Решение по делу № 2-4663/2013 от 26.09.2013

Дело № 2- 4663/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2013 года                             г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Николаевой И.Г., с участием истца Егорова Я.И., представителя истца – Козлова Г.Н., представителя администрации города Чебоксары – Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова ФИО7 к администрации города Чебоксары, администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Егоров Я.И. обратился в суд с иском о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить ему благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке, указав в нем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и по этому основанию имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждено медицинскими справками ------ ----- от дата и ----- от дата. В настоящее время, указывает истец, он проживает в адрес, общей площадью ------ кв. м. вместе с матерью, сестрой и гражданским мужем своей сестры. Указанная квартира является объектом общей долевой собственности, где ему принадлежит ------ доля в праве. По утверждениям истца, он с дата года состоит в общей и льготной очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Ленинского района г. Чебоксары, имеет статус малоимущего. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истец, является основанием для обеспечения его жилым помещением во внеочередном порядке на основании норм ч.2 ст. 57 ЖК РФ. Однако до настоящего времени названное право не реализовано, что позволяет ему требовать от ответчика принудительного исполнения закона.

В судебном заседании истец заявленное требование поддержал по изложенным в иске основаниям, и вновь привел их суду, пояснив также, что он вместе с матерью, сестрой проживает в ------ квартире общей площадью ------ кв. м. Дом, который перешел к ним по наследству после смерти отца, был продан его сестрой в дата году. Другого жилья он и члены его семьи не имеют.

Козлов Г.Н., представляющий интересы истца на основании его заявления, поддержал своего доверителя, пояснив суду, что у истца не было умысла на ухудшение жилищных условий. При постановке истца на учет ответчик имел возможность самостоятельно истребовать сведения о наличии у истца права собственности на долю в жилом доме.

Администрация г. Чебоксары в лице своего представителя Павловой А.Н., в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать по мотивам отсутствия условий для реализации права на льготное обеспечение

Представители администрации Ленинского района г. Чебоксары, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного разбирательства, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Учитывая, что все участвующие в деле лица были своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде и им была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает их неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Основания нуждаемости в жилом помещении определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.2 названной правовой нормы, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, федеральный законодатель связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на внеочередное предоставление жилых помещений обладают граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанные в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378. В указанный перечень, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр) - МКБ -10, действительно, входят ------ (------), к числу которых отнесено и заболевание истца, что подтверждено ------ ------ Постановлением администрации ленинского района г. Чебоксары от дата истец признан «малоимущим» и включен в льготную очередь на улучшение жилищных условий в администрации Ленинского района г. Чебоксары.

Из содержания ст. 49 ЖК РФ и п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ следует, что для реализации права на льготное обеспечение жильем по общему правилу необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: наличие статуса малоимущего, проживание в квартире, занятой таким больным, нескольких семей; невозможность проживания с ним в одной квартире и отсутствие у таких граждан иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Применительно к данному спору истец был признан нуждающимся в жилом помещении ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

Постановлением главы администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 года № 129 учетная норма на территории указанного муниципального образования установлена в размере 14.50 кв. м. общей площади жилого помещения.

Согласно постановлению администрации г. Чебоксары ЧР от 14.12.2005 № 288 (в ред. от 14.10.2009) "Об утверждении Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары", право состоять на учете нуждающихся сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением следующих случаев:

1) улучшение жилищных условий, если общая жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв. метров (дополнительно для граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 г., если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. метров), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;

2) получение бюджетных средств (федеральных, республиканских или бюджета города Чебоксары) на приобретение или строительство жилого помещения;

3) получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства;

4) выезд на постоянное место жительства в другое муниципальное образование;

5) выявление в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

6) заявление очередника о снятии с учета, подаваемое по месту учета.

Суд установил, что право на льготное обеспечение жильем в связи с наличием тяжелого хронического заболевания у истца возникло с дата (л.д. 28), в льготную очередь истец включен с дата.

Из материалов учетного дела также следует, что истцом при постановке на учет были представлены документы, подтверждающие наличие у него права собственности на ------ долю в праве собственности на адрес, общей площадью ------ кв. м. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата, зарегистрированного в реестре за № -----. Сведения о наличии у него права собственности на иное недвижимое имущество истцом представлены не были. В ответах на запросы в регистрирующие органы сведения о наличии у истца иного имущества также указаны не были. Вместе с тем, из представленных суду доказательств следует, что дата истцу также было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ------ долю в жилом доме общей площадью ------ кв. м., (доля истца составила ------ кв. м.), расположенного по адресу: адрес зарегистрированное в реестре за № ----- Право собственности на указанное домовладение в порядке наследования возникло и у членов семьи истца. С учетом этого суммарная площадь жилого помещения составила ------ кв.м., тогда как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма), в спорной правовой ситуации не должен был превышать ------). Обеспеченность общей площадью жилого помещения на момент принятии решения о постановке на учет составила ------ кв. м., что превышало установленную в г. Чебоксары норму, дающую право состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении. Однако при постановке на учет истец не указал сведения о наличии у него права собственности на иной объект недвижимости. Между тем, по правилам ч.2 ст. 51 ЖК РФ указанная жилая площадь подлежала учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Помимо этого, при принятии решения о признании истца малоимущим в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма не была учтена стоимость недвижимого имущества, право на которое у истца возникло в результате наследования. По правилам ч.4. ст. 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» наряду с другими перечисленными в данной правовой норме документами граждане для признания их малоимущими к заявлению о постановке на учет прилагают также документы, подтверждающие стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и (или) членов его семьи.

Порядок признания граждан малоимущими определен статьей 5 Закона ЧР от 17.10.2005 N 42 (ред. от 25.11.2011) "О регулировании жилищных отношений", согласно которой граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, исходя из средней рыночной стоимости жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, размера среднемесячного совокупного дохода семьи и возможности приобретения жилого помещения по норме предоставления по средней рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании с помощью ипотечного кредита на строительство (приобретение) жилья и накопления средств для приобретения жилого помещения по норме предоставления за десять лет.

В целях настоящей статьи расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, производится в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи (ч.1).

Граждане признаются малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании решения органа местного самоуправления, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, и размер вероятного ипотечного кредита, определяемый исходя из среднемесячного совокупного дохода семьи, не позволяют приобрести жилое помещение по норме предоставления по средней рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании и если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, и среднемесячный совокупный доход семьи за десять лет за вычетом прожиточного минимума не позволяют накопить средства для приобретения жилого помещения по норме предоставления.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) при решении вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма федеральный законодатель предписывает проверять обстоятельства, связанные с намеренным ухудшением жилищных условий и при их наличии предписывает осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ).

Из материалов дела также следует, что дата года истец подарил свою долю в наследственном имуществе своей сестре, после чего обратился в суд с требованием о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Совершив сделку по безвозмездному отчуждению доли в пригодном для постоянного проживания жилом помещении истец тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью получения мер государственной поддержки в жилищном обеспечении. Данное обстоятельство суд рассматривает в качестве злоупотребления правом, которое согласно пункту 2 статьи 10 ГК РФ служит самостоятельным основания для отказа в удовлетворении данного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Егорова ФИО8 о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 25 ноября 2013 года

2-4663/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Егоров Я.И.
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Администрация Ленинского района г. Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
26.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.09.2013Передача материалов судье
26.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2013Судебное заседание
21.11.2013Судебное заседание
22.11.2013Судебное заседание
25.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее