Решение по делу № 5-192/2020 от 24.03.2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<ДАТА>                                                                                 г. <АДРЕС>

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района г. <АДРЕС> области <ФИО1>, рассмотрев дело <НОМЕР> года об административном правонарушении, предусмотренном  ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении

<ФИО2>, <ДАТА> рождения, уроженца г. <АДРЕС> области, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС>, улица 70 лет Октября, дом 45, квартира 305,

установил:

<ФИО2> <ДАТА3> в 14-05 часов   находясь  по  адресу:  г. <АДРЕС>, улица  <АДРЕС>, дом <НОМЕР> осуществлял предпринимательскую деятельность - перевозку  граждан,  на принадлежащей  ему  автомашине КИА РИО г/н  <НОМЕР>, стоимостью 200 рублей с пассажира, без свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и без государственной регистрации в качестве юридического лица. За данные действия предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.

<ФИО2> в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснив, что <ДАТА3>   примерно в 14-00 часов  он  находился   в  г.  <АДРЕС>  по  адресу улица  <АДРЕС>. Он  собирался  ехать  из г.  <АДРЕС> в  г. <АДРЕС>  на принадлежащей ему  автомашине.  Возле  вышеуказанного  дома  он  встретил  двух попутчиков  с которыми  ранее  познакомился  на  сайте  «БлаБлаКар», они  сели  к нему  в машину. На  улице  Елизазарова <АДРЕС> его  машину  остановили сотрудники ГИБДД,  которые  составили в  отношении  него  протокол  по  ч. 1  ст. 14.1 КоФПРФ.  Считает,  что  правонарушение  не  совершал,  так как  за совместную  поездку  денег  он  с  пассажиров  не  брал. Согласно    политике  сайта «БлаБлаКар» при  выборе  попутчиков  не   возможно договориться  о  встречи  не  указав  минимальную  стоимость  поездки,  при  этом  совместная  поездка не  является   предпринимательской  деятельность. Просил производство  по  делу  прекратить в  связи с  отсутствием состава  административного  правонарушения.  

Выслушав лицо,  в отношении  которого составлен протокол  об  административном  правонарушении,  исследовав представленные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, мировой судья приходит к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении   <ФИО2> по ч.1ст.14.1  КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.  

Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо,  в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В  соответствии  со  ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Согласно части 1 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Под предпринимательской деятельностью имеется в виду деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане - индивидуальные предприниматели. Однако такое право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 2 Федерального закона от <ДАТА4> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. Функция государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, и индивидуальных предпринимателей Постановлением Правительства РФ от <ДАТА5> N 319 возложена на налоговые органы.

Постановлением Правительства РФ от <ДАТА6> N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. Ведение этого реестра было возложено на МНС России и его территориальные органы (ныне Федеральная налоговая служба и ее органы).

Правительством РФ утверждены формы документов для государственной регистрации юридических лиц, определены требования к их заполнению, порядок и сроки передачи регистрационных дел в налоговые органы.

Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ могут быть только граждане.

  Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

При квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ следует учитывать, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, что количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА7> N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП").

Как  установлено    в  судебном   заседании, <ДАТА3>  УУП  ОП <НОМЕР> У  МВД России   по  г. <АДРЕС> <ФИО3>  составлен   протокол   <НОМЕР>  в  отношении   <ФИО2>, согласно которому последний осуществлял  предпринимательскую  деятельность - перевозку  пассажиров, на принадлежащей  ему  автомашине КИА РИО г/н  <НОМЕР>,  без свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и без государственной регистрации в качестве юридического лица. Однако,  указанный  протокол,  а  также   рапорт   сотрудника  полиции   не   содержат  сведений  о том,  что  в  ходе  проверки     были   истребованы  документы, позволяющие   установить  все  обстоятельства  осуществления перевозки  пассажиров <ФИО2>, а  именно  не  нашли  своего  подтверждения  факты  передачи  денежных  средств  попутчиками, лицу привлекаемому  к  административной ответственности, исходя  из объяснений, полученных в  ходе  проводимой  проверки.  Также  в  материалах  дела  отсутствуют  данные о  привлечении <ФИО2>  к  административной  ответственности за совершение  административных  правонарушений,  предусмотренных  ч.  1  ст. 14.1 КоАП  РФ, за  осуществление перевозки  пассажиров в  нарушение  «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА8> N 112,  Постановления Правительства РФ от <ДАТА9> N 272  об утверждение «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом", которыми устанавливает порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе, требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.   

Как следует из материалов дела и установлено судом, онлайн - платформа "BlaBlaCar", российским оператором которой является ООО "Комьюто Рус", предоставляет физическим лицам, следующим в определенном направлении, возможность найти попутчиков, следующих в том же направлении, для выполнения совместной поездки и, соответственно, разделения связанных с поездкой расходов без извлечения прибыли.

Пользователи могут создавать и публиковать объявления на Платформе с указанием информации о поездке, которую намерены совершить (дата и время, место встречи с пассажиром, конечный пункт назначения, количество предлагаемых мест, сумма вклада в покрытие расходов и т.д.).

Платформа "BlaBlaCar" оказывает  услуги райдшеринга, то  есть это  совместное использование частного транспортного средства с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. Водитель предоставляет свой автомобиль, услугу по управлению, а попутчики берут на себя дорожные расходы. Райдшеринг не предполагает коммерческие перевозки: водитель только компенсирует дорожные расходы, а попутчик совместно использует автомобиль с водителем и другими пассажирами.

В рассматриваемом протоколе об административном правонарушении отсутствует изложение обстоятельств, свидетельствующих о том, что деятельность <ФИО2> была направлена на систематическое извлечение прибыли от провоза пассажиров (предпринимательская деятельность). Описание события правонарушения в протоколе не содержит данных признаков, что исключает возможность оценки его действий как предпринимательской деятельности.

Объем доказательств, имеющихся в материалах дела, согласующихся между собой и подтверждающих содержание протокола, в числе которых письменные объяснения привлекаемого лица и пассажиров, также не свидетельствует об осуществлении <ФИО2> предпринимательской деятельности в понимании п.1 ст. 2 ГК РФ.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. Основаниями привлечения к административной ответственности служат все основные признаки, характеризующие административное правонарушение (ст.2.1. КоАП РФ), а также обеспечение законности при совершении уполномоченными лицами административно-процессуальных действий, т.е. производства по делам об административных правонарушениях.

Из смысла ст.2.1 КоАП РФ следует, что единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность и наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

В силу ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, мировой судья приходит к твердому убеждению, что в действиях  <ФИО2>, отсутствует состав административного  правонарушения, предусмотренного  ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14.1 ч.1,25.1 ч.2, 29.10 КоАП РФ мировой судья,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении <ФИО2> прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный суд <АДРЕС> района г. <АДРЕС> в течение 10 - ти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                                                         <ФИО1>