Решение по делу № 4-361/2021 от 15.07.2021

  Дело № 4-361/2021

УИД 44MS0023-01-2021-001237-43

Протокол <НОМЕР>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 июля 2021 года г. ШарьяМировой судья судебного участка № 25 Шарьинского судебного района Костромской области Леквеишвили Е.В., исполняющая обязанности мирового судьи судебного участка № 23 Шарьинского судебного района Костромской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении главного редактора СМИ «СОЛО ФМ» Рассказова М.Г.1, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Рассказова М.Г.1 - <ФИО2>, представителя Управления Роскомнадзора по Костромской области- ведущего специалиста- эксперта <ФИО3>,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с протоколом об административном правонарушении<НОМЕР> от 20.05.2021 года, составленным ведущим специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области <ФИО3>, главному редактору СМИ «СОЛО ФМ» <Рассказову М.Г.1 вменяется административное правонарушение, предусмотренное ч. 2.1 ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции.

 Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

В соответствии с планом деятельности Управления Роскомнадзора по Костромской области на 2021 год, утвержденным приказом руководителя от 30.11.2020 года № 115 и размещенном на официальной Интернет странице Управления в сети Интернет: 44.rkn.gov.ru проведено плановое мероприятие систематического наблюдения в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Флагман» (далее - ООО «Флагман») по лицензии на осуществление радиовещания № 24107 от 20.08.2013 года.

30.04.2021 года в 11.00 при проведении планового мероприятия по систематическому наблюдению в отношении ООО «Флагман» выявлены признаки нарушения п. 4 ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», п. 6 «Порядка сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач», утвержденного приказом Минцифры России от 31.07.2020 года № 368. Согласно ст. 2 Федерального закона № 436-ФЗ: - знак информационнойпродукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной ч. 3 ст. 6 настоящего Федерального закона; - классификация информационной продукции - распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ, обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "О" и знака "плюс";

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания

для детей старше шести лет";

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ, знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях. Согласно п. 6 Приказа Минцифры России от 31.07.2020 года № 368 знакинформационной продукции, указанный в публикуемых программах радиопередач для конкретной радиопередачи, должен соответствовать возрастной категории, указываемой в текстовом (звуковом) предупреждении к данной радиопередаче.

В нарушение данных норм закона в эфире СМИ «СОЛО ФМ» установлено отсутствие звукового предупреждения об ограничении распространения среди детей знаков информационной продукции) в публикуемых программах радиопередач для конкретной радиопередачи (анонсы), а именно

12.04.2021 года в 07:10:30 - анонс радиопередачи "Вечерний город; 15.04.2021 года в 07:12:07 - анонс радиопередачи "Вечерний город; 16.04.2021года в 07:12:26 - анонс радиопередачи "Вечерний город.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 2.1 ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Уставом редакции радиоканала «СОЛО ФМ», утвержденным 20.09.2019 года определено, что главным редактором данного СМИ является Рассказов М.Г.1.

На основании ст. 2 Закона о СМИ под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. В соответствии со ст. 19, 60 Закона о СМИ главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации Законом О СМИ» и другими законодательными актами РФ.

Причиной административного правонарушения явилось неисполнение должностным лицом - главным редактором СМИ «СОЛО ФМ»» <ФИО1> М.Г. своих обязанностей по исполнению обязательных требований законодательства в сфере массовых коммуникаций.

Таким образом, главный редактор СМИ «СОЛО ФМ» Рассказов М.Г.1 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ.

В судебном заседании представителя Управления Роскомнадзора по Костромской области- ведущего специалиста- эксперта <ФИО3>, доводы, изложенные в протоколе, поддержала, указала, что перед анонсом радиопередачи «Вечерний город» должен размещаться знак категории продукции, так требует Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Родители, допуская ребенка к радиоприемнику, должны понимать, для какой возрастной категории эта или иная радиопередача предназначена.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности Рассказова М.Г.1 - <ФИО2>, в судебном заседании не оспаривал, что перед анонсом радиопередачи «Вечерний Город» отсутствует знак категории продукции. Однако указал, что в данной радиопередаче нет информации, которая могла бы навредить детям. Считает, что данный знак должен размещаться только в том случае, если в передаче имеется информация, которая негативно может повлиять на ребенка.  Просил, при вынесении решения, принять во внимание характер совершенного правонарушения, с учетом обстоятельств дела, привлечение к административной ответственности впервые, а также с учетом отсутствия причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, при отсутствии имущественного ущерба от совершенного правонарушения, признать данное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с правилами ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья находит их относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для разрешения настоящего дела. Все доказательства, достоверность которых не вызывает сомнений, последовательны, непротиворечивы и полностью согласуются между собой, а потому могут быть положены в основу постановления.

