Постановление в полном объеме составлено 16 июля 2021 года
Дело № 5-457/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
14 июля 2021 года город Кола, Мурманская область
Мировой судья судебного участка № 1 Кольского судебного района Мурманской области Мурашова О.В. (Мурманская область, город Кола, улица Андрусенко, дом 10/2), рассмотрев в судебном заседании протокол об административном правонарушении № 03/266 от 27.05.2021 и материалы дела в отношении
Зайцева <ФИО1>, <ДАТА4> рождения, уроженца города <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживавшего по адресу: <АДРЕС>, являвшегося директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>
о совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Из протокола об административном правонарушении № 03/266 от 27.05.2021 следует, что по состоянию на 00.01 часов 16.08.2020 Зайцев С.А., являясь директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО> находясь по месту осуществления своих полномочий по адресу: <АДРЕС> ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности и в нарушение требований п.1, п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не представил в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту регистрации общества, оформленные в установленном порядке сведения (документы), необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за июль 2020.
Зайцев С.А. о дате, времени и месте рассмотрения протокола извещался, в судебное заседание не явился.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку были предприняты все необходимые меры для извещения Зайцева С.А.
Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статья 15.33.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда РФ оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ, виновность лица в совершении административного правонарушения подлежит обязательному выяснению и доказыванию.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (его законного представителя), только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Согласно материалам дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, составлен в отношении Зайцева С.А. в отсутствие указанного лица.
О том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 27.05.2021, Зайцев С.А. извещался по адресу: <АДРЕС>.
Вместе с тем, как следует из сведений ОАСР УФМС РФ по Мурманской области, Зайцев<ФИО>, <ДАТА4> рождения, уроженец города <АДРЕС>, снят с регистрационного учета по указанному адресу 17.07.2020.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо не располагало доказательствами надлежащего извещения Зайцева С.А. о времени и месте составления протокола либо уклонении адресата от получения уведомления.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие Зайцева С.А., не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, что повлекло нарушение права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.
В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности на стадии составления протокола об административном правонарушении означает, что событие правонарушения зафиксировано с существенным нарушением процессуальных требований, которые не могут быть устранены при рассмотрении дела судьей, в связи, с чем изложенные в таком протоколе сведения об основаниях привлечения к административной ответственности не могут быть использованы судьей для установления наличия события и состава вменяемого нарушения при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности.
В этой связи, протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий процессуальный документ, фиксирующий состав административного правонарушения, является недопустимым доказательством.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела невозможно.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ в отношении Зайцева С.А. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении Зайцева <ФИО1>, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кольском районном суде Мурманской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч.1 ст.29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Мировой судья подпись О.В. Мурашова