Дело № 5-395/2021
УИД 51MS0006-01-2021-003514-49
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Мурманск 04 августа 2021 года
Мировой судья судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Мурманска, Анисимова А.Ф. (г. Мурманск, ул. Шестой Комсомольской батареи, д.55),
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
юридического лица - ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник», ИНН 5191120400, ОГРН 1-25100852226, юридический адрес: г. Мурманск, пр. Кирова, д. 46
УСТАНОВИЛ:
Управлением Роскомнадзора по Мурманской области - юридическому лицу ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» вменяется нарушение требований ст. 11 ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ), выразившееся в том, что в выпуске № 64 (7244) от 07.05.2021 СМИ газеты «Мурманский вестник» размещена на странице 05 статья «Программа мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы в Мурманске» на которой не размещен знак информационной продукции в соответствии со ст. 12 Закон № 436-ФЗ, в связи, с чем в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении № АП-51/0/387 от02.06.2021по ч.2.1 ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
В судебном заседании представитель ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» Морозов А.С. возражал против привлечения юридического лица к административной отнесенности, и пояснил, что газета является периодическим печатным изданием, специализирующимся на распространении информации общественно-политического и информационно-аналитического характера, следовательно, основания для размещения знака информационной продукции на данной публикации не требовалось. Более того, данная информация была взята с официального сайта администрации г. Мурманска, на котором также отсутствовал данный знак.
С учётом целей деятельности данного печатного издания и норм действующего законодательства выпуск и распространение данной газеты возможен без сопровождения знаком информационной продукции материалов, размещаемых в данной газете, поскольку в силу ч.4 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ без знака информационной продукции допускается оборот периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.
Более того, административным органом каких-либо доказательств того, что размещенная в указанном печатном издании информация о предстоящих городских и праздничных мероприятиях содержит информацию, запрещенную для распространения среди детей, а также информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей не представлены.
Мировой судья, выслушав мнение представителя ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник», исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
Диспозицией ч. 2.1 ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции.
Объектом рассматриваемого правонарушения является общественные отношения в области изготовления или распространения продукции средствами массовой информации.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях заключается в действиях, направленных на опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 указанного Федерального закона.
Согласно ст.12 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом: применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс"; применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет"; применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет"; применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет"; применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Перечень информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, определен ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ. Так, согласночасти 2 названной статьи к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3.1) содержащая изображение или описание сексуального насилия; 4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера; 8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Кроме того, ч.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относит информацию: 1) представляемую в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающую у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемую в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащую бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Согласно п.5 ч.4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ, оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.
В силу ст. 10 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» в заявлении о регистрации средства массовой информации должна быть указана примерная тематика и (или) специализация.
Согласно Уставу редакции СМИ - периодического печатного издания газеты «Мурманский вестник» 2012 года следует, что «Мурманский вестник» - является ежедневным областным общественно-политической газетой, предоставляемая журналистским коллективом. Учредителем СМИ - периодического издания газеты «Мурманский вестник» являются Правительство Мурманской области и Мурманская областная дума, производство и выпуск которой осуществляет ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник», которое находится в ведомственном подчинении Аппарата Правительства Мурманской области. В обязанности редакции газеты, в том числе входит информировать население Мурманской области через газету о деятельности Правительства Мурманской области и Мурманской областной думы, публиковать обязательные информационные сообщения, заявления и иные материалы от имени Правительства Мурманской области и Мурманскойобластной думы в указанный ими срок и т.д.
Из представленной копии свидетельства о регистрации средства массовой информации от 03.06.2011 ПИ № ТУ 51-00128 усматривается, что в примерной тематике и (или) специализации средства массовой информации указано, что газета «Мурманский вестник» является информационно-аналитической; общественно-политической (освещение вопросов экономического развития города, области и страны, публикация документов, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, Правительством Мурманской области, Мурманскойобластной Думой) рекламы не более 40 %.
Исходя из правового смысла норм Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ к общественно-политическим печатным изданиям относятся, в том числе и газеты, содержащие статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, предназначенные для широкого круга читателей.
Анализируя приведенные обстоятельства в совокупности с фактическими и регистрационными целями рассматриваемого печатного издания, его назначением, отмеченным в Уставе, тематикой издания, отраженной, в том числе в свидетельстве о регистрации средства массовой информации, выданном Роскомнадзором, а также учитывая характер размещаемых в газете «Мурманский вестник» материалов, свидетельствующий об информационном, общественно-политическом направлении издания, мировой судья, что данная газета является периодическим печатным изданием, специализирующимся на распространении информации общественно-политического и информационно-аналитического характера, следовательно, в таких изданиях оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ст. 5 закона (информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей), не требует знака информационной продукции (п.5 ч.4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ). В силу статьи24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя их положения статей 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения законности при рассмотрении дела об административном правонарушении оценка доказательств по делу должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Управлением Роскомнадзора по Мурманской области в ходе мониторинга в отношении СМИ - газеты «Мурманский вестник» было выявлено, что 07.05.2021 в выпуске газеты «Мурманский вестник» № 64 (7244) на стр. 5 размещена статья «Программа мероприятий, посвященных празднованию Дня победы в Мурманске», без знаков информационнойпродукции.
Вместе с тем, публикация, размещенная в вышеуказанном номере газеты «Мурманский вестник» содержит информацию, исключительно содержащую указание времени и места праздничного культурно-массового мероприятия, на которое приглашается население Мурманской области принять участие в запланированных действиях, организованных Правительством Мурманской области и Мурманской областной думой, и не отвечает ни одному из предусмотренных в ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗкритериев, характеризующих информацию, как причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
При таком положении, усматривается, что публикация в средстве массовой информации газеты «Мурманский вестник» не содержит информации, предусмотренной ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которая в соответствием со ст. 11 указанного закона должна размещаться средствами массовой информации со знаком информационной продукции (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 11 закона).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в деянии, совершенном юридическим лицом - ГОАУ «Редакции газеты» «Мурманский вестник» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2.1 ст. 13.21
Кодекса РФ об административных правонарушениях, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для его привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2.1 ░░. 13.21 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░-