ПОСТАНОВЛЕНИЕ 5-435/15
по делу об административном правонарушении 13 августа 2015 г. г. Самара
<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка № 17 Кировского судебного района г. Самары Самарской области Потапова Ю.В., 443051 г. Самара, ул. Путейская, 29, рассмотрев административное дело № 5-360/15г. в отношении <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки: <АДРЕС>., работающей <ОБЕЗЛИЧЕНО> Иванченко, зарегистрированной по адресу: <АДРЕС>, проживающей по адресу: <АДРЕС>, по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ,УСТАНОВИЛ:
Из протокола № 14 № 2919457 от 11.06.2015г. следует, что 11.06.2015г<ДАТА> примерно 17.45ч. установлено, что <ОБЕЗЛИЧЕНО><ФИО>, в магазине «Продукты», расположенном по адресу: на пересечении улиц <АДРЕС> и <АДРЕС> в г. <АДРЕС>, через продавца <ФИО3> осуществила реализацию алкогольной продукции, а именно : пива «Жигулевское» в розлив количество 2 литра по цене 76 рублей за один литр из нестационарного объекта (отсутствует подключение к сетям инженерно тех. обслуживания), чем нарушила требования Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в редакции ФЗ №218 от 18.07.2011г., за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В судебном заседании Иванченко<ФИО> суду пояснила, что она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно выписке из Единого государственного реестра одним из видов экономической деятельности является: розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, розничная торговля алкогольными и другими напитками, поставка продукции общественного питания. На основании договора купли-продажи киоска от 30 октября 2012 г. помещение по адресу : <АДРЕС>- пр. Карла Маркса, общей площадью <ОБЕЗЛИЧЕНО>., продано Иванченко <ФИО> В уведомлении о начале осуществления деятельности от 12.11.2014г., направленном в Управление Роспотребнадзора по Самарской области, ИП Иванченко <ФИО> указаны следующие виды предпринимательской деятельности : услуги питания, услуги по реализации кулинарной продукции. Также ей заключены договора на оказание услуг по вывозу жидких канализационных стоков биотуалета (туалетной кабины); договор поставки минеральной питьевой воды и безалкогольных напитков. Киоск имеет раковину, биотуалет, бар работает с готовыми кулинарными изделиям, продают салаты, выпечку, а также пиво и безалкогольные напитки. Нестационарный объект- киоск ИП Иванченко <ФИО> отвечает признакам предприятия общественного питания и осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания. Запрет на розничную продажу пива, осуществляемую при оказании услуг общественного питания не распространяется. Просила производство по делу об административном правонарушении в отношении нее прекратить.
По требованию суда в судебном заседании допрошен ст. УУП ОП № 1 майор полиции <ФИО5>
Ст. УУП ОП № 1 майор полиции <ФИО5>, представивший удостоверение САМ 016641, пояснил, что в рамках патрулирования была проведена проверка ИП Иванченко <ФИО> в торговом киоске «Продукты», расположенном у дома <НОМЕР> на пересечении улиц <АДРЕС> и по <АДРЕС>, установлено, что через продавца осуществлялась реализация алкогольной продукции, вне мест стационарных объектов, в нарушении Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в редакции ФЗ №218 от 18.07.2011г. Требования ГОСТ квалифицируют, что является баром, кулинарией, магазином и указан список продаваемой продукции. Сам ГОСТ имеет перечень, что должно иметь предприятие оказывающее услуги общественного питания, которое должно иметь подключение к воде, документов на воду не было представлено. В ИП Иванченко <ФИО> имелось в продаже кулинарная продукция и продукция питания, но отсутствуют столы , туалет и раковина для посетителей.
Суд, выслушав представителя Иванченко <ФИО> ст. УУП ОП № 1 майор полиции <ФИО5> , исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхнарушение иных правил розничнойпродажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ) установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В силу абзаца 7 пункта 2 статьи 16 указанного Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в нестационарных торговых объектах.
Вместе с тем абзацем 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вменяемого правонарушения) установлено, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 475-ст утвержден ТОСТ Р 50762-2007 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" (далее ГОСТ Р 50762-2007), который устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов, распространяется на предприятия общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 4.1 ГОСТ Р 50762-2007 установлено, что предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются на виды, к одному из которых относятся предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможным потреблением на месте) (магазины кулинарии, буфеты, кафетерии, предприятия мелкорозничной торговой сети).
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50762-2007 настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания по следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии.
Согласно пункту 4.10 ГОСТ Р 50762-2007 предприятием быстрого обслуживания является предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей. Предприятия быстрого обслуживания размещаются в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и др.
В силу пункта 4.10.1 ГОСТ Р 50762-2007 предприятия быстрого обслуживания могут быть оборудованы в киосках и автоприцепах, но иметь собственного зала и реализовывать продукцию собственного производства через раздаточное окно.
В п. 40 ГОСТ Р 50647-2010 дано понятие услуги общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителей в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров. В п. 44 определено, что процесс обслуживания в общественном питании это совокупность операций/действий, выполняемых исполнителем услуг общественного питания при непосредственном контакте с потребителем услуги в процессе реализации и/или организации потребления продукции общественного питания и/или организации досуга.
