Решение по делу № 5-385/2015 от 09.09.2015

Дело № 5-385/15         

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

09 сентября 2015 года                                                                                город Мурманск

Мировой судья судебного участка № 4 Первомайского судебного района  города Мурманска Лебедева Н.В., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Первомайского судебного района города Мурманска, рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Макаровой <Ф.И.О.1>, об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ,  

                                                      У С Т А Н О В И Л:

<ДАТА1> мировому судье судебного участка № 6 Первомайского судебного района города Мурманска поступил материал о привлечении  Макаровой <Ф.И.О.>  к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП Российской Федерации, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП Российской Федерации, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. 

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Изучив материалы дела, мировой судья полагает, что протокол об административном правонарушении от <ДАТА2> и другие материалы дела подлежат возвращению в орган, составивший материалы, по следующим основаниям.

Как видно из копии постановления <НОМЕР> от <ДАТА3>, приложенной к протоколу об административном правонарушении, оно было вынесено в отсутствие правонарушителя. В материалах дела отсутствуют данные о получении   Макаровой <Ф.И.О.>   копии постановления  от <ДАТА3> о наложении штрафа.

Днем совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, является день окончания предусмотренного ст.32.2 КоАП РФ 60-дневного срока, предоставленного для уплаты штрафа со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа.

 В соответствии с ч.2 статьи 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Согласно ч.1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно ч.1 статьи 30.3.  КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Таким образом, поскольку отсутствуют данные о получении  Макаровой <Ф.И.О.>   постановления о наложении на нее административного штрафа, то указанное постановление нельзя признать вступившим в законную силу, следовательно невозможно исчислить срок для добровольной уплаты штрафа.

Только в случае получения правонарушителем копии постановления о наложении штрафа и его своевременной неуплаты, в действиях правонарушителя возможно усмотреть состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, так как уклонение от уплаты штрафа - действия совершенные с умыслом. Таким образом,  в административном материале должны быть представлены доказательства, что правонарушитель знает о наложении на него административного штрафа и умышленно уклоняется от его уплаты. Таковых доказательств в представленных суду материалах не имеется.

Кроме того, на копии постановления <НОМЕР> от <ДАТА3> отсутствует отметка о вступлении его в законную силу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 Кодекса (ч. 1). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч. 5). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6).

Как следует из положений ст. 28.2 КоАП РФ, данная норма, устанавливая правила составления протокола об административном правонарушении, обеспечивает не только выполнение должностным лицом обязанностей, входящих в его компетенцию, но и права и законные интересы лица (юридического лица), в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, а также иных участников производства по делу. Указанные права и законные интересы привлекаемого к административной ответственности лица, потерпевших, если они имеются, должны быть соблюдены в полном объеме и при внесении изменений в протокол об административном правонарушении, что предполагает, в частности, помимо правильного указания фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства, предоставление лицу возможности ознакомления с новым (измененным) протоколом об административном правонарушении, его право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, право на получение копии протокола.

Основным условием правомерности составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте составления протокола, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные ст. 28.2 КоАП РФ.

Данные права Макаровой <Ф.И.О.>  соблюдены не были.

Как следует из материалов дела,  протокол <НОМЕР> от <ДАТА2> об  административном правонарушении составлялся  в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.

Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.

При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА4> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

К материалам дела приложено объяснение защитника Макаровой <Ф.И.О.> -  Комягина А.В., что он не был допущен в качестве защитника на составление протокола об административном правонарушении, в связи с чем Макарова <Ф.И.О.>  была лишена возможности на защиту своих прав и законных интересов через представителя.

Материалы дела не содержат  обоснованного решения старшего государственного инспектора отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ и фитосанитарного надзора по вопросу   отказа Макаровой <Ф.И.О.>  в реализации ее конституционного права на получение юридической помощи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.12  КоАП РФ, мировой судья

О П Р Е Д Е Л И Л:

Возвратить протокол об административном правонарушении от <ДАТА2> и другие материалы дела в отношении Макаровой <Ф.И.О.1>   в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области для устранения отмеченных недостатков в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.8 КоАП Российской Федерации.

Мировой судья                                       подпись                                   Н.В. Лебедева

<ОБЕЗЛИЧЕНО>

Мировой судья                                                                                        Н.В. Лебедева

   

5-385/2015

Категория:
Административные
Статус:
Определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела
Ответчики
Макарова Светлана Владимировна
Суд
Судебный участок № 6 Первомайского судебного района г. Мурманска
Судья
Лебедева Наталья Владимировна
Статьи

ст. 20.25 ч. 1

Дело на странице суда
6pvm.mrm.msudrf.ru
Подготовка к рассмотрению
09.09.2015Переоформление
11.09.2015Окончание производства
Сдача в архив
09.09.2015
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее