Дело № 5-873/2019
УИД 29MS0015-01-2019-005042-65
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
8 августа 2019 года г. Котлас
Мировой судья судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области Евграфова Марина Васильевна, рассмотрев по адресу: Архангельская область, г. Котлас, пер. Воровского, д. 8,
материалы дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5, ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального предприятия «Горводоканал», ИНН 2904002069, ОГРН 1022901027225, юридический адрес: Архангельская область, г. Котлас, ул. Некрасова, д.2, дата государственной регистрации 26.04.1994 года,
у с т а н о в и л:
МП «Горводоканал» не выполнила в установленный срок законное предписания органа, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в отношении МП «Горводоканал» в период с 04.06.2019 года по 26.06.2019 года проведена внеплановая документарная проверка выполнения Предписаний органа государственного контроля (надзора) об устранении выявленных в результате проверки нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды: предписание № 105-126/2-2018/06-8(В) от 23.10.2018г. (по объекту «Цех очистные сооружения канализации») в установленный срок до 01.06.2019 года выполнено не в полном объеме, а именно не прекращен сброс сточных вод в р. Вычегда в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении МП «Горводоканал» извещено надлежащим образом, в судебное заседание законный представитель не явился направили пояснение, согласно которому прося прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях МП «Горводоканал» состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Применительно к МП «Горводоканал» Управлением Роспрнроднадзора не доказан факт наличия умысла у предприятия. Кроме того, не дана надлежащая правовая оценка, вменяемому МП «Горводоканал» правонарушению, в частности из материалов дела видно, что действия предприятия носят длящийся характер. Длительности выполненияразработки и утверждения в установленном законом порядке нормативов допустимых сбросов веществ и организмов в составе сточных вод при сбросе в водный объект обусловлена обязательным мониторингом водного объекта (р. Вычегда) для сброса сточных вод по лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (определение уровня загрязнения водных объектов). Необходимые исследования проведены и осуществляется последняя стадия разработки. Для надлежащего исполнения предписания Управления Роспрнроднадзора и применения норм освобождения от административной ответственности, регламентированных п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ предприятием:
- был разработан план-график восстановительных работ, по возмещению вреда реке Вычегда;
- решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.03.2019 по делу № А05-13373/2018 утверждён Проект восстановительных работ.
- заключён договор с Частным учреждением дополнительного профессионального образования «Экологический консалтинговый центр (ЧУ ДНО «ЭКИ») на отработку проекта нормативов допустимых сбросов и микроорганизмов в водный объект № 52-C/2016 от 01 февраля 2016 года;
- получены фоновые концентрации реки - приемника сточных вод от УГМС («Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей срды»);
- составлены таблицы по качеству сточной воды, реки - приёмника сточных вод, расхода, эффективности;
- установлен створ для мониторинга реки приёмника сточных вод от УГМС;
- получено решение о праве пользования водным объектом;
- разработана и согласована программа проведения измерений качества вод р.Вычегда;
- разработана и согласована программа проведения измерений качества сточных вод;
- разработан и согласован водохозяйственный баланс предприятия;
- получены сведения о категории водного объекта от Росрыболовства;
- получены сведения от администрации о местах отдыха на р. Вычегда;
- получены сведения из ГВР (Государственный водный реестр);
- проведено гидрологическое обследование водного объекта.
Все вышеперечисленные мероприятия, проделанные МП «Горводоканал» свидетельствуют об отсутствии в его действиях прямого умысла на совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП.
По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, в том числе право личного участия в рассмотрении дела. Распоряжение правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка законного представителя МП «Горводоканал» в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению дела, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ мировой судья находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оценивая в совокупности исследованные в судебном заседании письменные доказательства, мировой судья полагает, что вина МП «Горводоканал» в совершении правонарушения нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В результате проверки установлено, что Предприятием в установленный срок по 01.06.2019г. не в полном объеме выполнено предписание № 105-126/2-2018/06-8(В) от 23.10.2018г. года о прекращении сброса сточных вод в р. Вычегда в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов).
Согласно части 1 статьи 44 Водного Кодекса РФ использование водных объекте для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдение требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области oxpaны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
МП «Горводоканал» эксплуатирует канализационные очистные сооружения г. Котласа (г. Котлас, ул. Новая Ветка, 4), сброс сточных вод, после которых осуществляется в р. Вычегда.
