УИД 44MS0014-01-2021-000117-97
Дело №5 - 48/2021 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25 февраля 2021 года г. Кострома, пер. Инженерный,д. 1А Мировой судья судебного участка №14 Димитровского судебного района г.Костромы Федорова Е.В., рассмотрев в открытомсудебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении юридического лица -
ООО «Стройподряд» (ИНН 4401142666, ОГРН 1134401005661, юридический адрес: <АДРЕС>
установил:
14 октября 2019 года ООО «Стройподряд» по адресу: <АДРЕС>привлекло к трудовой деятельности на условиях трудового договора госудасрвтенного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно в нарушение ч. 4 ст. 12 указанного закона ООО «Стройподряд», приняв на работу 01 октября 2019 года на должность заместителя генерального директора по общим вопросами вопросам безопасности Понкратова<ФИО1>, который ранее до <ДАТА5> занимал должность федеральной государственной гражданской службы - государственного налогового инспектора отдела выездных проверок ИФНС России по г. Костроме, не направило в установленный законом 10-дневный срок уведомление в ИФНС России по г. Костроме. Данные обстоятельства выявлены в ходе проведенной прокуратурой г. Костромы проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности ООО «Стройподряд» и послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Стройподряд» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ путем вынесения заместителем прокурора г. Костромы 15 января 2021 года соответствующего постановления. В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Шобанова А.М. полагала, что в действиях ООО «Стройподряд» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и имущественного положения юридического лица не возражала против назначения наказания с применением ч. 3 .2 ст. 4.1 КоАП РФ. В судебном заседании представитель юридического лица ООО «Стройподряд» по доверенности - Виноградов Д.Ю. факт совершения административного правонарушения не оспаривал, пояснил, что умысла на совершение правонарушения Общество не имело, данная ситуация сложилась в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств Барасовой В.Д., к административной ответственности Общество привлекается впервые. Просил учесть, что Общество находится в тяжелом имущественном и финансовом положении, что подтверждается справкой о расчетных счетах, в связи с чем при назначении наказания просил уменьшить размер административного штрафа. Выслушав прокурора, представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В силу ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12). Работодатель при заключении трудового договора, указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 12). В соответствии с п. 1 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 29, предусмотрена письменная форма уведомления представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы. Аналогичные положения закона содержатся в ст. 64.1 Трудового кодекса РФ. В силу п. 4 указанных Правил сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Перечень должностей федеральной государственной службы, на которые распространяются вышеназванные ограничения, определен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Согласно Приказу ФНС России от 25.09.2017 №ММВ-7-4/754@, государственный налоговый инспектор обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих (супруга) и несовершеннолетних детей. В судебном заседании установлено, что 01 октября 2019 года в ООО «Стройподряд» на должность заместителя генерального директора по общим вопросам и вопросам безопасности трудоустроен Понкратов Р.К., который ранее до 19 октября 2019 года занимал должность федеральной государственной гражданской службы - государственного налогового инспектора отдела выездных проверок ИФНС России по г. Костроме. Таким образом, ООО «Стройподряд» обязано было сообщить в ИФНС России по г. Костроме о заключении трудового договора с бывшим федеральным государственным гражданским служащим в срок до 14 октября 2019 года, однако данная обязанность Обществом в установленный законом срок не выполнена. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должности федеральной государственной гражданской службы, при заключении им трудового договора являются мерой упреждающего характера, и игнорирование данного антикоррупционного механизма противоречит принципам противодействия коррупции, установленным законом. В силу ч. 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 настоящей статьи, является правонарушением, и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Факт совершения ООО «Стройподряд» административного правонарушения установлен и подтверждается совокупностью исследованных доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15 января 2021 года, вынесенным с участием представителя юридического лица по доверенности Виноградова Д.Ю., рапортом помощника прокурора Шобановой А.М. об обнаружении правонарушения, решением о проведении проверки от 15 декабря 2020 года, представленными ООО «Стройподряд» копиями трудового договора с Понкратовым Р.К. от 01 октября 2019 года, должностной инструкцией заместителя генерального директора по общим вопросам и вопросам безопасности, приказа о приеме его на работу, копией трудовой книжки Понкратова Р.К., учредительными документами ООО «Стройподряд», документами УФНС России по Костромской области, подтверждающими работу Понкратова Р.К. в ИФНС России по г. Костроме, в том числе приказом о назначении на должность Понкратова Р.К. № 04-06/49 от 12 февраля 2018 года, служебным контрактом №788 от 12 февраля 2018 года, приказом о расторжении служебного контракта от 19 октября 2018 года, и другими материалами дела. Статьей 2.1 КоАП РФ предусматривается, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность (ч. 1). Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Характер и степень выявленных нарушений однозначно свидетельствуют о неисполнении ООО «Стройподряд» обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-Ф3. При этом, как установлено при рассмотрении дела, у ООО «Стройподряд» имелась возможность для соблюдения требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-Ф3, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, ООО «Стройподряд» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ, а именно незаконное привлечение к трудовойдеятельности муниципального служащего на условиях трудового договора.
