Дело № 5-570/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12.12.2017 года г. Асбест<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка № 1 Асбестовского судебного района Свердловской области Галкина Я.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ООО "Жилсервис"), юридический адрес и адрес местонахождения: Свердловская область, г. Асбест, ул. Чапаева, д. 26, ИНН 6603022171,
УСТАНОВИЛ:
28.09.2017 года в ходе выездной проверки, проведенной на основании приказа органа лицензионного контроля - Отдела контроля по Южному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 26.09.2017 года за № 29-20-02-218 о проведении внеплановой выездной проверки, установлено, что ООО «Жилсервис» осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами по адресу: г.Асбест, ул. Войкова, д.70, г.Асбест, ул. Уральская, д.85, в нарушении ч.9.1 ст.156 ЖК РФ, предъявляло плату за отведение сточных вод для целей содержания общего имущества многоквартирного дома в платежном документе за август 2017 года, без наличия конструктивных особенностей многоквартирных домов, которые предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества. Кроме того, ООО «Жилсервис» осуществило управление многоквартирным домом по адресу: Свердловская область, г.Асбест, ул. Уральская, д.85, в отсутствие сведений об основании управления им в реестре лицензий Свердловской области, тем самым ООО «Жилсервис» допустило нарушение условий, предусмотренных лицензией, а именно, требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162, ч.2 ст.195, ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.
В судебном заседании представитель ООО "Жилсервис" <ФИО1> с протоколом не согласилась, подтвердив доводы, изложенные в письменных возражениях на протокол об административном правонарушении, дополнив, что плата за отведение сточных вод для целей содержания общего имущества многоквартирного дома в платежном документе за август 2017 года выставлена законно. Многоквартирные дома оборудованы приемными воронками (ревизиями) в системе водоотведения со снятой и открытой крышками для сброса воды со стояков холодного, горячего водоснабжения и системы воотведения, в которые так же осуществляется отведение сточных вод для целей содержания общего имущества МКД. Подвалы МКД не оборудованы унитазами, воронками, иными стоками, в которые отдельно бы производился сброс указанных сточных вод, этого и не требуется в силу положений ст.9.1 ст.156 ЖК РФ. Ни закон, ни иные нормативные акты не дают точного определения конструктивных особенностей МКД, которые предусматривают возможность потребления сточных вод при содержании общего имущества, отдельно от ресурсопотребляющего оборудования в составе общего имущества многоквартирного дома. Многоквартирным домом 85 по ул. Уральской ООО«Жилсервис» управляет без внесения в реестр лицензий сведений об управлении многоквартирным домом на законных основаниях на основании договора, условия которого утверждены на общем собрании собственников МКД. Надзорным органом неоднократно было отказано во внесении изменений в раздел перечень многоквартирных домов в связи с несоответствием приложенных к заявлению документов, которые принимаются собственниками МКД, что исключает ответственность управляющей компании. Просит производство по делу прекратить, освободить ООО «Жилсервис» от ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ. По факту отсутствия МКД в приложении к реестру лицензий применить срок исковой давности, который истек 13.11.2016г., поскольку собрание состоялось 08.08.2016г. и правонарушение не является длящимся.
Представитель ООО «Жилсервис» - начальник отдела энергомониторинга <ФИО2> подтвердил показания представителя <ФИО1>, дополнив, что конструктивные элементы - ревизии и прочистки, входят в состав общего имущества (в разделе внутридомовая инженерная система водоотведения) в соответствии с п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491. В подвалах домов установлены трубы канализации с ревизиями и прочистками, позволяющие прием стоков для целей содержания общего имущества МКД. Управляющая компания проводит промывки и опрессовки МКД с использованием холодной воды из системы ХВС, что подтверждается соответствующими актами. Водоотведение использованной воды при содержании общего имущества осуществляется через указанные ревизии и прочистки в канализационных трубах. Их наличие подтверждается типовым проектом многоквартирного дома.
Должностное лицо, составившее протокол, - ведущий специалист Отдела контроля по Юному управленческому округу Свердловской области Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области<ФИО3>, возражая против доводов представителей юридического лица, указала, что при проведении проверки в ходе обследования указанных в протоколе многоквартирных домов не установлено наличие конструктивных особенностей, которые предусматривают использования услуги водоотведения для содержания общего имущества многоквартирных домов и начисление за нее отдельной платы. Состав общего имущества многоквартирного дома определен частью 1 статьи 36 ЖК РФ. Состав общего имущества в многоквартирном доме определяется как площадь помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, к ним относятся площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, которые не принадлежат отдельным собственникам. Соответственно, оплата на содержание именно этого имущества - услуги водоотведения, возможна исключительно при наличии соответствующих конструктивов для такого водоотведения. Ревизии и прочистки в канализационных трубах не предусмотрены для целей содержания мест общего имущества МКД, а обеспечивают промывку стояков системы отопления, т.е. для обслуживания технических систем. Перечень общего имущества, подлежащего учету при определении норматива потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, установлен п.27 Приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306. Возможность использования инженерных систем холодного и горячего водоснабжения для содержания помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, не предусмотрена. Водоотвод для слива воды, используемой для содержания мест общего имущества МКД, должен быть оборудован отдельно, это могут быть унитазы, раковины и иные устройства, куда можно слить воду. При их отсутствии начисление платы за водоотведение при содержании общего имущества незаконно. Оснований для освобождения ООО «Жилсервис» от ответственности по ст.2.9 КоАП РФ не имеется. До настоящего времени согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий, многоквартирный дом N 85 по ул. Уральская, не включен в реестр ООО «Жилсервис». Правонарушение является длящимся, обнаружено надзорным органом 28.09.2017г. Срок давности привлечения к ответственности не истек.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с решением лицензионной комиссии Свердловской области от о27.04.2015 №165-ЛК ООО «Жилсервис» предоставлена бессрочная лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области №167 от 27.04.2015.
