Решение по делу № 33-5061/2015 от 25.02.2015

Судья Рожнова О.Е. Дело № 33-5061/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,

при секретаре Адайкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2015 года апелляционную жалобу Романова А.Е.

на решение Одинцовского городского суда Московской области от 03 декабря 2014 года по делу по заявлению Романова Анатолия Ефимовича об оспаривании решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, бездействия избирательной комиссии Одинцовского муниципального района Московской области,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения Романова А.Е., представителя Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области Тесля А.А., представителя избирательной комиссии Одинцовского муниципального района Московской области Игнатова А.В.,

заключение прокурора Прошиной И.А.,

УСТАНОВИЛА:

Романов А.Е. обратился в суд с заявлением, в котором, ссылаясь на нарушение ч.8 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.6 ст. 6 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», просил признать незаконным решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 21.07.2014г. № 11/43 «О назначении дня голосования по досрочным выборам Главы муниципального образования Одинцовского района на 14.09.2014года» и отменить результаты выборов; признать незаконным бездействие избирательной комиссии Одинцовского муниципального района Московской области и возложении на избирательную комиссию Одинцовского муниципального района Московской области обязанности по назначению выборов Главы Одинцовского района, установив срок, в течение которого указанная обязанность должна быть исполнена в соответствии с требованиями разумности, обеспечивающей прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, проживающих на территории муниципального образования.

В обосновании заявленных требований Романов А.Е. указал, что дата досрочных выборов была назначена решением Совета Депутатов Одинцовского муниципального района от 21.07.2014г. № 11/43. По мнению заявителя, Совет не имел права принимать такое решение, так как на момент его принятия Совет оказался неправомочным в силу отсутствия в составе представительного органа должностного лица, определенного Уставом района, которое вправе было подписывать решения Совета депутатов района. Исполняющая обязанности Главы района Шибанова М.А. подала в отставку в этот же день, на этом же заседании решением Совета депутатов № 10/43 полномочия Шибановой как и.о.главы района были прекращены досрочно, решение вступило в силу с момента принятия его Советом. Следующим решением после отставки и.о.главы района Шибановой было решение Совета депутатов Одинцовского района от 21.07.2014г. № 11/43, которым была назначена дата досрочных выборов главы района на 14.09.2014г. Подписала это решение председательствующий на заседании депутат Одинцовского районного Совета Гинтова Н.В., хотя ставить свою подпись под решением она права не имела. Кроме этого, досрочная отставка и.о.главы района повлекла за собой неправомочность Совета депутатов, выразившуюся в невозможности соблюдения процедуры вступления в силу решения Совета депутатов о назначении даты досрочных выборов главы Одинцовского района. Считал, что выборы согласно закону должны состояться не позднее 21.01.2015 г. Избирательная комиссия по организации муниципальных выборов в Одинцовском районе бездействовала, решения об установлении даты проведения досрочных выборов не принимала, хотя в силу закона именно на данный орган возлагалась обязанность по установлению даты выборов.

В судебное заседание Романов А.Е. явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, избирательной комиссии Одинцовского муниципального района Московской области возражали против удовлетворения заявленных требований.

Прокурор заявление полагал заявление не подлежащим удовлетворению.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 03 декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Романов А.Е. просит отменить решение суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Прошиной И.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Усматривается, решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 21.07.2014г. № 11/43 «О назначении досрочных выборов Главы и Вице-главы Одинцовского муниципального района Московской области» назначены досрочные выборы Главы и Вице-главы Одинцовского муниципального района Московской области по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Одинцовского муниципального района Московской области, на 14 сентября 2014г.

Решение подписано председательствующим на заседании Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области Гинтовой Н.В., опубликовано в официальном выпуске газеты Одинцовского района Московской области 24.07.2014г. № 28 (13658).

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Закон о местном самоуправлении) муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования или судом.

В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также Закон о выборах) выборы в органы местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Московской области от 04.06.2013 г. №46/2013- 03 «О муниципальных выборах в Московской области» (далее - Закон о муниципальных выборах) выборы депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления назначает Совет депутатов соответствующего муниципального образования.