Местом совершения административного правонарушения является <АДРЕС>, временем совершения — истечение установленного законом десятидневного срока с момента заключения трудового договора с Понкратовым Р.К. - 14 октября 2019 года. Оснований для прекращения производства по делу не имеется. Оснований для применения критерия малозначительности к совершенному правонарушению судья также не усматривает. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенным правонарушением заключается в факте нарушения одного из принципов реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, о распространении ограничений, запретов и обязанностей в целях предупреждения коррупции на граждан, замещавших должность государственной или муниципальной службы, а также на принимающих на работу бывших государственных и муниципальных служащих работодателей. При назначении ООО «Стройподряд» наказания судья исходит из следующего. Согласно ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. (часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 4-П от 25.02.2014 г., при этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя, в частности, из того, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица (часть 2 статьи 3.1), предоставляет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, правомочие признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном Кодексе или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2). Соблюдение этих - вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов. Поскольку вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, и, соответственно, сформулированные на их основе в настоящем Постановлении требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на иные - не являвшиеся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу - положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесение в данный Кодекс изменений, вытекающих из настоящего Постановления, должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения, минимальные размеры административных штрафов за которые сопоставимы с теми, что установлены законоположениями, признанными настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.е. по крайней мере составляют сто тысяч рублей и более. При этом федеральный законодатель не лишен возможности закрепить - как на универсальной основе, так и применительно к отдельным видам административных правонарушений - предельный размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение не допускается. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО «Стройподряд», судья учитывает признание представителем вины и раскаяние в содеянном, привлечение к административной ответственности впервые. Обстоятельств, отягчающих ответственность ООО «Стройподряд», не установлено. При назначении наказания мировой судья учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, принимает во внимание финансовое и имущественное положение юридическоголица, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, привлечение к административной ответственности впервые при неосторожной форме вины, и считает возможным назначить ООО «Стройподряд» административный штраф в размере ниже низшего предела, установленного санкцией названной статьи, поскольку наложение административного штрафа в установленных соответствующей санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 19.29, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
ООО «Стройподряд» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
получатель платежа: Департамент региональной безопасности Костромской области, начисление 0411724802101000000009444, ИНН 4401186455, КПП 440101001, р/с 40101810700000010006, Отделение Кострома г.Кострома, ОКТМО 34701000, БИК 043469001, КБК 84211601193010000140, л/с 04412D50730, назначение платежа: административный штраф за нарушение КоАП РФ гл. 19. Копию платежного документа необходимо представить/направить на судебный участок №14 Димитровского судебного района г.Костромы по адресу: г.Кострома, пер. Инженерный, 1а. Предупредить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Постановление может быть обжаловано в Димитровский районный суд г.Костромы в течение 10 суток со дня получения копии постановления путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка №14 Димитровского судебного района г.Костромы. Мировой судья /подпись/ Е.В.Федорова Копия верна: Мировой судья Е.В.Федорова