В рамках прошлой внеплановой документарной проверки (акт проверки <НОМЕР>) было установлено, что сброс сточных вод в реке Вычегда после КОС осуществляется в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов сбросов производиться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов 1 и 2 категории (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а так же осуществляющими хозяйственную деятельность и (или) иную деятельность на объектах 2 категории.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством МП «Горводоканал» обязано произвести расчет нормативов допустимых сбросов, который будет являться приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в Управление Росприроднадзора по Архангельской области.
Согласно письмам МП «Горводоканал» от 05.06.2019 №09-1240 и от 14.05.2019 №06- 1059, для разработки проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) по выпуску сточных вод в р. Вычегда предприятием проведена работа по мониторингу водного объекта и получено 12 результатов химанализов воды в р. Вычегда). Письмом от 20.05.2019 №09- 1125 предприятием в Центре мониторинга загрязненияокружающей среды запрошен расчет фоновых концентраций в р. Вычегда, необходимый для разработки НДС.
То есть в настоящее время МП «Горводоканал» проект нормативов допустимых сбросов (НДС) по выпуску сточных вод в р. Вычегда не разработан - предписание <НОМЕР> (В) от 23.10.2018г. в части прекращения сброса сточных вод в реку Вычегда в отсутствие нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты в срок до 01.06.2019 не выполнено.
Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в отношении МП «Горводоканал» в период с 02.10.2018г. по 23.10.2018г. проведена внеплановая документарная проверка выполнения Предписаний органа государственного контроля (надзора) об устранении выявленных в результате проверки нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды: предписание № 105-126/2-2018/06-8(В) от 23.10.2018г. в установленный срок до 01.06.2019 года не выполнено.
Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в отношении МП «Горводоканал» в период с 06.05.2019 по 24.05.2019 проведена внеплановая документарная проверка выполнения Предписаний органа государственного контроля (надзора), в результате которой выявлено, что: предписание <НОМЕР>-1 (В) от 22.06.2018 (по объекту «Цех очистные сооружения канализации») в установленный срок до 01.05.2019 года не выполнено.
Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды. Росприроднадзор осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды. Росприроднадзор осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.
В силу требований пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
МП «Горводоканал» не обращалось в Арбитражный суд Архангельской области заявлением о признании Предписания № 105-126/2-2018/06-8(В) от 23.10.2018г. незаконным и подлежащим отмене.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Предписания 105-126/2-2018/06-8(В) от 23.10.2018г. года быловынесено уполномоченным лицом, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, не признано судом незаконным и не отменено, нарушения, указанные в предписании, в установленный срок МП «Горводоканал» не выполнены.
В силу требования части 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-Ф «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные: представители юридических лиц, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от 12.07.2019 года; декларацией о воздействии на окружающую среду; актом проверки <НОМЕР> от 26.06.2019г; предписанием <НОМЕР>(В) от 26.06.2019г.; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки МП «Горводоканал» <НОМЕР> от 29.05.2019г.; актом проверки <НОМЕР> от 23.10.2018г.; предписанием <НОМЕР> (В) от 23.10.2018г..
Представленные доказательства не вызывают сомнений у мирового судьи относительно их достоверности, не содержат противоречий, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поэтому мировой судья руководствуется ими при вынесении постановления.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Действия МП «Горводоканал» мировой судья квалифицирует по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Обстоятельств смягчающих административную ответственность виновного лица, мировой судья не усматривает.
Вместе с тем, обстоятельством отягчающим ответственность МП «Горводоканал» в силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3. КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6. КоАП РФ. Ранее МП «Горводоканал» неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений (постановления по делам <НОМЕР>).
Оснований применения п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения мировой судья не усматривает.
Учитывая обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, отсутствие смягчающих и наличие отягчающего обстоятельства, мировой судья назначает виновному лицу наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи 19.5 ч. 1 КоАП РФ, для данной категории правонарушителей.
Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, так как представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л:
муниципальное предприятие «Горводоканал» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 (одиннадцати тысяч) рублей.
Реквизиты по уплате административного штрафа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (администратор платежа - Управление Росприроднадзора по Архангельской области, л/сч 04241780320, ИНН 2901127831, КПП 290101001) Счет получателя 40101810500000010003, Банк: Отделение г. Архангельск, БИК 041117001, ОКТМО 11701000, КБК 04811607000016000140, УИН 0.
В соответствии со ст. 32.2 ч. 1 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель в отношении лица, не уплатившего административный штраф, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Котласском городском суде Архангельской области в течение 10 суток со дня его вынесения, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии постановления.
Мировой судья М.В. Евграфова