Решение по делу № 5-579/2019 от 29.07.2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е   <НОМЕР>

29 июля 2019 года г. Тольятти И.о. мирового судьи судебного участка № 113 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области - мировой судья судебного участка № 118 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области Горбачев О.С., при подготовке к рассмотрению материалов дела об административномправонарушении в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление 71-го квартала» (ООО «ЖЭУ 71-го квартала»), ИНН <НОМЕР>,   ОГРН <НОМЕР>, дата регистрации <ДАТА2>, адрес (место нахождения): <АДРЕС>, привлекаемого к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1  КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л :

Муниципальным жилищным инспектором Департамента городского хозяйства Администрации г.о. <АДРЕС> <ФИО1> в отношении ООО «ЖЭУ 71-го квартала»       составлен протокол за <НОМЕР> от <ДАТА3> по факту  неисполнения требований законного предписания об устранении нарушений законодательства <НОМЕР>-р/2 от <ДАТА4>

Изучив материалы дела, мировой судья приходит к выводу, что административный материал подлежит возвращению по следующим основаниям.

Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля).

 Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных (контрольных) мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.

 В зависимости от сферы, в которой осуществляется государственный надзор (контроль), правомочия того или иного органа (должностного лица) на его осуществление регламентированы нормативно-правовыми актами различных отраслей права.

  К материалам дела не приложены документы, подтверждающие обладает ли   орган (должностное лицо) правомочиями на проведение надзорных мероприятий и выдачу предписаний об устранении нарушений законодательства.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 9 части 1 статьи 14 ЖК Российской Федерации).

Пункт 3 части 2 статьи 19 ЖК Российской Федерации определяет, что муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с частью 1.1 статьи 20 ЖК Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 ЖК Российской Федерации).

В пунктах 1, 4 части 5 статьи 20 ЖК Российской Федерации закреплено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Из материалов дела следует, что при проведении проверки  соблюдения юридическим лицом требований, установленных жилищным законодательством, органом муниципального жилищного контроля не был исследован вопрос о наличии в указанном многоквартирном доме жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Так, ни в акте проверки, ни в предписании не содержится указание на то, что проверка исполнения предписания на объекте проверки, которым является многоквартирный дом по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> относится к муниципальному жилищному фонду. Доказательства принадлежности помещений в проверяемом многоквартирном доме муниципальному образованию в материалах дела отсутствуют. Также не предоставлены доказательства наличия у должностных лиц, проводивших проверку, полномочий на ее проведение и составление протокола об административном правонарушении, в виде соответствующих нормативно-правовых актов.

Помимо того, что предписание и протокол об административном правонарушении должны быть составлены компетентным органом, для признания указанных документов законными необходимо, чтобы они были оформлены с соблюдением прав поднадзорного субъекта.

Так, согласно КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ);

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Причем из данного правила никаких изъятий федеральным законом не установлено. Даже в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно уведомлено в установленном порядке, и согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие, копия протокола об административном правонарушении должна быть направлена лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ).

Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).

Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

 Как  следует из материалов дела, в качестве защитника к участию при производстве по делу об административном правонарушении была допущена <ФИО2> на основании доверенности генерального директора ООО «ЖЭУ 71-го квартала» <ФИО3> от <ДАТА> г., сроком действия на один день. Защитник <ФИО2> была ознакомлена с протоколом об административном правонарушении и ей была вручена копия протокола, а также она присутствовала при проведении проверки и получила копию акта проверки.

По смыслу положений КоАП РФ правовой статус законного представителя юридического лица и защитника, определяемый совокупностью   прав, обязанностей и ограничений, отличается. Участие в деле защитника юридического лица не освобождает составителя протокола от соблюдения прав законного представителя юридического лица. Законный представитель и защитник это разные участники по делу об административном правонарушении.

Вопреки требованиям (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ и ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ законному представителю юридического лица, указанному в  ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ, не была предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и получения его копии.

Бесспорных данных о том, что полученная защитником <ФИО2> копия протокола об административном правонарушении  была впоследствии передана им законному представителю юридического лица, в материалах дела не имеется.

            Кроме того, из текста доверенности не усматривается, что <ФИО2> уполномочена представлять интересы привлекаемого юридического лица по делам об административных правонарушениях со всеми правами и обязанностями, принадлежащими лицу, привлекаемому к административной ответственности.  Указание в доверенности на участие в рассмотрении дел об административных правонарушениях, без указания полномочий лица привлекаемого к административной ответственности, не уполномочивает <ФИО2> представлять интересы юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. 

 На основании вышеизложенного мировой судья приходит к выводу о необходимости возвращения протокола и материалов дела.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Руководствуясь   п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, мировой судья,       

 

О П Р Е Д Е Л И Л :

Возвратить  Муниципальному жилищному инспектору Департамента городского хозяйства Администрации г.о. <АДРЕС> <ФИО1>   протокол <НОМЕР> от <ДАТА3> в отношении  юридического лица ООО «ЖЭУ 71-го квартала» по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ   вместе с материалами дела для устранения  неполноты представленных материалов в виде:

- отсутствия документов, подтверждающих наличие у должностных лиц, проводивших проверку, полномочий на ее проведение и составление протокола об административном правонарушении: - доказательства принадлежности помещений в проверяемом многоквартирном доме муниципальному образованию;

-  соблюдения прав привлекаемого юридического лица на защиту, установленных ст. 28.2 КоАП РФ: - вручения или направления копии протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица.

Определение о возвращении протокола об административном правонарушении и материалов дела может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, а также опротестовано прокурором в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления в Центральный районный суд г. Тольятти через мирового судью.

 

           

Мировой судья                                   (подпись)                                           О.С. Горбачев