Дело № 5-611/2020-1
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
18 декабря 2020 года г.Северодвинск
Мировой судья судебного участка № 1 Северодвинского судебного района Архангельской области Попов С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Северодвинске ул.Пионерская д.12 каб.23, материал о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.ст.20.6 ч.1 КоАП РФ, поступивший из отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Северодвинска и Онежского района Архангельской области управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области, в отношении:
Акционерного общества «Троица», место нахождения и фактический адрес: проезд Чаячий д.18 в г.Северодвинске Архангельской области, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица <ДАТА2>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности по гл.20 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, мировой судья
установил:
Акционерным обществом «Троица» (далее также именуется - АО «Троица», Общество), расположенным по адресу: проезд Чаячий д.18 в г.Северодвинске Архангельской области, 24.09.2020 допущено невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, а именно, отсутствуют паспорта безопасности опасного объекта нефтебазы АО «Троица», отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на нефтебазе АО «Троица», что было установлено в ходе совместной проверки, проведенной управлением гражданской обороны и защиты населения Главного управления МЧС России по Архангельской области и органами прокуратуры, и является нарушением п.«а» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.2 типового паспорта безопасности опасного объекта, утвержденного приказом МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», п.23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п.п.45, 46 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС РФ от 28.02.2003 № 105.
В судебном заседании защитник АО «Троица» <ФИО1> вину Общества в совершении указанного правонарушения признала, пояснив, что нарушение было допущено из-за недостатка финансовых средств у Общества для своевременного обеспечения выполнения соответствующих требований законодательства, пояснила, что Обществом принимаются мер к устранению выявленных нарушений, просила в случае назначения наказания в виде административного штрафа, снизить его размер в связи с тяжелым финансовым положением АО «Троица», в обоснование которого защитником представлены в материалы дела справка о финансовом положении Общества и выписка операций по лицевому счету.
Вина АО «Троица» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.
Согласно п.«а» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.2 типового паспорта безопасности опасного объекта, утвержденного приказом МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Настоящий типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные требования не распространяются на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п.23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п.п.45, 46 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС РФ от 28.02.2003 № 105, к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся: разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории; обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях; сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий; декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения; создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На потенциально опасном объекте разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и документация, регламентирующая деятельность объекта, которая включает: порядок учета отклонений технологических параметров до опасных значений; систему анализа причин отклонений от требований безопасности и учета всех неполадок, временных остановок технологического процесса, оборудования с разработкой мер по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций.
Из решения заместителя прокурора г.Северодвинска от 24.09.2020 <НОМЕР> следует, что решено провести проверку в отношении АО «Троица», расположенного по адресу: проезд Чаячий д.18 в г.Северодвинске Архангельской области, в срок с 24.09.2020 по 23.10.2020. Основанием проведение проверки явилось проведение повторной проверки по истечению срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки. Предметом проверки является проверка соблюдения требований законодательства при строительстве и эксплуатации нефтебазы, в том числе соблюдения требований пожарной безопасности. Проверка поручена представителям прокуратуры г.Северодвинска с привлечением специалиста ГУ МЧС России по Архангельской области и ОНДиПР г.Северодвинска и Онежского района.
Из справки от 28.09.2020 <НОМЕР> о результатах участия управления гражданской обороны и защиты населения Главного управления МЧС России по Архангельской области в совместной с органами прокуратуры проверке нефтебазы АО «Троица» по адресу: проезд Чаячий д.18 в г.Северодвинске Архангельской области, следует, что 24.09.2020 в ходе проведения указанной проверки в АО «Троица» выявлены следующие нарушения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: отсутствует паспорт безопасности опасного объекта нефтебазы АО «Троица», отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера АО «Троица».
Вина АО «Троица» также подтверждается сообщением заместителя прокурора г.Северодвинска в адрес начальника ОНДиПР г.Северодвинска и Онежского района от 11.12.2020 <НОМЕР> о выявленных в ходе совместной проверки нарушениях со стороны АО «Троица», письменными объяснениями генерального директора АО «Троица» Накозина Н.Р. от 21.10.2020 и от 20.11.2020, протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> (ЧС) от 15.12.2020.
Совокупностью установленных и исследованных доказательств, суд находит вину АО «Троица» в совершении административного правонарушения доказанной, и квалифицирует его действия по ст.20.6 ч.1 КоАП РФ, как невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.20.6 ч.1, КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем исполнении лицом своих обязанностей.
Таким образом, данное административное правонарушение не является малозначительным.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд учитывает признание Обществом своей вины, принятие мер к устранению выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
При назначении размера и вида наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение АО «Троица», наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
С учетом изложенного суд назначает АО «Троица» наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.20.6 ч.1 КоАП РФ.
Санкция ст.20.6 ч.1 КоАП РФ предусматривают наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.20.6 ч.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.3.5, ст.ст.29.9, 29.10, 29.11, КоАП РФ, мировой судья
постановил:
признать Акционерное общество «Троица», место нахождения и фактический адрес: проезд Чаячий д.18 в г.Северодвинске Архангельской области, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица <ДАТА2>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.6 ч.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Северодвинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней со дня вынесения, либо получения копии постановления, через мирового судью, вынесшего постановление.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>Мировой судья С.Ю.Попов
<ОБЕЗЛИЧЕНО>