РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2018 года г. Орел Мировой судья судебного участка № 1 Советского района г. Орла Квасова О.В. с участием представителя истца Кравцова В.П., при секретаре Данковской Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка №1 Советского района г. Орла гражданское дело иску Черникова Андрея Евгеньевича к обществус ограниченной ответственностью «СК Кардиф» о взыскании части страховой премии, неустойки и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Черников А.Е. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СК Кардиф» (далее ООО «СК Кардиф») о взыскании части страховой премии, неустойки и компенсации морального вреда, указав в обоснование требований, что <ДАТА2> в день заключения с <ОБЕЗЛИЧЕНО> кредитного договора <НОМЕР>, между ним (Черниковым) и ООО «СК Кардиф» был заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней <НОМЕР>, по рискам: смерть застрахованного лица и установление застрахованному лицу инвалидности, со сроком действия договора на двенадцать месяцев с 17.03.2017 по 16.03.2018. Договор страхования был заключен исходя из условий кредитного договора <НОМЕР>, страховая премия в размере 30640,92 рублей была перечислена ответчику <ОБЕЗЛИЧЕНО> в день заключения договора. Указал, что заключение договора страхования была истцу навязана банком, поскольку при заключении договора страхования процентная ставка по кредитному договору была ниже. Кроме того, условием выдачи кредита являлось заключение заемщиком договора страхования с определенной страховой компанией. Указал, что <ДАТА4> кредит <ОБЕЗЛИЧЕНО> истцом был полностью досрочно погашен, в связи с этим договор страхования прекратил свое действие, так как отпала возможность наступления страхового случая. 24.08.2017 истец обратился в страховую компанию с письменным заявлением о досрочном расторжении договора страхования, которое было получено ответчиком 31.08.2017. 25.08.2017 истцу было отказано в удовлетворении требований, поскольку ответчик считал, что возможность наступления страхового случая не отпала, существование страхового риска не прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. Считает, что его права нарушены, поскольку страхования премия была перечислена в страховую компанию за двенадцать месяцев, а срок договора страхования составил только 163 дня. Таким образом, истцу подлежит возврату часть страховой премии в размере 16767,39 рублей. Просит взыскать с ответчика часть страховой премии в размере 16767,39 рублей, неустойку в размере 30640,92 рублей, услуги представителя в размере 10000 рублей, почтовые расходы в размере 183,71 рублей.
В судебном заседании представитель истца Кравцов В.П. исковые требования уточнил, просит взыскать с ответчика часть страховой премии в размере 16767,39 рублей, неустойку в размере 30640,92 рублей, услуги представителя в размере 10000 рублей, почтовые расходы в размере 183,71 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф.
Представитель ответчика ООО «СК Кардиф» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Банка ВТБ 24 (ПАО) в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и возражения относительно заявленных исковых требований, в которых указал, что <ДАТА2> <ОБЕЗЛИЧЕНО>) и Черниковым А.Е. был заключен кредитный договор <НОМЕР> на сумму 1160640,92 рублей на срок до <ДАТА8> под 11,9% годовых. Пунктом 25 индивидуальных условий кредитного договора было предусмотрено, что заемщик дает поручения Банку перечислять с этого банковского счета денежные средства в счет оплаты страховой премии в размере 30640,92 рублей в счет оплаты по договору страхования жизни с ООО «СК Кардиф». Считает, что довод истца о том, что ему было навязано заключение договора страхования, не состоятелен, поскольку заемщиком в день выдачи кредита собственноручно было подписано заявление о том, что он выбирает вариант кредитования со страхованием жизни в страховой компании ООО «СК Кардиф». Кроме того, в самом договоре страхования указано, что страхователь действует добровольно, в собственных интересах и осознает, что заключение настоящего договора страхования не является обязательным условием для предоставления либо заключения каких-либо договоров. Вместе с тем указал, что договор страхования может быть расторгнут в любое время, однако, часть страховой премии может быть возвращена страхователю только в том случае, если это предусмотрено договором страхования.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых условий договора не противоречащих законодательству.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Как установлено в судебном заседании, <ДАТА2> между Черниковым А.Е. и <ОБЕЗЛИЧЕНО>) был заключен кредитный договор <НОМЕР> на сумму 1160640,92 рублей сроком на 12 месяцев под 11,897% годовых, в расчет полной стоимости кредита внесены расходы на услуги по страхованию жизни в размере 30640,92 рублей (л.д. 13).
17.03.2017 между Черниковым А.Е. и ООО «СК Кардиф» заключен договор страхования <НОМЕР> от несчастных случаев и болезней на срок 12 месяцев с даты заключения договора страхования по страховым случаям: смерть застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни; установление застрахованному лицу инвалидности 1 группы в результате несчастного случая или болезни. Страховая сумма по договору страхования составила 1160640,92 рублей плюс 50000 рублей, страховая премия - 30640,92 рублей (л.д. 7).