Виновность ООО "Жилсервис" в совершении указанного правонарушения подтверждается: протоколом № 29-20-05-589 от 26.10.2017 года об административном правонарушении, копией приказа Отдела контроля по Южному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 26.09.2017 года за № 29-20-02-218 о проведении внеплановой выездной проверки, копией акта проверки №29-20-03-218 от 02.10.2017г., копией предписания № 29-20-04-218 от 02.10.2017 года, копией платежных документов за август 2017 года для внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений по адресу: г.Асбеста, ул. Войкова, д.70, г.Асбест, ул. Уральская, д.85 содержащих сведения к плате услуг за водотведение при содержании общего имущества многоквартирного дома, копией заявления жителей многоквартирных домов, копией выписки Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области из реестра лицензий по адресу: г.Асбеста, ул. Войкова, д.70, г.Асбест, ул. Уральская, д.85, и другими материаламидела.
Суд доверяет представленным в деле письменным доказательствам, поскольку они согласуются между собой, добыты законным способом, являются относимыми и допустимыми.
В соответствии ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований является административным правонарушением.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Согласно п. 3 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиямик лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции на день совершения правонарушения) плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 27 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле, где общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
То есть, в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг состав общего имущества в многоквартирном доме определяется как суммарная площадь помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, такими являются площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, не принадлежащих отдельным собственникам.
Таким образом, трубы канализации с ревизиями и прочистками, предназначенные для обслуживания квартир многоквартирного дома, площадь которых используется при определении норматива потребления указанных коммунальных услуг, не являются теми конструктивными особенностями, которые предусматривают возможность водоотведения при содержании общего имущества многоквартирного дома. Иными конструктивными особенностями многоквартирные дома не оборудованы, что не оспаривается и представителями ООО «Жилсервис». Соответственно, начисление платы за водоотведение при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах по адресу: г.Асбеста, ул. Войкова, д.70, г.Асбест, ул. Уральская, д.85, ООО «Жилсервис» произвело в нарушении ч.9.1 ст.156 ЖК РФ, без наличия конструктивных особенностей многоквартирных домов.
В ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, включающий в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, из содержания ст. 198 Жилищного кодекса РФ следует, что лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнении требований о размещении на официальном Интернет-сайте сведений об осуществляемой деятельности. В случае изменения перечня домов лицензиат обязан в течение трех рабочих дней со дня заключения, расторжения или прекращения договора управления разместить сведения на сайте для раскрытия информации и направить информацию в орган государственного надзора, который вносит данную информацию в реестр лицензий субъекта РФ.
Таким образом, включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом является необходимым условием для начала управления многоквартирным домом, но не является датой начала управления этим домом.
Вместе с тем, ООО "Жилсервис" осуществляет фактическое управление многоквартирным домом по адресу: Свердловская область, г.Асбест, ул. Уральская, д.85, однако в реестре лицензий Свердловской области не содержится информации о нахождении многоквартирного дома в перечне домов, управление которым осуществляет ООО «Жилсервис». При таких обстоятельствах, ООО «Жилсервис» не соблюдены все необходимые условия, предусмотренные жилищнымзаконодательством для осуществления деятельности по управлению указанными многоквартирными домами, что свидетельствует о нарушении лицензионных требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения составляет три месяца.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при длящемся административном правонарушении, выражающемся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, указанный срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения. Днем его обнаружения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении ООО «Жилсервис» лицензионных требований по управлению многоквартирным домом является длящимся.
В акте проверки и протоколе об административном правонарушении зафиксировано, что указанное правонарушение обнаружено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, 28.09.2017г.
Следовательно, по данному делу трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.
Доводы представителя ООО «Жилсервис» о применении ст. 2.9 КоАП РФ с освобождением от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными, поскольку совершенное административное правонарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении к лицензионным требованиям при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, существенно нарушает охраняемые законом права жителей многоквартирных домов и не может быть признано малозначительным.
При таких обстоятельствах, суд считает событие правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, установленным, вину ООО "Жилсервис", выразившуюся в осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, доказанной.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства дела, цели административного наказания, имущественное и финансовое положение юридического лица, и считает возможным назначить минимальный размер штрафа, установленный санкцией статьи.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
ООО «Жилсервис» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей. Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Свердловской области (Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области), ИНН 6670169564, КПП 667001001, ОКТМО 65740000, Р/счет 40101810500000010010 в Уральском ГУ Банка России, БИК 046577001, КБК 04211690040040000140, УИН 0355881200000000352691601. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В соответствии сч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в 60- дневный срок со дня вступления постановления в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50-ти часов. Постановление может быть обжаловано через мирового судью в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Асбестовский городской суд Свердловской области. Мировой судья Галкина Я.Н.