Дело № 2- 669/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мировой судья Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми Осипова И.Н.,
при секретаре Квашниной Я.Е.,
с участием истца Костенюк Н.П.,
представителя ответчика Новиковой Е.М. (по доверенности),
рассмотрев 24 ноября 2014 года в г. Емва в открытом судебном заседании дело по иску Костенюк <ФИО1> к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми о возмещении расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно,
У С Т А Н О В И Л:
Костенюк Н.П. обратилась к мировому судье с исковым заявлением к ГУ - Управление ПФР в Княжпогостском районе Республики Коми о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. В исковом заявлении Костенюк Н.П. указала, что в период с 11 сентября 2014 года по 07 октября 2014 года находилась на отдыхе в г. Симферополь. В соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях» ей положена компенсация стоимости проезда в размере 15070 руб. 00 коп., которую в добровольном порядке Пенсионный фонд оплатить отказывается.
В судебном заседании истец Костенюк Н.П. поддержала исковые требования в полном объёме, указала, что она является не работающим пенсионером по старости. Кроме того, пояснила, что она является приемным родителем, однако полагает, что данное обстоятельство не является основанием для отказа ей в выплате компенсации стоимости проезда.
Представитель ответчика ГУ - Управление ПФР в Княжпогостском районе Республики Коми Новикова Е.М. просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, так как истец Костенюк Н.П. является приемным родителем, и в соответствии с договором <НОМЕР> на организацию осуществления выплаты вознаграждения приемному родителю от 20.12.2011 получает вознаграждение, перечисляет страховые взносы в УПФР в Княжпогостском районе, и как следствие, не относится к категории неработающих пенсионеров.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, мировой судья находит иск Костенюк Н.П. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 34. Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях» пенсионеры по старости, проработавшие в районах, приравненных к районам Крайнего Севера 20 календарных лет, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда, и в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 02 февраля 2006 года № 38-О, нормативные положения, содержащиеся в п.п. 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости, по инвалидности, и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176), не могут рассматриваться как исключающиевозможность возмещения проживающим в вышеуказанных районах пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха, поскольку прежние условия для компенсации расходов, связанных с проездом, ставит, часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» / в ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004)) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации и вне зависимости от места отдыха.
Отсутствие порядка возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации не может служить основанием для отказа гражданину в осуществлении его права.
В судебном заседании установлено, что Костенюк Н.П. является приемным родителем, что не оспаривается сторонами, и подтверждается договором <НОМЕР> от 20.12.2011 о передаче детей на воспитание в приемную семью, договором <НОМЕР> на организацию осуществления выплаты вознаграждения приемному родителю от 20.12.2011. Согласно ч.2 ст. 152 СК РФ устанавливает, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной данным Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 СК РФ).
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Согласно ст. 16 названного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим Кодексом.
При этом положения ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" определяют условия и порядок выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, осуществляющих трудовую деятельность, за счет соответствующего работодателя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, пунктом первым которых предусмотрено, что эти Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда Российской Федерации.
Костенюк Н.П. не является работающим лицом, осуществляющим трудовую деятельность в рамках трудовых отношений, либо заключившей гражданско-правовой договор, основной целью которого является получение ею дохода от осуществления какой-либо деятельности, и не имеет возможности получить компенсацию к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно по месту работы за счет работодателя. Таким образом, стоимость проезда к месту отдыха и обратно с учетом положений ст. 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ей должна быть компенсирована ответчиком за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный Фонд РФ в свою очередь может обратиться с иском в суд к Правительству РФ, для возмещения затрат на обеспечение государственных гарантий и компенсаций.
Согласно пункту 6 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176, двухгодичный период исчисляется в календарном порядке, начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде.
В соответствии с пунктом 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В связи с указанными выводами, отказ ответчика в возмещении расходов по проезду, является незаконным.
Факт нахождения истца на отдыхе в Республике Крым г. Симферополь на территории Российской Федерации подтверждается именными проездными документами. Согласно представленных документов Костенюк Н.П. является пенсионером, получающим пенсию по старости, не работает.
В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.
Сумма, подлежащая взысканию в пользу истца исчисляется по указанным выше правилам: стоимость авиаперелета в экономклассе по маршруту Симферополь - Санкт - Петербург - Сыктывкар составляет 8680,00 руб., стоимость проезда железнодорожным транспортом согласно представленным проездным билетам без учета стоимости постельного белья составляет по маршруту Сыктывкар - Ростов - 3145,30 руб. (3261,50 - 116,20 стоимость постельного белья), по маршруту Ростов - Симферополь - 2206,30 руб. (2322,5 - 116,20 стоимость постельного белья) руб., по маршруту Кавказ - Крым в размере 256 руб.С учетом изложенного суд считает необходимым взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми сумму 14 287 руб. 56 коп. в пользу Костенюк Н.П.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку иск инициирован пенсионером, который в силу ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу требований ст.ст.333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 571,50рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194,198, 233-235 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л:
Иск Костенюк <ФИО1> удовлетворить частично.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми в пользу Костенюк <ФИО1> 14 287 руб. 56 коп.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми государственную пошлину в пользу муниципального района «Княжпогостский» в размере 571, 50 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Княжпогостский районный суд Республики Коми через мирового судью в течение месяца.
Мировой судья И.Н.Осипова