Дополнительным соглашением <НОМЕР> к кредитному договору <НОМЕР> от <ДАТА2> в пункте 1.2 предусмотрено, что заемщик обязан осуществить страхование жизни в течение срока действия договора (пункт 9 индивидуальных условий); процентная ставка 15,9% годовых применяется в соответствии с пунктом 2.1.1 общих условий договора в случае неосуществления заемщиком страхования жизни и здоровья (л.д. 22).
Пунктом 28 индивидуальных условий к кредитному договору предусмотрено, что заемщик дает поручение банку (без оформления каких-либо дополнительных распоряжений со стороны заемщика) в течение трех рабочих дней со дня зачисления кредита перечислить с банковского счета денежные средства в размере 30640,92 рублей для оплаты по договору страхования жизни с ООО «СК Кардиф» (л.д. 15).
Согласно платежному поручению <НОМЕР> от <ДАТА2> страховая премия ООО «СК Кардиф» в вышеуказанном размере оплачена Черниковым А.Е.
Разделом 7 Правил добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, предусмотрены случаи при которых прекращается договор страхования (далее Правила).
Подпунктом «г» пункта 7.6 указанных Правил предусмотрено, что договор страхования прекращается по инициативе Страхователя, если возможность наступления Страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем Страховой случай.
При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в подпункте «г» пункта 7.6 Правил Страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. В иных случаях досрочного отказа Страхователя от Договора страхования уплаченная Страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
Как следует из пункта 10 договора страхования <НОМЕР> от <ДАТА2> от несчастных случаев и болезней (далее Договор страхования) в случае досрочного отказа Страхователя от Договора страхования в течение 5 рабочих дней с даты заключения Договора страхования, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая страховая премия подлежит возврату Страхователю в следующем размере: - в случае если Страхователь отказался от Договора страхования до даты начала действия Договора страхования, уплаченная страховая премия подлежит возврату в полном объеме; - в случае если Страхователь отказался от Договора страхования после даты начала действия Договора страхования, Страховщик вправе удержать ее часть пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала страхования до даты прекращения Договора страхования (л.д. 7).
Согласно пункту 11 Договора страхования договор вступает в силу в день его заключения, но не ранее оплаты страховой премии в полном объеме (л.д. 7).
<ДАТА4> истец досрочно и в полном объеме погасил кредитные обязательства перед банком, что подтверждается графиком погашения кредита.
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
<ДАТА5> истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном расторжении действия Договора страхования в связи с его отказом от Договора страхования.
Однако ответчик отказал истцу в выплате страховой премии, указав, что досрочное погашение кредита не может быть рассмотрено как обстоятельство, подтверждающее тот факт, что возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
Мировой судья, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, по тем основаниям, что условиями страхования и договором страхования не предусмотрена возможность возврата платы при досрочной уплаты кредита и не означает невозможность наступления страхового случая, а существование страхового риска не прекратилась по обстоятельствам иным, чем страховой случай. При этом истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном расторжении действия Договора страхования по истечении 5 рабочих дней после даты начала действия Договора страхования.
Возможность досрочного расторжения договора страхования регламентирована положениями ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая, и прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью. Если договор страхования досрочно прекращен по указанным обстоятельствам, страховщик имеет право только на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование (п. 3 ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд полагает необходимым обратить внимание, что в данном случае истец обратился с заявлением о возврате уплаченной страховой премии ввиду досрочного прекращения обязательств по кредитному договору.
Вместе с тем, досрочное погашение кредита не является по смыслу пункта 1 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве обстоятельства для досрочного прекращения договора страхования, в связи с наступлением которого у страхователя имеется право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
Пункт 1 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает досрочное прекращение договора страхования, если возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. В рассматриваемой ситуации возможность наступления страхового случая не отпала и существование страхового риска не прекратилось.
Согласно Договору страхования, страховыми случаями являются: смерть застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни; установление инвалидности 1 группы застрахованному лицу в результате несчастного случая или болезни.
Таким образом, при досрочном погашении кредита возможность наступления страхового случая (смерть, установление инвалидности) не отпала, в связи с чем, суд не соглашается с доводами истца о наличии оснований для взыскания ему части страховой премии.
Довод истца о том, что заключение договора страхования ему были навязаны, и ему не был бы выдан кредит без заключения договора страхования, не принимается во внимание, поскольку кредитный договор в указанной части не оспорен, недействительным не признан, каких-либо требований об оспаривании кредитного договора истцом не заявлено.
Учитывая, что в удовлетворении требований истца о взыскании в его пользу части страховой премии отказано, не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, а также понесенных судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Черникова Андрея Евгеньевича к обществу с ограниченной ответственностью «СК Кардиф» о взыскании части страховой премии, неустойки и компенсации морального среда, отказать.
Лица, участвующие в деле, их представители, вправе подать заявление о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано:
1) в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании;
2) в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.
Мировой судья составляет мотивированное решение суда в течение пяти дней со дня поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда.
Решение может быть обжаловано в Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 06.02.2018 г.Мировой судья О.В. Квасова