Частью 1 статьи 24 Устава Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов от 24.06.2005 г. №1/47 в редакции решения от 29.11.2013 г. №8/33, (далее - Устав) Глава Одинцовского муниципального района избирается населением Одинцовского муниципального района на муниципальных выборах, возглавляет Совет депутатов Одинцовского муниципального района и является его председателем с правом решающего голоса. В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Устава района Вице-глава района избирается сроком на 5 лет совместно с Главой района по единому избирательному бюллетеню.

Согласно ч. 2 ст. 36, ч. 1 ст. 40 Устава, выборы Главы (совместно с Вице- главой) назначаются Советом депутатов.

В связи с изложенным суд соглашается с доводами органов, чьи действия обжалуются, о том, что назначение выборов Главы и Вице-главы Одинцовского муниципального района Московской области, в том числе досрочных, отнесено законодательством и Уставом к полномочиям Совета депутатов района.

В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона №67-ФЗ, ч. 5 ст. 6 Закона о муниципальных выборах решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования; при назначении досрочных выборов указанные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Таким образом, решение о назначении досрочных выборов может быть принято не позднее чем за 54 дня до дня голосования.

Следовательно, последним днем, когда Совет депутатов мог принять решение о назначении досрочных выборов на 14 сентября 2014 г., являлось 21 июля 2014 года.

В соответствии с решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 23.12.2013 г. № 1/34 на основании пункта 2 части 1 статьи 26 Устава и заявления Главы Одинцовского муниципального района А.Г. Гладышева были досрочно прекращены полномочия Главы Одинцовского муниципального района А.Г. Гладышева.

В силу абзаца 7 статьи 15.2 Устава, в случае досрочного прекращения полномочий главы района досрочные выборы главы района и Вице-главы района не проводятся, а полномочия главы района исполняются Вице-главой (исполняющим обязанности вице-главы) района до истечения срока его полномочий.

Как следует из материалов дела, с 23.12.2013 года полномочия Главы Одинцовского муниципального района стали исполняться и.о. Вице-главы района Шибановой М.А.

Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 21.07.2014 г. № 10/43 «О досрочном прекращении полномочий исполняющего обязанности Главы Одинцовского муниципального района Московской области, исполняющего обязанности Вице-главы Одинцовского муниципального района Московской области» полномочия Шибановой М.А. также прекращены досрочно.

Учитывая досрочное прекращение полномочий Главы Одинцовского муниципального района и отсутствие лица, исполняющего обязанности Главы Одинцовского муниципального района, депутатами, присутствовавшими на заседании Совета депутатов 21 июля 2014 года, в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Регламента, единогласно, путем открытого голосования председательствующим была избрана депутат Н.В. Гинтова.

Разрешая заявленные требования, суд верно указал, что с 21.07.2014 г., с момента принятия решения Совета депутатов №10/43, Глава Одинцовского муниципального района как орган местного самоуправления, выборное должностное лицо является неправомочным.

Доводы заявителя о том, что Совет депутатов на момент принятия решения являлся неправомочным в силу отсутствия в его составе должностного лица, определенного Уставом района, которое вправе подписывать решения Совета депутатов, судом отвергнуты, как не основанные на законе.

Суд верно указал, что часть 1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не связывает определение правомочности состава представительного органа муниципального образования с наличием либо отсутствием главы муниципального образования, вне зависимости от его положения в структуре органов местного самоуправления.

Положение ч. 5 ст. 16 Устава, установившего, что Глава района входит в состав Совета депутатов района, также не связывает правомочность Совета депутатов с наличием или отсутствием Главы района.

Кроме того, положения ч. 1.1 ст. 35 Закона о местном самоуправлении и ч. 1 ст. 18 Устава не устанавливают в качестве обязательного условия правомочности заседания Совета депутатов присутствие на указанном заседании Главы района или лица, исполняющего его обязанности.

