Дело <НОМЕР> г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<ДАТА1> <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района г. <АДРЕС> <ФИО1>, с участием представителя прокуратуры РД <ФИО2>, рассмотрев дела об административных правонарушениях в отношении:
<ФИО3>, <ДАТА2> рождения, уроженки гор. Дербента, проживающей по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, образование высшее, работающей в должности главного специалиста-эксперта отдела планирования, финансирования бюджетного процесса и реализации государственных программ Управления экономики, планирования и бюджетного процесса Министерства образования и науки РД, замужней, имеющей 2 детей, в совершении административных правонарушений, предусмотренных по ст.5.59 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л ;
Прокуратурой РД в ходе проведения проверки по факту нарушения порядка рассмотрения обращения граждан Российской Федерации, были установлены нарушения ч.1 ст. 12 и ч.4 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от <ДАТА3> <НОМЕР>, совершенные главным специалистом-экспертом отдела планирования, финансирования бюджетного процесса и реализации государственных программ Управления экономики, планирования и бюджетного процесса Министерства образования и науки РД <ФИО3>, в результате чего, в отношении <ФИО3> были вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях.
В соответствии п.п. 4 п.4.1 должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела планирования, финансирования бюджетного процесса и реализации государственных программ Управления экономики, планирования и бюджетного процесса Министерства образования и науки РД, в должностные обязанности <ФИО3> входит соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
<ФИО3>, в нарушение требований, установленных ФЗ <НОМЕР> от <ДАТА4>, не предоставила ответ на обращения граждан и не уведомила письменно граждан, направивших обращения, о переадресации обращения.
Действия <ФИО3> квалифицированны, как нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, т.е. административные правонарушения, предусмотренные ст.5.59 КоАП РФ.
Определением от <ДАТА5> дела об административных правонарушениях возбужденные в отношении <ФИО3>, объедены в одно производство.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА6> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА7> <НОМЕР>.
В суд явилась <ФИО3>, которой были разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ.
В соответствии со ст.ст. 29.2 и 29.7 КоАП РФ, отводов и ходатайств не заявлено.
В суде <ФИО3> пояснила, что она состоит в должности главного специалиста-эксперта отдела планирования, финансирования бюджетного процесса и реализации государственных программ Управления экономики, планирования и бюджетного процесса Министерства образования и науки РД. В числе возложенных на нее обязанностей также входят соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. Руководством ей было поручено подготовить ответы на обращения граждан <ФИО4>, <ФИО5> и <ФИО6>, ответы она подготовила с нарушением сроков по причине определенной нагрузки по работе. За неисполнение и несвоевременное исполнение поручений по рассмотрению обращений граждан объявлено замечание. Она согласна с нарушениями, просит учесть при вынесении решения, что на её иждивении находятся двое малолетних детей.
В суде представитель Прокуратуры РД - <ФИО2> показал, что в ходе проверки были выявлены факты нарушения ст. 12 и ч.4 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от <ДАТА3> <НОМЕР>, т.е. заявителям не направлялись в установленные сроки письменные уведомления, совершенные <ФИО3>, в должностные обязанности которой входит соблюдать при исполнении должностных обязанностей, права и законные интересы граждан и организаций.
Суд, исследовав материалы административных дел, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается - Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
В соответствии ч.1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от <ДАТА4> <НОМЕР>, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от <ДАТА4> <НОМЕР>, в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
В соответствии п.п. 3 и 4 п. 4.1 должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела планирования, финансирования бюджетного процесса и реализации государственных программ Управления экономики, планирования и бюджетного процесса Министерства образования и науки РД <ФИО3>, в должностные обязанности входят: исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РД; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
Из материала дела следует, что руководством Министерства образования и науки РД <ФИО3> было поручено подготовить ответы на обращения граждан <ФИО4>, <ФИО5> и <ФИО6>, ответы она подготовила с нарушением сроков, установленных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от <ДАТА4> <НОМЕР>.
Приказом министра образования и науки РД <НОМЕР> от <ДАТА8> за неисполнение и несвоевременное исполнение поручений по рассмотрению обращений граждан, <ФИО3> подвергнута к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Статьей 4 Федерального закона от <ДАТА9> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Из буквального толкования ст. 4 Федерального закона от <ДАТА9> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", должностное лицо - лицо, обладающее в силу выборов или по назначению полномочиями по руководству государственной, административной, хозяйственной, социально-культурной, политической, общественной и иной деятельностью, наделенное распорядительно-исполнительными и другими правами в пределах своей компетенции.
Согласно должностному регламенту главного специалиста-эксперта отдела планирования, финансирования бюджетного процесса и реализации программ Управления экономики, планирования бюджетного процесса Министерства образования и науки РД лицо, замещающее указанную должность, не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами учреждения, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и т. п..
Следовательно, <ФИО3>, замещающая должность главного специалиста-эксперта отдела планирования, финансирования бюджетного процесса и реализации государственных программ Управления экономики, планирования и бюджетного процесса Министерства образования и науки РД, не выполняет организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции.
Кроме того, в силу положений части 3 статьи 10 Федерального закона от <ДАТА9> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Как следует из копий ответов на обращения <ФИО4>, <ФИО5> и <ФИО6> они подписаны заместителем министра образования и науки РД Аруховой А.
При этом в п.п. 3 и 4 п. 4.1 должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела планирования, финансирования бюджетного процесса и реализации государственных программ Управления экономики, планирования и бюджетного процесса Министерства образования и науки РД <ФИО3>, в должностные обязанности входят: исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РД; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций, т.е. установлено, что в обязанности <ФИО3> не входит подготовка обоснованных ответов на заявления и обращения, а также их подписания, при этом, также, не являясь субъектом административного правонарушения.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА10> <НОМЕР>.
Таким образом, вывод административного органа о том, что <ФИО3> совершены действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обоснованным.
Как следует из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к уголовной ответственности.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума ВС РФ от <ДАТА11> « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу и все неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу этого лица.
Суд считает, что все сомнения в виновности лица в отношения которого ведется дело об административном правонарушении, истолковываются в пользу данного лица, аналогия закона Конституция РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействия) физического лица, за которое КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.
Таким образом, вина <ФИО3> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ материалами административного дела не установлена, а также не доказана представленными материалами дела.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.1- 29.11 КоАП РФ, мировой судья
П о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО3> по ст. 5.59 КоАП РФ - прекратить, за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Копию настоящего постановления направить заинтересованным лицам.
Постановление может быть обжаловано в порядке ст. 30.1 КоАП РФ в Федеральный суд <АДРЕС> района гор. Махачкалы через мирового судью в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья <ФИО1>.
Постановление вступило в законную силу « » _____2015 г. <ФИО1>
копия верна: