Адм.дело № 5-240/2020г. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Махачкала, РД 13 мая 2020 г. Мировой судья судебного участка № 9 Ленинского района г. Махачкалы РД Юсупова Ш.Д., рассмотрев дело об административномправонарушении по ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципального казенного учреждения «Управление образования» администрации городского округа «город <АДРЕС> расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, ИНН: <НОМЕР>, ОРГН: <НОМЕР>
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования» администрации городского округа «город Махачкала» (далее МКУ «Управление образования» обвиняется в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.13.11 КоАП РФ при следующих обстоятельствах:
07.02.2020г. в 13.00 ч. в ходе плановой выездной проверки по соблюдению обязательных требований в области обработки персональных данных по соблюдению обязательных требований в области обработки персональных данных в отношении в отношении МКУ «Управление образования», расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Ярагского, 53, было установлено факт несоответствия письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных требованиям законодательства РД (в нарушение ч.4 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), а именно не указана цель обработки персональных данных, не указан перечень обрабатываемых персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных, не указан срок, в течении которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, не полностью указан перечень обрабатываемых персональных данных. В судебном заседании представитель МКУ «Управление образования г. Махачкалы» (по доверенности) Закиев М.Д., вину в совершении указанного правонарушения не признал пояснив, что представителем МКУ «Управление образования г. Махачкалы» были представлены устные возражения,однако указанные возражения не были рассмотрены и приняты во внимание при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, что нарушает принцип объективности и всесторонности рассмотрения дела просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
Мировой судья, выслушав представителя (по доверенности) <ФИО1>, исследовав материалы дела о привлечении к административной ответственности МКУ «Управление образования г. Махачкалы», приходит к следующему. Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Роскомнадзора по РД № 3-нд от 17.01.2020г. во исполнение Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РД на 20020г., утвержденного руководителем Управления Роскомнадзора по РД от 19.11.2019 № 116, размещенного на сайте сети «Интернет» http://05.rkn.gov.ru, должностными лицами Управления в период с 03.02.2020 по 07.02.2020 проведена плановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований в области обработки персональных данных в отношении Муниципального казенного учреждения «Управление образования» администрации городского округа «город Махачкала». В ходе проверки Управлением, в том числе, установлено, что МКУ «Управление образования г. Махачкалы» обрабатывает следующие категории персональных данных клиентов с их согласия: фамилия, имя, отчество, возврат, пол, дата и места рождения; паспортные данные; адрес места регистрации сведения о регистрации брака, сведения о наличии детей, сведения об образовании, номер телефона (мобильного или домашнего); данные пенсионного удостоверения; ИНН, данные трудовой книжки; сведения о доходах. В результате проверки обработки МКУ «Управление образования г. Махачкалы» персональных данных Управлением установлено следующее: - <АДРЕС>» представлено «Согласие на обработку персональных данных» работников, содержание которых не соответствует требованиям части 4 статьи 9 Закона № 152-ФЗ, а именно: не указан срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных; Результаты проверки отражены в Справке (сведения) о результатах плановой выездной проверки.<АДРЕС> для устранения выявленных нарушений выдано предписание <НОМЕР> от <ДАТА7>, которым в срок до <ДАТА8> предписано устранить выявленные нарушения: требований части 4 статьи 9 Закона <НОМЕР> по несоответствию содержания письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных; требований части 1 статьи 10 Закона <НОМЕР> «о персональных данных», об устранении выявленных нарушений сообщить в Роскомнадзор в срок не позднее <ДАТА8>.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами регулируются Законом <НОМЕР>, целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статьи 1 и 2).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 закона <НОМЕР> обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в случае если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В силу части 1 статьи 9 Закона <НОМЕР> субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
Частью 4 статьи 9 Закона <НОМЕР> определено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью.
Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом (подпункт 8). Из представленных согласий на обработку персональных данных следует, что согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение неопределенного срока и может быть отозвано на основании письменного заявления в произвольной форме. Установив, что представленные заявителем в ходе проверки согласия на обработку персональных данных не содержат конкретного срока, в течение которого они действуют, Управление посчитало, что <АДРЕС> нарушены требования подпункта 8 части 4 статьи 9 Закона <НОМЕР>.
Вместе с тем вышеуказанная законодательная норма не предусматривает указания в согласии конкретного срока, в течение которого оно действует, предельный срок действия такого согласия так же не установлен законодателем. В рассматриваемом случае срок действия согласия определен началом его действия (со дня подписания) и заканчивается моментом востребования - письменным отзывом в произвольной форме.
Таким образом, срок действия согласий субъектов персональных данных на их обработку в любом случае ограничен действием самого субъекта персональных данных по представлению письменного отзыва ранее данного им согласия, в связи с чем указанный срок можно квалифицировать сроком, определяющим момент востребования.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу изложенного судья приходит к выводу что в действиях <АДРЕС> отсутствует состав административного правонарушения в части получения согласия на обработку персональных данных в отношении срока такого согласия.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 КоАП,
ПОСТАНОВИЛ:
Административное производство в отношении Муниципального казенного учреждения «Управление образования» администрации городского округа «город
Махачкала» по ч.2 ст.13.11 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Копию настоящего постановления направить заинтересованным лицам. Постановление может быть обжаловано в Ленинский районный суд г.Махачкалы через мирового судью в течении 10-суток со дня вручения или получения копии постановления. Мировой судья с/у №9 Ленинского района г. Махачкалы Ш.Д.<ФИО2>