Дело №2-317/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
27 ноября 2012 года. с.Новичиха
Мировой судья судебного участка Новичихинского района Алтайского края Винников И.А.,
при секретаре Трофимчук О.А.
с участием помощника прокурора Новичихинского района Костогладова А.В.
истца Ларуковой Л.Е.
представителей ответчиков Б., Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новичихинского района Алтайского края в интересах Ларуковой Л. Г. к Управлению социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Теплострой» о признании незаконными действий по расчету и назначению льготы за отопление, возложении обязанности выплатить недоначисленную компенсацию по оплате расходов за отопление,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новичихинского района в интересах Ларуковой Л.Г. обратился с иском к Управлению социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края, ООО «Теплострой», в котором просил признать незаконными действия ООО «Теплострой» по расчету и определению Ларуковой Л.Г., 50% компенсации расходов за отопление жилья исходя из социальной нормы площади жилья ** кв.м. в период с (даты), обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края выплатить Ларуковой Л.Г. недоначисленную и невыплаченную компенсацию по оплате расходов за отопление, исходя из общей площади жилого помещения - ** кв.м., расположенного по адресу: (адрес), за период с (даты) в размере 1209,06 рублей.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Новичихинского района Алтайского края в ходе осуществления надзора за соблюдением законности в социальной сфере установлено, что Ларукова Л.Г. является ветераном труда и получает льготы, установленные для ветеранов труда по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в том числе по оплате за тепловую энергию. Она проживает в квартире общей площадью ** кв.м., состав семьи 1 человек.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Размер платы за потребленную тепловую энергию, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307): P=S* N *T, где
S - общая площадь отапливаемого помещения
N - норматив потребления тепловой энергии на отопление
T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
На основании указанной формулы истица ежемесячно оплачивает потребленную тепловую энергию.
В соответствии с редакцией п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категории ветеранов», действовавшей до вступления в силу изменений внесенных Законом Алтайского края от 10.07.2012 г. № 58-ЗС: ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
С 01.04.2008 согласно п. 3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 № 126, компенсация назначается уполномоченным органом, по месту жительства, в сфере социальной защиты населения.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» установлено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края. Пунктом 8 указанной статьи предусматривается, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг).
Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 № 126, нормы, предусмотренные статьей 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС, продублированы.
Пунктом 37 названных правил установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Пунктом 27 указанных правил также установлено, что орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
(дата) между ответчиками заключено соответствующее соглашение об информационном обмене.
В нарушение указанных выше положений законодательства Российской Федерации и Алтайского края ООО«Теплострой» расчет льготы на оплату коммунальных услуг (теплоснабжения) производился в период с (даты) исходя из ** кв.м., а не из общей площади жилого помещения, занимаемого истицей, что является незаконным и привело к нарушению права истицы на получение гарантированных законом льгот в полном объеме в указанный период.
Согласно информации ООО «Теплострой» общая сумма произведенной оплаты за теплоснабжение Ларуковой Л.Г. за период с (даты) составляет 8037,72 руб., сумма денежного эквивалента начисленного ООО «Теплострой» - 2809,8 руб.
Согласно расчетам, приведенным в прилагаемой Таблице №1 к исковому заявлению сумма подлежащая начислению и выплате составляет 4018,86 руб. В связи с чем, по основаниям изложенным в исковом заявлении недоначисленная и невыплаченная сумма компенсации составила: 4018,86 - 2809,8 = 1209,06 руб.
В судебном заседании, помощник прокурора Новичихинского района Костогладов А.В. уточнил исковые требования, уменьшив их в связи с арифметической ошибкой допущенной при расчете задолженности, просил признать незаконными действия ООО «Теплострой» по расчету и определению Ларуковой Л.Е. 50% компенсации расходов за отопление жилья исходя из социальной нормы площади жилья ** кв.м. и обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края выплатить в пользу Ларуковой Л.Г. недоначисленную и невыплаченную компенсацию по оплате расходов за отопление, исходя из общей площади жилого помещения - ** кв.м., расположенного по адресу: (адрес), за период с (даты) в размере 583,14 руб.