Как установлено судом, решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 26.11.2010 №30/2 утвержден Регламент Совета депутатов Одинцовского муниципального района (далее - Регламент), определяющий процедуру подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Совета, порядок образования и избрания его органов, заслушивания отчетов об их работе, процедуру голосования и другие вопросы организации деятельности Совета и его рабочих органов.

Пунктом 4 статьи 12.1 Регламента установлено, что в случае прекращения полномочий Главы Одинцовского муниципального района и отсутствия лица, исполняющего обязанности Главы Одинцовского муниципального района, заседание Совета ведет председательствующий, избранный из числа депутатов Совета путем проведения открытого голосования, большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, с оформлением протокольного решения Совета об избрании председательствующего.

Пунктом 6 статьи 30 Регламента определено, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы Одинцовского муниципального района и отсутствия лица, исполняющего обязанности Главы Одинцовского муниципального района, решения Совета в течение 5 рабочих дней направляются для подписания председательствующему на заседании Совета, на котором были приняты соответствующие решения.

Пунктом 2.1. статьи 39 Регламента установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы Одинцовского муниципального района и отсутствия лица, исполняющего обязанности Главы Одинцовского муниципального района, решения Совета подписываются председательствующим на заседании Совета, на котором были приняты соответствующие решения.

Давая оценку доводам заявителя о незаконности подписания оспариваемого решения председательствующим депутатом, суд, проанализировав положения ч. 13 ст. 35, п. 2 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 4 ст. 25, ст. 54 Устава, пришел к выводу, что упомянутые положения Регламента не противоречат Уставу, поскольку Устав не содержит правового регулирования порядка проведения заседания, подписания решений Совета в случае отсутствия Главы района или лица, исполняющего его обязанности.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 21.07.2014 № 11/43 о назначении досрочных выборов Главы и Вице-главы Одинцовского муниципального района на 14 сентября 2014 года было правомерно подписано председательствующим на заседании Совета депутатов Одинцовского муниципального района Н.В. Гинтовой.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Совет депутатов имел право назначить выборы на 14 сентября 2014 года при условии принятия не позднее 21 июля 2014 года и принятия решения о назначении выборов и сокращении сроков избирательных действий на одну треть.

Как верно указал суд, решение Совета депутатов принято в рамках полномочий Совета депутатов, подписано уполномоченным Регламентом Совета депутатов лицом и опубликовано в установленный законом срок. Принятием указанного решения была обеспечена реализация конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном Законом о местном самоуправлении.

Суд установил, что решением избирательной комиссии Одинцовского муниципального района Московской области от 23.07.2014 г. №72/26 утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов Главы и Вице-главы Одинцовского муниципального района, согласно которому выдвижение кандидатов начинается 25.07.2014 г. и заканчивается 14.08.2014 г.

Отвергая доводы заявителя о нарушении его конституционного права быть избранным главой Одинцовского муниципального района, суд принял во внимание, что в указанный срок, равно как и в иные сроки, Романовым А.Е. заявление о согласии баллотироваться в избирательную комиссию Одинцовского муниципального района не представлялось. Таким образом, заявитель не предпринял действий, необходимых в соответствии с законом для реализации своего конституционного права быть избранным.

Суд первой инстанции установил, что в связи с принятием оспариваемого заявителем решения Совета депутатов от 21.07.2014 г. №11/43 «О назначении досрочных выборов Главы и Вице-главы Одинцовского муниципального района Московской области» нарушений законодательства, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, допущено не было, основания для отмены результатов выборов отсутствуют.

Поскольку суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения Совета депутатов, вывод суда об отсутствии оснований считать незаконным бездействие избирательной комиссии Одинцовского муниципального района является правильным.

Поскольку доводы, на которые ссылался заявитель, судом отвергнуты, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.

Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законное и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергает и оснований к отмене обжалуемого решения суда не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 03 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5061/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Одинцовский г.п.
Романов А.Е.
Другие
избирательная комиссия
Совет депутатов
Суд
Московский областной суд
Судья
Варламова Е.А.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
04.03.2015Судебное заседание
13.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2015Передано в экспедицию
04.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее