Решение по делу № 5-1/2019 от 24.01.2019

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении №5-1/19

28 января 2019 года Самарская область г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года. Постановление в полном объеме принято 28 января 2019 года.

Мировой судья судебного участка № 19 Красноглинского судебного района г. Самары Колесников Александр Николаевич в помещении судебного участка по адресу г. Самара, п. Управленческий, ул. Кузнецова, д. 13, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:

Администрации <АДРЕС> внутригородского района городского округа Самара, юридический адрес г<АДРЕС>,

установил:

Из материалов дела следует, что <ДАТА4> государственным инспектором безопасности дорожного движения отделения дорожного надзора ОГИБДД У МВД России по г. <АДРЕС> выявлено, что юридическим лицом - Администрацией <АДРЕС> внутригородского района г.о. <АДРЕС> допущено нарушения  п.п Б ст. 12 Положения ОГИБДД, Указ президента <НОМЕР> «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», которая являясь юридическим лицом ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения на внутриквартальных дорогах в границах <АДРЕС> внутригородского района г.о. Самара, не выполнило в срок  законного предписания органа, осуществляющего Федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения  об устранении нарушений законодательства, а именно не организовала работы по обозначению соответствующими дорожными знаками в соответствии с требованиями п. 4.4. ГОСТ Р 50597-2017 опасный участок внутриквартального проезда ЖК «<АДРЕС>. 

В судебном заседании представитель Администрации <АДРЕС> внутригородского района г.о. Самара, <ФИО1>, действующая на основании доверенности с протоколом об административной ответственности не была согласна, предоставить свои возражения, из которых следует, что Администрацией в целях реализации полномочий по благоустройству территорий внутригородского района в части ремонта и содержания внутриквартальных проездов, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение  социально-экономической потребностей населения внутригородского района, администрацией издано Постановление от 20.02.2018 г. №71 «Об утверждениипорядка реализации органами местного самоуправления  <АДРЕС> внутригородского района г.о. <АДРЕС> полномочий по благоустройству территории внутригородского района в части ремонта и содержания внутриквартальных проездов», согласно п. 2.2. которого содержание и ремонт внутриквартальных проездов осуществляет МБУ Красноглинское, которое вправе привлекать для выполнения работ по содержанию и ремонту внутриквартальных проездов специализированные организации на основе муниципальных контрактов.

Представитель ОГИБДД У МВД России по г. Самаре участвующей в судебном заседании, пояснил, что земельный участок на котором расположен ЖК «<АДРЕС>» находится в границах <АДРЕС> района, доказательств о наличии право собственности на земельный участок другим лицам, суду не предоставлен, следовательно ответственность за неисполнение предписания должна нести Администрация <АДРЕС> внутригородского  района г.о. <АДРЕС>.

 Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства, мировой судья приходит к следующему. 

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Судом установлено, что в рамках надзора за дорожным движением государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. <АДРЕС> на основании акта выявленных недостатков в содержании дорог составлен административный протокол о выявлении в действиях Администрации <АДРЕС> внутригородского района городского округа Самара признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, послуживший поводом к возбуждению производства по делу об административном правонарушении.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ (ред. От 27.12.2018 г.) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон 294-ФЗ).

Согласно пункту 10 части 4 статьи 1 Федерального закона 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе, федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ (ред. От 27.12.2018 г.) "О защитеправ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 8 настоящей статьи.

Пунктами 4 - 6 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 г. №716, установлено, что должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный надзор, при проведении плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пользуются правами, установленными Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федерального закона №294-ФЗ, а также несут ответственность за неисполнение илиненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона №294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 8 статьи 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона №294-ФЗ, а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на органы внутренних дел для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон №294-ФЗ к правоотношениям по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения применяется с особенностями, установленными ст. 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Абзацем первым пункта 6 статьи 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено основание для проведения внеплановой проверки - истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

В силу изложенного проверка исполнения ранее выданного представления отнесена к внеплановой проверке, а не к мероприятиям по надзору за дорожным движением в рамках повседневного надзора.

Орган местного самоуправления, даже будучи зарегистрированным в качестве юридического лица, в то же время имеет отличную от хозяйствующих субъектов - участников гражданского оборота правовую природу и выполняет общегосударственную функцию по решению вопросов местного значения. Орган местного самоуправления, являясь участником гражданско-правовых отношений, осуществляет хозяйственную деятельность постольку, поскольку это соответствует целям развития местного самоуправления на соответствующей территории исходя из интересов населения. Именно поэтому процедура осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органа местного самоуправления регламентирована прежде всего положениями Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральным законом от 21.12.2013 г. №370-ФЗ подлежащим применению с 01.01.2014 г. статья 77 Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации" была дополнена частью 2.6, согласно которой внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Вместе с тем, хотя ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона №131-ФЗ не предусматривает такого основания для проведения внеплановой проверки в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, как проверка исполнения ранее выданного предписания, учитывая позиции, содержащиеся в постановлениях Конституционного Суда РФ содержащиеся в постановлениях Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 № 5-П и от 17.02.2015 № 2-П, не исключается проведение после первоначальной проверки, по итогам которой были выявлены нарушения законов, проверки их устранения, поскольку при ином подходе, предполагающем оставление вопроса о выполнении органом местного самоуправления мер по устранению ранее выявленных нарушений, на необходимость устранения которых указано в ранее выданном предписании, ставилась бы под сомнение эффективность какого-либо надзора как такового, исключалась бы возможность контроля за деятельностью надзорного органа, проводившего первоначальную проверку, вышестоящим органом.

Таким образом, проверка исполнения предписанных Администрации <АДРЕС> внутригородского района городского округа Самара, должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г. Самара требований об устранении выявленных нарушений содержания дорожной сети должна была осуществляться в рамках внеплановой проверки юридического лица с учетом требований, установленных п. 2.6 ст. 77 Федеральным законом №131-ФЗ однако данные положения соблюдены не были.

Материалы дела не содержат распоряжения о проведении внеплановой проверки исполнения выданного юридическому лицу предписания, сведений о том, что проверочные мероприятия были согласованы с органами прокуратуры, в деле также не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 части 2 названной статьи Федерального закона 26.12.2008 №294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок относится проведение внеплановой проверки в отсутствие на то законных оснований.

Системный анализ федерального законодательства и установленные по делу обстоятельства не позволяют использовать представленные административным органом доказательства в качестве допустимых и установить виновность Администрации <АДРЕС> внутригородского района г.о. Самара в совершении инкриминируемого административного правонарушения, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу ввиду отсутствия в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.

   Таким образом установлены все обстоятельства подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ.

            На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 22.1, 23.1, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, мировой судья

постановил:

           производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации <АДРЕС> внутригородского района г.о. Самара по ч.27 ст. 19.5  КоАП РФ прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Красноглинский районный суд г. Самара в течение 10 дней с момента вручения или получения копии постановления.

           

Мировой судья                                                                    А.Н. Колесников