Постановлением от 08.11.2001г. № 31 Главного государственного санитарного врача «Р ведении в действие санитарных правил» главой 26, содержащей Требования к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания п.16.3 предусмотрено, что при отсутствии централизованного водоснабжения и отсутствии централизованной системы канализации обеспечивается бесперебойная доставка и использование воды, отвечающей требованиям качества воды централизованного водоснабжения, и обеспечивается вывоз стоков, с последующей дезинфекцией емкостей для питьевой воды и емкостей для стоков в установленном порядке. П. 16.8 предусмотрено, что персонал организации быстрого обслуживания обеспечивается туалетом, расположенным в радиусе не более 100м от рабочего места.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения.
Как следует из материалов дела Иванченко <ФИО> зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.23-24).
Согласно выписке из Единого государственного реестра от 13.02.2014г. одним из видов экономической деятельности ИП Иванченко <ФИО> является деятельность ресторанов и кафе (л.д. 27-32, п. 70).
В соответствии с "ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (Том 1, классы 01 - 23; Том 2, классы 24 - 28; Том 3, классы 29 - 45; Том 4, классы 50 - 99), принятым и введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. N 329-ст, такая деятельность классифицируется по коду 55.30 ОКВЭД - услуги по обеспечению питанием.
На основании договора купли-продажи киоска от 30 октября 2012 г. помещение по адресу : <АДРЕС>- пр. Карла Маркса, общей площадью <ОБЕЗЛИЧЕНО>., продано Иванченко <ФИО>
В уведомлении о начале осуществления деятельности от 12.11.2014г., направленном в Управление Роспотребнадзора по Самарской области, ИП Иванченко <ФИО> указаны следующие виды предпринимательской деятельности : услуги питания, услуги по реализации кулинарной продукции. (л.д. 26)
Киоск имеет раковину, биотуалет, согласно спецификации к акту приема -передачи № 2015/42 от 21.05.2015г.
ИП Иванченко <ФИО> заключен договор № 2015/42 от 19.05.2015г. на оказаниеуслуг по вывозу жидких канализационных стоков биотуалета (туалетной кабины) и проведения дезинсекции, соответствующей требованиям санитарного надзора с <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО6>
ИП Иванченко <ФИО> также заключен договор поставки № УВС/01/2014/00389 от 11.04.2014г. минеральной питьевой воды и безалкогольных напитков с ООО «ТД «Ундоровская «Волжанка», продукция которой имеет свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.19.006.Е.011349.11.14 от 27.11.2014г., выданное Таможенным союзом республики Беларусь, республики Казахстан и РФ, и свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.19.006.Е.011351.11.14 от 27.11.2014г., выданное Таможенным союзом республики Беларусь, республики Казахстани РФ, соответствует техническим регламентам Таможенного союза: ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011.
Бар работает с готовыми кулинарными изделиям, продают: мороженное (заключен договор поставки № 235 /2013 <ОБЕЗЛИЧЕНО> от 21.06.2013г. между ИП Иванченко <ФИО> и ООО «Холод»), рыбную продукцию (заключен договор поставки № б/н от 19.04.2015г<ДАТА> между ИП Иванченко <ФИО> и ООО «РК «АКВАТОРИЯ», заключен договор поставки № б/н от 15.02.2015г. между ИП Иванченко <ФИО> и <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО7>), салаты, выпечку, гарниры, горячие блюда, полуфабрикаты, разносолы (заключен договор поставки № б/н от 10.06.2015г. между ИП Иванченко <ФИО> и ООО «Спектр»), а также пиво и безалкогольные напитки (заключен договор поставки № 16 от 29.03.2013г<ДАТА> между ИП Иванченко <ФИО> и <ОБЕЗЛИЧЕНО> данный факт также подтверждается фото-материалом, имеющимся в материалах дела.
Положения приведенных выше правовых норм позволяют сделать вывод о том, что нестационарный объект- киоск ИП Иванченко <ФИО> отвечает признакам предприятия общественного питания.
Содержание материалов дела свидетельствует об осуществлении ИП Иванченко <ФИО> в нестационарном объекте - киоске «Продукты» по адресу: <АДРЕС>, деятельности по оказанию услуг общественного питания.
Суд критически относится к показаниям ст. УУП ОП № 1 майор полиции <ФИО5>, в части, что магазин ИП Иванченко <ФИО> только из-за отсутствия централизованного водоснабжения не отвечает требованиям для осуществления услуг общественного питания, так как установлено, что киоск работает с готовыми кулинарными изделиям в упаковке от производителя и покупными товарами промышленного изготовления. В ассортимент изготавливаемой продукции включены пиво и безалкогольные напитки.
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями абзаца 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, установленный абзацем 7 пункта 2 статьи 16 названного Федерального закона, не распространяется на розничную продажу пива, осуществляемую ИП Иванченко <ФИО> при оказании ей услуг общественного питания.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.1, 24.5 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Иванченко <ФИО8> по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г.Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью судебного участка №17 Кировского судебного района г. Самары Самарской области.
Мотивированное постановление изготовлено 14.08.2015г.