Истец Ларукова Л.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика, юрист Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району Б., в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, мотивируя тем, что самостоятельного расчета денежных эквивалентов орган социальной защиты населения не производит, поскольку не наделен такими полномочиями, таким образом, Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району выплачивает льготополучателю компенсацию в том размере, в котором ее рассчитали организации-поставщики услуг. Самостоятельных полномочий по расчету и перерасчету сумм компенсации управление не имеет. Полагает необходимым исключить Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району из числа ответчиков и привлечь в качестве третьего лица.
Представитель ответчика, юрисконсульт ООО «Теплострой» Г. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признала в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора, истца, представителей ответчиков, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, считает, что исковые требования прокурора к ответчикам обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами, что Ларукова Л.Г., является пенсионером, имеет звание «Ветеран труда» и проживает одна в (адрес)в квартире общей площадью ** кв.м., в связи с чем с (дата) является получателем мер социальной поддержки в соответствии с законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется меры социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
В соответствии со ст. 2, ч.ч.1,3,7-9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), который ведет учет граждан имеющих право на получение компенсации, формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
В силу ч. 3 ст. 7 указанного Закона, суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Во исполнение приведенного Закона, 01 апреля 2008 года Администрацией Алтайского края принято постановление №126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» (далее по тексту - Правила).
Согласно указанным Правилам, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсаций.
Из содержания пункта 7 статьи 4 Закона №156, пункта 14 Правил следует, что размер компенсации ежемесячно определяется органом социальной защиты населения и представляет собой сумму денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, в отношении которых такие меры предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
Расчет денежного эквивалента производят организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг), что следует из положений пункта 8 статьи 4 Закона №156, пункта 15 Правил.
Согласно пункту 29 Правил организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке.
Таким образом, размер компенсации определяется в результате взаимодействия органов социальной защиты населения и организаций-поставщиков услуг без участия граждан, которые являются получателями компенсации.
Согласно пункту 33 Правил, средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения согласно представленным заявкам
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, утверждены правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, согласно пп.1 п.1 Приложения №2 к указанным правилам, рассчитывается по формуле: P=S* N *T, где
S - общая площадь отапливаемого помещения
N - норматив потребления тепловой энергии на отопление
T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с указанными правилами истица ежемесячно оплачивает потребленную тепловую энергию.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам закона, при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, входящего в состав компенсации по оплате потребленной тепловой энергии Ларуковой Л.Е. за период с (даты) необходимо учитывать общую площадь отапливаемого помещений истца, которая составляет ** кв.м.
Однако в нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации и Алтайского края расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате потребленной тепловой энергии в период с (даты) в ООО«Теплострой» производился исходя из ** кв.м., а не из общей площади жилого помещения, занимаемого истицей.
Незаконное применение социальной нормы площади жилья ** кв.м., приводит к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг, предусмотренной действующим законодательством.
Учитывая вышеизложенное и в соответствии с требованиями закона, Ларукова Л.Е., с учетом уже полученной компенсации, обладает правом получить недополученную компенсацию в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению за период с (даты) в размере 583 руб. 14 коп., что подтверждается представленным прокурором Новичихинского района расчетом к исковому заявлению, который судом проверен и с учетом исправлений допущенной арифметической ошибки, является правильным и в судебном заседании сторонами не оспаривался.
Таким образом, Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району как уполномоченный орган по назначению, определению размера и выплате компенсаций расходов на оплату коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае не исполнил свои полномочия в полном объеме, выплатив истцу компенсацию в меньшем размере, чем предусмотрено законом, действовавшим на момент получения и оплаты истцом соответствующей коммунальной услуги, а поэтому является надлежащим ответчиком и обязано выплатить истцу недополученную компенсацию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, мировой судья,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Новичихинского района Алтайского края - УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать незаконными действия ООО «Теплострой» по расчету и определению Ларуковой Л. Г., 50% компенсации расходов, за отопление жилья исходя из социальной нормы площади жилья ** кв.м..
Обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края выплатить в пользу Ларуковой Л. Г. недоначисленную и невыплаченную компенсацию по оплате расходов за отопление, исходя из общей площади жилого помещения - ** кв.м., расположенного по адресу: (адрес), за период с (дата) по (дата) в размере 583 (пятьсот восемьдесят три) рубля ) 14 копеек.
Решение может быть обжаловано в Новичихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через мирового судью судебного участка Новичихинского района Алтайского края.
Мировой судья: И.А. Винников
Решение вступило в законную силу