Дело № 2-3643/2019
УИД 29MS0015-01-2019-005959-30
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 октября 2019 года г. Котлас
Мировой судья судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области Евграфова М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело по Антоновской Т.Н.1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
у с т а н о в и л:
Антоновская Т.Н.1 обратилась к мировому судье с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, обосновывая свои требования тем, что является пенсионером и ей законом предоставлена льгота в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года, как проживающей в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) № 17124 от 23.08.2019 года ей отказано в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Право на указанную компенсацию не может быть ограничено выбором места отдыха за пределами территории РФ. Просит взыскать с ответчика стоимость проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Котлас - Вологда - Москва - Кипр - Москва - Котлас с 25 июля 2019 года по 2 августа 2019 года в размере 21 604 рублей 21 копейки.
В письменном отзыве ответчик иск не признал, поскольку истец осуществил проезд к месту отдыха, расположенному за пределами Российской Федерации. Кроме того, полагал, что при расчете размера компенсации расходов на проезд воздушным транспортом к месту отдыха и обратно необходимо принять за основу расчет стоимости перевозки до границы Российской Федерации и обратно с применением значений ортодромических расстояний. Из предъявленных документов следует, что истец осуществил проезд по маршруту Москва - Вязники, Нижний Новгород - Котлас. То есть усматривается отклонение от целенаправленного маршрута к месту отдыха и обратно, указанному в заявлении истца о предоставлении компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно (Монастир). Истцом заявлено требование об оплате стоимости проезда автомобильным транспортом по маршруту Котлас - Вологда. Указанный в автобусном билете маршрут Котлас - Вологда отсутствует в Реестре маршрутов межрегиональных регулярных перевозок. Необходимо учесть, что истцом заявлено требование об оплате стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Вологда-Москва в скором фирменном поезде, по маршруту Москва - Котлас в купейном вагоне скорого поезда, что не предусмотрено п. 10 Правил.
Изучив исковое заявление и материалы гражданского дела, без вызова сторон в порядке упрощенного производства, мировой судья приходит к следующим выводам.
Истец является пенсионером, ей назначена пенсия по старости.
Как следует из материалов дела, истец осуществила поездку по маршруту Котлас - Вологда - Москва - Ларнака (Кипр) - Москва - Котлас с 24 июля 2019 года по 3 августа 2019 года.
Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 1 апреля 2005 г. № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (Правила). Данные Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Подпункт «г» пункта 10 Правил устанавливает, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний илиавиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно.
Таким образом, подпункт «г» пункта 10 Правил прямо предусматривает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно воздушным транспортом производится только в случае перелета на рейсах российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза.
В настоящее время членами Евразийского экономического союза являются: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.
Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями таких пенсий, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Как следует из буквального толкования указанного пункта, Правила связывают оплату проезда к месту отдыха и обратно не с местом проведения такого отдыха (на территории Российской Федерации), а с проездом по территории Российской Федерации. Предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации данной категории граждан предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, следовательно, наличие или отсутствие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость ни от выбранной гражданином формы отдыха, ни от места отдыха.
При этом ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании того, что пенсионер отдыхал не на территории России, ставит таких пенсионеров в неравное положение с теми, кто отдыхает на территории России, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 3 указанных Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере, не превышающем стоимость проезда, в том числе:
- воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.
Согласно информации ООО «ТТ-Тревел» стоимость авиаперелета по маршруту Москва - Ларнака - Москва эконом классом на имя ФИО1 Тамары на даты 25 июля 2019 года (туда) и 2 августа 2019 года (обратно) составила 15 179 рублей 18 копеек.
Согласно изменениям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 октября 2014 года № 1059, внесенным в постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при следовании к месту проведения отпуска за пределы территории Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником представляется справка, выданная транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).
Указанная в справке стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.
Учитывая изложенное, мировой судья полагает необходимым принять за основу расчет стоимости перевозки до границы РФ, подготовленный с применением значений ортодромических расстояний.
Из ведений ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», предоставленных по запросу мирового судьи, среднее отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии по маршруту Москва - Ларнака - Москва составляет 61,83 %.
Таким образом, фактические затраты истца на перелет по территории РФ по маршруту Москва - Ларнака - Москва составили 9 385 рублей 29 копеек (15 179 рублей 18 копеек * 61,83 %).
Предусмотренная статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 компенсация по своей правовой природе является льготой, носящей компенсационный характер.
В соответствии с разъяснениями о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. № 176, утвержденными Приказом Минтруда России от 18 марта 2016 года № 118н, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.
Ни статья 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1, ни пункт 10 Правил не предусматривают выплату компенсации на расходы, связанные с приобретением постельного белья.
Из представленных билетов видно, что истцом уплачены денежные средства за проезд с учетом стоимости белья, страховых и иных сборов, в связи с чем необходимо исчислить стоимость проезда без учета дополнительных сборов.
Из сообщения начальника Северного железнодорожного агентства Северного филиала АО «ФПК» следует, что стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда без учета стоимости постельного белья, комиссионных сборов составляет по маршруту:
- Вологда - Москва на 24 июля 2019 года - 1 220 рублей 90 копеек;
- Москва - Котлас на 3 августа 2019 года- 2 069 рублей 20 копеек.
Рассматривая требование об оплате проезда по маршруту Котлас - Вологда автобусом ИП ФИО3 мировой судья приходит к следующему.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 259-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта» (далее Устав автомобильного транспорта) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112 (далее - Правила), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (ст. 19 Устава автомобильного транспорта). В соответствии с разделом II «Регулярные перевозки» Правил регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Компенсации расходов на оплату стоимости проезда являются формой дополнительной социальной поддержки и обязательства по их обеспечению принимаются на себя государством в одностороннем порядке. В этой связи Правительство Российской Федерации вправе самостоятельно определить порядок предоставления, основания и объемы соответствующих выплат и компенсаций, что и было сделано при утверждении Правил.
В реестре регулярных межрегиональных автобусных маршрутов, содержащемся на сайте Министерства транспорта Российской Федерации в сети интернет - www.mintrans.ru, не содержится информация об осуществлении деятельности ИП ФИО3 по осуществлению регулярных межрегиональных автобусных маршрутов.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не предоставлено сведений о том, что ИП ФИО3 осуществляет перевозку пассажиров на автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении. Напротив материалы дела содержат сведения об осуществлении данного предпринимателя услуг по перевозке пассажиров по заказам (Автолайн заказные пассажирские перевозки).
В связи с тем, что истец осуществил проезд к месту отдыха и обратно на автобусе, который осуществляет перевозку по заказам, не входящем в перечень видов транспорта, расходы, на оплату которых компенсируются Пенсионным фондом Российской Федерации, основания для удовлетворения заявленных требований в размере 1 400 рублей на оплату таких услуг, не имеется.
При таких обстоятельствах мировой судья приходит к выводу, что расходы истца на оплату проезда к месту отдыха и обратно, которые подлежат компенсации с Пенсионного Фонда, составляют 12 675 рублей 39 копеек (9 385 рублей 29 копеек + 1 220 рублей 90 копеек + 2 069 рублей 20 копеек).
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в части.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
р е ш и л :
исковые требования Антоновской Т.Н.1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) в пользу Антоновской Т.Н.1 компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в размере 12 675 рублей 39 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно Антоновской Т.Н.1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Котласском городском суде Архангельской области через мирового судью судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области в течение пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей - со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 октября 2019 года.
Мировой судья М.В. Евграфова