Административная ответственность по ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ наступает за опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции. На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Одним из способов обеспечения информационной безопасности детей, в соответствии ст. 6 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ, является классификация информационной продукции. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".

Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана.

Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.

Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

Производитель, распространитель продукции средства массовой информации вправе заключить с лицом, предоставившим ему для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции, гражданско-правовой договор, по которому на указанное лицо возлагается обязанность обозначить знаком информационной продукции в соответствии с настоящей статьей такие программы теле- и (или) радиопередач, перечни и (или) каталоги информационной продукции.

Текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей выполняется на русском языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Судом при рассмотрении дела на основании исследованных в судебном заседании доказательств, установлены выявленные в ходе проверки нарушения положений ст. 12 Федерального закона от 29.12.2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что в нарушении норм закона в эфире СМИ «Соло ФМ» в анонсе радиопередачи «Вечерний город» отсутствовали знак информационной продукции, в связи с чем действия главного редактора СМИ «СОЛО ФМ» <ФИО6>суд квалифицирует по ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ. 

Правонарушение подтверждено исследованными в суде доказательствами:

-протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от 20.05.2021 года, составленным ведущим специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области <ФИО3> в отношении главного редактора СМИ «СОЛО ФМ» Рассказова М.Г.1 по ч. 2.1 ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4-8);

-Актом систематического наблюдения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области <НОМЕР> от 30.04.2021 года, с приложением <НОМЕР>, в отношении ООО «Флагман», (л.д. 25-30);

- Справкой о результатах систематического наблюдения в отношении ООО «Флагман» по лицензии № 24107 (приложение № 2) (л.д. 31-76);

- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц <НОМЕР> от 20.05.2021 года со сведениями о юридическом лице ООО «Флагман» (л.д. 77-79);

-выпиской из реестра лицензий федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Лицензиат - ООО «Флагман», статус лицензии- действующая (л.д. 80-81);

-свидетельством о государственной регистрации средств массовой информации (л.д. 83);

-регистрационной карточкой СМИ «СОЛО ФМ» (л.д. 84);

-уставом редакции радиоканала «СОЛО ФМ» (л.д. 85-87).

- приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РОСКОМНАДЗОР «Об утверждении Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области» <НОМЕР> от <ДАТА14> (л.д. 88-90).

Оснований не доверять представленным доказательствам у суда не имеется.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, мировой судья приходит к выводу о том, что, допустив опубликование анонса радиопередачи «Вечерний город» без размещения знаков информационной продукции, главный редактор СМИ «СОЛО ФМ» Рассказов М.Г.1 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ, и виновности главного редактора СМИ «СОЛО ФМ» <ФИО6>в его совершении.

 На основании изложенного, судья считает, что в действиях главного редактора СМИ «СОЛО ФМ» <ФИО6>формально содержатся все признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ.

Исходя из обстоятельств данного дела, мировой судья считает возможным применить положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Действия главного редактора СМИ «СОЛО ФМ» <ФИО6>формально содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ. Вместе с тем, с учетом характера совершенного административного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия его последствий, допущенное правонарушение следует признать малозначительным. В соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ в отношении Главного редактора СМИ «СОЛО ФМ» Рассказова М.Г.1 в виду малозначительности совершенного административного правонарушения, объявив устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Шарьинский районный суд Костромской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления через мировую судью судебного участка № 23 Шарьинского судебного района Костромской области.

 

Мировой судья судебного участка № 25 Шарьинского судебного района Костромской области Е.В. Леквеишвили Мотивированное постановление изготовлено 19 июля 2021 года.