, по организации одностороннего движения, отсутствует и с органами ГИБДД не согласовано.
При этом довод о том, что в данном районе проходят дворовые территории и к ним не предъявляются требования по разработке ПОДД является не состоятельным, поскольку как указано выше, установка дорожных знаков не может осуществляться произвольно, а только в соответствии с требованиями установленными, в том числе Правилами № 43, которые распространяют свое действие на дороги, а также территории общего пользования, предназначенные для перемещения транспортных средств и (или) пешеходов.
Таким образом, мировым судьей установлено, что при установки предписывающих и запрещающих дорожных знаков на участке дороги в районе д. <НОМЕР> по проезду им. Капитана Матросова, допущены нарушения норм действующего законодательства, поскольку указанные знаки отсутствуют в ПОДД и изменений в действующий проект не вносилось.
В связи с вышеизложенным, учитывая, что протокол в отношении Клестова В.С. составлен за движение последнего на автомобиле во встречном направлении по дороге с односторонним движением, при этом дорожные знаки предписывающие и запрещающие движение установлены в нарушении норм действующего законодательства, мировой судья приходит к выводу, что в действиях Клестова В.С. отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5. КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ мировой судья по результатам рассмотрения выносит постановление о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 29.7-29.11 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении в отношении Клестова <ФИО1> о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Нарьян-Марский городской суд в течение 10 дней с момента получения копии настоящего постановления.
Мировой судья Слонов А.Ф.