ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола
об административном правонарушении
27 мая 2020 года с. Усть-Большерецк
Мировой судья судебного участка № 27 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края Калинина О.В., рассмотрев протокол об административном правонарушении в отношении Степанова <ОБЕЗЛИЧЕНО> по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и другие документы,
УСТАНОВИЛ:
На рассмотрение мировому судье судебного участка № 27 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края поступил протокол об административном правонарушении ПР № 003843 и другие материалы в отношении Степанова <ОБЕЗЛИЧЕНО> по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дело не может быть принято к производству в связи со следующим.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может быть вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении носит характер акта, обвиняющего лицо в совершении административного правонарушения, а потому он должен содержать обобщенные результаты административного расследования по делу об административном правонарушении.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ наступает за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный названным Кодексом.
Как следует из разъяснения, содержащегося в подпункте "з" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Учитывая, что обязанность по уплате административного штрафа лежит на конкретном (юридическом или физическом) лице, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует считать место нахождения юридического лица или место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя), не уплатившего административный штраф.
Согласно протоколу об административном правонарушении Степанов <ОБЕЗЛИЧЕНО> не уплатил административный штраф в сумме 2000 рублей, наложенный на него постановлением № 07/0020/20 (без указания на должностное лицо его вынесшее и даты вынесения), чем нарушил требования ч. 1 ст. 32 КоАП РФ.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не конкретизировано место совершения административного правонарушения, а также не указано время совершения правонарушения (дата, до наступления которой данная обязанность должна была быть исполнена или дата совершения административного правонарушения).
Таким образом, протокол об административном правонарушении не содержит описания события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К протоколу об административных правонарушениях приложены справка на физическое лицо, справка о привлечениях в отношении Степанова <ОБЕЗЛИЧЕНО> которые не заверены надлежащим образом.
Вместе с тем, в силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Согласно ст. 26.1, ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет лишь руководство процессом, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении дел.
На основании изложенного, именно административным органом должны быть представлены доказательства, достоверно подтверждающие состав административного правонарушения в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности. Обстоятельства и факты, образующие объем обвинения, должны быть установлены и зафиксированы на стадии производства по делу административным органом.
Учитывая строгое разграничение действующий законодательством функций обвинения (административного органа, должностного лица) и суда, обеспечивающее независимость и беспристрастностью рассмотрения и разрешения дел, судья не вправе в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях возлагать на себя функции стороны обвинения по сбору доказательств, устранению недостатков протокола об административном правонарушении, являющегося одной из форм обвинительного акта, и приложенных к нему материалов.
Установленные и вышеизложенные недостатки представленного материала, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, исключают возможность принятия его к производству мирового судьи.
В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Таким образом, орган, осуществляющий производство по такому делу об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, привлекаемого к ответственности, в рассмотрении дела, в том числе, путем применения к нему предусмотренных законом мер обеспечения производства по делу.
Между тем, как следует из материалов дела, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные главой 27 КоАП РФ, в отношении Степанова <ОБЕЗЛИЧЕНО> не применялись, явка в судебное заседание указанного лица органом, возбудившим дело об административном правонарушении, не обеспечена.
Непринятие должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, соответствующих процессуальных действий по обеспечению участия лица, привлекаемого к ответственности, в судебном заседании объективно препятствует рассмотрению дела по существу.
Руководствуясь, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении ПР № 003843 от 15 мая 2020 годав отношении Степанова <ОБЕЗЛИЧЕНО> по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вместе с материалами дела в Усть-Большерецкий МО МВД России для устранения выявленных недостатков.
Мировой судья О.В. Калинина