УИДMS0106-01-2021-003067-58
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тольятти 26 октября 2021 года
Мировой судья судебного участка № 106 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области Томилова М.И., в здании, расположенном по адресу: г. Тольятти, ул. Шлюзовая, д. 4, рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-649/2021 в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская городская больница №4», ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, юридический и фактический адрес: <АДРЕС>, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
24.08.2021г. в 12.00 ч. Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Тольятти при проведении внеплановой выездной проверки на основании решения №438 от 03.08.2021г. по выполнению предписания № 265/1/1 от 30.04.2019 в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская городская больница № 4», выявлено, что в срок до 03.08.2021г. Учреждением не выполнены пункты №№ 5,6,7,8 предписания, а именно, в нарушение ч.2 ст.1, ст.4, ст.5, ч.1 ст.6, ст.16, ст.36, ст.89, табл. 3, табл.28, табл.29 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п.25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. №1479, на пятом этаже в отделении ГБО в общем коридоре, на пятом этаже в отделении медицинских осмотров в общем коридоре, на четвертом этаже в отделении общей хирургии и урологии в общем коридоре, на втором этаже в физиотерапевтическом отделении в общем коридоре для покрытия пола применен облицовочный материал (линолеум) с отсутствующей технической документацией, содержащей информацию о показателях пожарной опасности этих материалов.
По данному факту государственным инспектором г.о.Тольятти по пожарному надзору в отношении ГБУЗ СО «Тольяттинская городская больница №4» (далее по тексту ГБУЗ СО «ТГБ №4») составлен административный протокол №780 от 13.09.2021г. Действия указанного юридического лица квалифицированы по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
В судебном заседании представитель ГБУЗ СО «ТГБ №4» Гришова А.В., действующая на основании доверенности, с протоколом об административном правонарушении не согласилась, поддержала письменные пояснения, приобщенные к материалам дела, из которых следует, что не выполнение пунктов предписания способствовал ряд объективных причин, и одной из основных является то, что в связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, лечебное учреждение в соответствии с приказом Главного врача от 07.05.2020г. №203 с 08.05.2020г. перепрофилировано в госпиталь для оказания медицинской помощи пациентам с новой короновирусной инфекцией и работает в указанном режиме по настоящее время. Большая часть больницы представляет «заразную» зону, что существенно повлияло не невозможность устранения нарушений требований пожарной безопасности по предписанию в установленные сроки, так как нарушения находятся в зоне, куда доступ посторонних лиц запрещен, и, соответственно, работы по устранению нарушений проводить невозможно. Замена сгораемой отделки на несгораемую относится к категории капитального ремонта, что требует бюджетного финансирования, для чего Учреждением в адрес Министерства здравоохранения Самарской области систематически направляются запросы о выделении денежных средств для устранения выявленных нарушений, в частности для замены сгораемой отделки полов на несгораемую. С момента перепрофилирования Учреждения под оказание медицинской помощи пациентам с COVID-19, оказание платных медицинских услуг не осуществляется, что исключает устранение нарушений, в том числе, за счет средств от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности. Умысла на невыполнение требований пожарной безопасности у ГБУЗ СО «ТГБ №4» не было, в действиях Учреждения отсутствует вина в совершении вменяемого административного правонарушения. В связи с чем, представитель просила производство по делу об административном правонарушении в отношении указанного медицинского учреждения прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Составитель протокола об административном правонарушении - государственный инспектор г.о.Тольятти по пожарному надзору Хабиев М.И. по вызову мирового судьи в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не предоставил, дело рассмотрено в отсутствии указанного должностного лица с учетом совокупности представленных доказательств.
Выслушав представителя лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Согласно статьям 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что Отделом надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Тольятти, Жигулевск и муниципального района Ставропольский управления надзорной деятельности и профилактической работы 30.04.2019 г. ГБУЗ СО «ТГБ №4» было выдано предписание №265/1/1 об устранении установленных фактов нарушений требований пожарной безопасности, в здании, расположенном по адресу<АДРЕС>, в срок до 03.08.2020 г.
В соответствии с Решением от 03.08.2021г. №438 была проведена внеплановая выездная проверка с целью выполнения ранее выданного предписания №265/1/1 от 30.04.2019 г.
24.08.2021 г. по итогам проверки государственным надзорным органом составлен Акт №438 проверки исполнения предписания, которым установлено, что пункты №№ 5,6,7,8 предписания ГБУЗ СО ТГБ №4 не выполнены, не устраненные нарушения являются однотипными и касаются покрытия пола с применением облицовочного материала с отсутствующей технической документацией, содержащей информацию о показателях пожарной опасности этих материалов на пятом этаже в отделении ГБО в общем коридоре; на пятом этаже в отделении медицинских осмотров в общем коридоре; на четвертом этаже в отделении общей хирургии и урологии в общем коридоре и на втором этаже в физиотерапевтическом отделении в общем коридоре.
Согласно уставу ГБУЗ СО «ТГБ №4» является бюджетной, некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий министерства здравоохранения Самарской области, предусмотренных законодательством РФ. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Самарская область. Функции и полномочия учредителя от имени Самарской области осуществляют Министерство и министерство имущественных отношений Самарской области. Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении деятельности Учреждения (п.п. 1.2, 1.3, 1.6 Устава).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, после вынесения предписания от 30.04.2019г. №265/1/1, юридическим лицом ГБУЗ СО «ТГБ № 4» принимались меры к устранению выявленных нарушений пожарной безопасности: 19.07.2019г. за №1267/2, 17.03.2020г. за №552/2, 09.01.2020г. за №9/2 17.03.2021г. за №657/2 Учреждением в адрес Министерства здравоохранения Самарской области направлялись запросы о выделении денежных средств для своевременного устранения указанных в предписании нарушений, с приложением локальных ресурсных сметных расчетов, в которые были заложены стоимость замены сгораемой отделки полов на несгораемую; в ответ на запрос департамента социального обеспечения г.о.Тольятти, в связи с проведением заседания областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Самарской области, были представлены сведения о необходимых финансовых средствах на решение вопросов обеспечения пожарной безопасности учреждения с приложением перечня необходимых мероприятий (05.03.2020 №461/1); 02.06.2021г. за №1258/6 на имя начальника ОНД и ПР г.о.Тольятти направлено письмо о проделанной работе по устранению нарушений, указанных в предписании от 30.04.2019г. №265/1/1 и ходатайство о продлении срока исполнения пунктов №№5,6,7,8 предписания с обоснованием невозможности выполнения указанных пунктов.
Как следует из письма Министерства здравоохранения Самарской области от 23.08.2021г. №МЗ-07/740-вн, адресованному главному врачу ГБУЗ СО «ТГБ №4» - замена сгораемой отделки относится к категории капитального ремонта, данные виды работ должны быть включены в перечень работ при планировании комплексного капитального ремонта. В текущем году средства на указанные цели не предусмотрены. Заявка на получение субсидии из областного бюджета на капитальный ремонт Министерством будет учтена при подготовке предложений в проект областного бюджета на очередной финансовый период 2022-2024 годов.
Таким образом, объем ответственности Министерства здравоохранения Самарской области за выявленные в ГБУЗ СО «ТГБ №4» нарушения требований пожарной безопасности определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств.
Полномочия Министерства здравоохранения как главного распорядителя закреплены в подпункте 2.2. пункта 2 Положения о Министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденном Постановление Правительства Самарской области от 22.06.2012 N 290 (ред. от 18.02.2019).
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Из положения статьи 38.1 Бюджетного кодекса РФ следует, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (принцип подведомственности расходов бюджетов).
Согласно ст.179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы субъекта РФ утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета.
Согласно части первой статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Таким образом, в целях устранения нарушений требований закона о пожарной безопасности ГБУЗ СО «ТГБ №4» необходимо провести работы по капитальному ремонту (выполнение покрытия пола в общих коридорах противопожарными).
Расходы государственных и муниципальных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Более того, на основании приказа министерства здравоохранения Самарской области от 04.05.2020 №630 «О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Самарской области от 16.04.2020 №541 «О госпитализации пациентов с новой короновирусной инфекцией (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в отдельные приказы министерства здравоохранения Самарской области» и приказа главного врача ГБУЗ СО «ТГБ №4 от 07.05.2020 «О перепрофилировании коек в ГБУЗ СО «ТГБ №4» указанное Учреждение перепрофилировано для оказания медицинской помощи и госпитализации пациентов исключительно с новой короновирусной инфекцией (COVID-19). Как следствие, оказание первичной медико-специализированной, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказание платных услуг ГБУЗ СО «ТГЮ №4» в настоящее время не осуществляет. Отделения, указанные в предписании от 30.04.2019г. №265/1/1, в которых необходимо проведение работ по замене сгораемого напольного покрытия на несгораемое, находятся в «заразной» зоне медицинского учреждения. Таким образом, проведение каких-либо ремонтных работ с привлечением сторонних лиц и организаций, в целях соблюдения противоэпидемических мероприятий, недопустимо.
Согласно Рекомендациям по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.01.2021 (Мр 3.1.0229-21), на территорию стационара ограничивается допуск лиц, не задействованных в обеспечении его работы, а также родственников пациентов.
Таким образом, судом достоверно установлено, что причиной невыполнения требований государственного органа явились не умышленные действия юридического лица ГБУЗ СО «ТГБ№ 4» (которое является некоммерческим бюджетным учреждением), направленные на игнорирование предписания, а физическая невозможность его выполнения в установленные сроки, не по его вине, в том числе из-за невозможности проведения каких-либо ремонтных работ в связи особым положением медицинского учреждения, которое в период действия предписания от 30.04.2019г. №265/1/1 перепрофилировано в госпиталь по оказанию медицинской помощи пациентам с новой короновирусной инфекцией (COVID-19), что является одной из объективных причин своевременного исполнения предписания.
Более того, после вынесения предписания, юридическим лицом ГБУЗ СО «ТГБ№ 4» неоднократно принимались меры к изысканию финансовых средств для устранения выявленных нарушений, о чем уведомлялся орган надзора. То есть ГБУЗ СО «ТГБ№ 4», не бездействовало, сделало все от него зависящее, чтобы не допустить вредные последствия, и соответственно в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения.
Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.
Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся: объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона.
Вместе с тем, объектом вменяемого ГБУЗ СО «ТГБ№ 4» административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, об устранении нарушений законодательства. Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.
Административное правонарушение признается совершенным умышлено, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), предвидело их вредные последствия и желало наступление таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство по делу подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку вина юридического лица ГБУЗ СО «ТГБ №4» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, административным органом не доказана, следовательно, состав указанного административного правонарушения в его действиях отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении № 5-649/2021 в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская городская больница №4», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы мировому судье.
Мировой судья М.И.Томилова