Дело № 2-556/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Гальбштадт 24 мая 2018 года
Мировой судья судебного участка Немецкого национального района Алтайского края Палкина Т.В.,
при секретаре Панасенко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Немецкого национального района Алтайского крася в интересах: № 2-556/2018 Вайгандт Нины Ивановны к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию; № 2-557/2018 Осиповой Елены Владимировны к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию; № 2-558/2018 Агиенко Надежды Васильевны к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию; № 2-559/2018 Гергердт Валентины Вильгельмовны к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию; № 2-560/2018 Бауэр Любови Валерьевны к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию; № 2-561/2018 Шауэрман Александра Александровича к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию; № 2-562/2018 Панибратец Екатерины Ивановны к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию; № 2-563/2018 Лутай Екатерины Эмануиловны к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию; № 2-564/2018 Герлах Якова Яковлевича к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Немецкого национального района Алтайского края обратился к мировому судье судебного участка Немецкого национального района с исками к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию в интересах: : Вайгандт Н.И., Осиповой Е.В., Агиенко Н.В., Гергердт В.В., Бауэр Л.В., Шауэрман А.А., Панибратец Е.И., Лутай Е.Э., Герлах Я.Я..
Определением суда от 15 мая 2018 года указанные выше дела были объедены в одно производство.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру района от вышеуказанных материальных истцов поступили заявления в связи с неполным возвратом им ответчиком компенсации как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.
В ходе прокурорской проверки установлено, что : Вайгандт Н.И., Осипова Е.В., Агиенко Н.В., Гергердт В.В., Бауэр Л.В., Шауэрман А.А., Панибратец Е.И., Лутай Е.Э., Герлах Я.Я. относятся к категории педагогических работников.
Согласно справкам взаиморасчетов за потребленную электроэнергию, предоставленными АО «Алтайэнергосбыт» ТО «Кулундинское» в соответствии с показаниями приборов учета было фактически оплачено за потребление электроэнергии компенсировано:
Вайгандт Н.И. - за период с 2014 по 2017 года - 14029,2 руб., а компенсировано за аналогичный период 6314,53 руб. Сумма недополученной компенсации 7714,67 руб.;
Осиповой Е.В. - за период с 2014 по 2017 года - 21502,00 руб., а компенсировано за аналогичный период 11948,17 руб. Сумма недополученной компенсации 9553,83 руб.;
Агиенко Н.В. - за период с 2014 по 2017 года - 33645,00 руб., а компенсировано за аналогичный период 10104,37 руб. Сумма недополученной компенсации 23540,63 руб.;
Гергердт В.В. - за период с 2014 по 2017 года - 21512,8 руб., а компенсировано за аналогичный период 4639,14 руб. Сумма недополученной компенсации 16873,66 руб.;
Бауэр Л.В. - за период с 2014 по 2017 года - 27491,2 руб., а компенсировано за аналогичный период 1246,25 руб. Сумма недополученной компенсации 26244,95 руб.;
Шауэрман А.А. - за период с 2014 по 2017 года - 26783,5 руб., а компенсировано за аналогичный период 4725,26 руб. Сумма недополученной компенсации 22058,24 руб.;
Панибратец Е.И. - за период с 2014 по 2017 года - 26512,5 руб., а компенсировано за аналогичный период 6638,29 руб. Сумма недополученной компенсации 19874,21 руб.;
Лутай Е.Э. - за период с 2014 по 2017 года - 22344,7 руб., а компенсировано за аналогичный период 4793,81 руб. Сумма недополученной компенсации 17550,89 руб.;
Герлах Я.Я. - за период с 2014 по 2017 года - 24756,8 руб., а компенсировано за аналогичный период 7910,19 руб. Сумма недополученной компенсации 16846,61 руб.
По результатам анализа нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени, было установлено, что нормы ч.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормы Закона Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации, края от 29.02.2012 N 99 каких- либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию для педагогических работников не содержат т.к. субъектом РФ не может ограничиваться объем социальных прав, установленные на уровне Закона РФ.
Кроме того, п. 4 и 29 названных Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов, в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных показаниями приборов учета и данными предоставляемыми поставщиками электроэнергии.
На основании изложенного, прокурор просит взыскать с Управления социальной защиты населения по Алтайскому району в пользу материальных истцов недополученную за период 2014 -2017 г.г. сумму компенсации понесенных ими затрат на оплату электроэнергии в указанных выше суммах соответственно.
Материальные истцы, представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ мировой судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие материальных истцов и представителя третьего лица.
И.о прокурора Немецкого национального района Алтайского края Лиманских Р.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исках.
Представитель ответчика Федосенко С.А. иски не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В представленных письменных возражениях представитель ответчика указывает, что возражает против удовлетворения исковых требований, считает их необоснованными по тем основаниям, что Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением Администрации края от 29.02.2012 № 99, устанавливают порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплат) жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (утратили силу с 01.04.2017). В соответствии с пунктом 4 Правил компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения. В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Алтайского края размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета Электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год. или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения. Согласно вышеуказанным положениям Закона Алтайского края и Правил компенсация затрат осуществляется непосредственно за потребленную электроэнергию, затраченную на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения. Обосновывая размер недополученной суммы компенсации за освещение, прокурор Немецкого национального района в исковых заявлениях приводит соответствующий расчет за 2014-2017 годы. Данный расчет содержит фактический расход электроэнергии, потребленный материальными истцами в период 2014-2017 годы, включающий в себя расход электроэнергии как для освещения жилого помещения, так и для иных нужд. Индивидуальный прибор учета для фиксации потребленной электроэнергии, затраченной на освещение жилого помещения, как того требуют Закон Алтайского края и Правила, материальными истцами не использовался, следовательно расчет недополученной суммы затрат за 2014 - 2017 годы является необоснованным. Таким образом, ввиду отсутствия у материальных истцов приборов учета электроэнергии, использованной непосредственно для освещения жилого помещения, ответчик правомерно осуществлял расчет потребленной электроэнергии для освещения жилого помещения расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Выслушав и.о. прокурора Немецкого национального района, представителя ответчика, исследовав материалы дела, мировой судья находит, что иск не подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, материальные истцы : Вайгандт Н.И., Осипова Е.В., Агиенко Н.В., Гергердт В.В., Бауэр Л.В., Шауэрман А.А., Панибратец Е.И., Лутай Е.Э., Герлах Я.Я. относятся к категории педагогических работников и соответственно имели право на компенсацию произведенных платежей, начиная с октября 2014 года.
Истцы зарегистрированы и проживают по адресам:
Вайгандт Н.И. - <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Осипова Е.В. - <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Агиенко Н.В. - <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Гергердт В.В. - <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Бауэр Л.В. - <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Шауэрман А.А. - <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Панибратец Е.И. - <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Лутай Е.Э. - <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Герлах Я.Я. - <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Жилые помещения, в которых проживают материальные истцы, оборудованы приборами учета электроэнергии, и оплата за услуги электроэнергии производится ими исходя из их показаний.
Как следует из информации, предоставленной АО «Алтайкрайэнерго», в жилых помещениях, расположенных по вышеуказанным адресам, в которых проживают материальные истцы, установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии в доме, которые фиксируют потребление электрической энергии всеми имеющимися в жилом помещении электроприборами, отдельного прибора учета, выделенного на учет электрической энергии на освещение в доме у материальных истцов, нет.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.
При этом в статье 3 вышеуказанного закона законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 года Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 8 статьи 47).
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).
Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от 30.11.2016 установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.
Размер компенсации расходов, связанных с использованием для отопления жилого помещения (при отсутствии центрального отопления) электроэнергии или газа, определяется исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии или газа, установленных для электрических или газовых котлов. При отсутствии отдельно оборудованных приборов учета объем электроэнергии или газа, необходимый для отопления жилого помещения, определяется в пределах нормативов потребления электроэнергии или газа, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края.
Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее - Правила).
Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с пунктом 3 Правила компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.
На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).
Согласно п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.
При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
Согласно ГОСТ Р 56228-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение искусственное. Термины и определения под внутренним освещением понимается освещение объектов, находящихся внутри помещений, и/или их окружения. Освещение производится световыми приборами от электрической сети с использованием электроэнергии (СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*; Постановление Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 65; ГОСТ Р 54860-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Теплоснабжение зданий. Общие положения методики расчета энергопотребности и эффективности систем теплоснабжения).
Средством измерения, используемым для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в одном жилом помещении потребителя, является комнатный прибор учета электрической энергии (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).
Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как было указано выше, у материальных истцов по делу отсутствуют приборы учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Оснований для компенсации материальным истцам расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения, у ответчика не имелось. При этом на то обстоятельство, что производимый ответчиком расчет компенсации за освещение является арифметически неверным и не соответствует п. 29 Правил, прокурор в исковом заявлении не ссылается.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району в пользу материальных истцов: Вайгандт Н.И., Осиповой Е.В., Агиенко Н.В., Гергердт В.В., Бауэр Л.В., Шауэрман А.А., Панибратец Е.И., Лутай Е.Э., Герлах Я.Я. недополученной за период с 2014 по 2017 г.г. компенсации понесенных ими затрат на оплату электроэнергии не имеется.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что выплата социальной поддержки материальным истцам за спорный период производилась ответчиком в полном объеме, в связи с чем мировой судья приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 167, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах Вайгандт Нины Ивановны, Осиповой Елены Владимировны, Агиенко Надежды Васильевны, Гергердт Валентины Вильгельмовны, Бауэр Любови Валерьевны, Шауэрман Александра Александровича, Панибратец Екатерины Ивановны, Лутай Екатерины Эмануиловны, Герлах Якова Яковлевича к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края о взыскании недополученной за период с 2014-2017 г.г. компенсации затрат на электроэнергию
Решение может быть обжаловано в районный суд Немецкого национального района Алтайского края путем подачи апелляционной жалобы через мирового судью судебного участка Немецкого национального района Алтайского края в течение месяца со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме.
Мировой судья Т.В. Палкина