Дело № 2-288/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2016 года с. Усть-Кокса
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Шаравиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения об обязании привести сайт http://verh-uimon.ru в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Коксинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения об обязании привести сайт http://verh-uimon.ru в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В развитие требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 1789-СТ взамен ГОСТ 52872-2077 и введен в действие с 01.01.2014. В п. 3.1.1 ГОСТа указано, что доступность Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. В соответствии с указанным ГОСТом предусмотрена возможность доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет, то есть альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.
В ходе проверки установлено, что официальным сайтом сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения является http://verh-uimon.ru, который версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует.
Указанное свидетельствует о нарушении ответчиком требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, что влечет за собой нарушение прав пользователей сайта, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации сельской администрации, размещенной на официальном сайте, нарушает их права на получение гарантированной законом информации, круг лиц которых определить невозможно.
Помощник прокурора Усть-Коксинского района Тойдонова Э.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель по доверенности ответчика сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения Клепикова О.М. в судебное заседание не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела без участия ответчика, исковые требования признают в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Усть-Коксинского района была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что официальным сайтом сельской администрации является http://verh-uimon.ru, который версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, вступившей в силу для России 25.10.2012, провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства – участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, выключая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
В п.п. 7, 8 (fg) ч. 2 ст. 9 Конвенции установлено, что государства- участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержкой, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В п. 3.1.1 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» от 29.11.2012 указано, что доступность Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. В соответствии с указанным ГОСТом предусмотрена возможность доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет, то есть альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.
Согласно п. 4.2 ГОСТ при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению необходимо придерживаться следующих основных принципов: п. 4.2.1 - Воспринимаемость: Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать; п. 4.2.2. - Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения; п. 4.2.3 Понятность: Информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения; п. 4.2.4 - Надежность: Контент должен быть надежным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения.
Пунктом 4.3 ГОСТа предусматривает, что для обеспечения доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТу Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программы экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.
В соответствии с пунктами 4.5, 4.6 ГОСТа для полноценного доступа инвалидов по зрению информация должна быть в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, поскольку к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен. Из положений пунктов 5.1.2, 5.1.3 ГОСТ следует, что часто посещаемые страницы по своему объему должны быть не более 2-3 экранов текста. Число ссылок на странице должно быть не более 15. Графический файл несущий смысловую нагрузку, должен быть снабжен поясняющим текстом.
Пунктами 5.1.7.4, 5.1.7.7 ГОСТа предусмотрено, что размер шрифта может быть изменен пользователем в пределах до 200 % без использования вспомогательных технологий и без потери контента или функциональности.
Для визуального отображения блоков текста доступен механизм для достижения следующих характеристик: цвета переднего плана и фона могут быть выбраны пользователем; ширина строки не превышает 80 символов; текст не выровнен по ширине строки (одновременно по правому и левому краям); межстрочный интервал (междустрочие) внутри абзаца не менее 1,5, а интервал между абзацами больше межстрочного минимум в 1,5 раза; размер шрифта текста может быть изменен в пределах 200 % без использования вспомогательных технологий таким образом, чтобы пользователю не нужно прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран.
Вышеуказанное свидетельствует о нарушении ответчиком требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, что влечет за собой нарушение прав пользователей сайта, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации сельской администрации, размещенной на официальном сайте, нарушает их права на получение гарантированной законом информации, круг лиц которых определить невозможно.
В связи с этим суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает возможным установить десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу для его исполнения, полагая его достаточным для устранения вышеуказанных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения об обязании привести сайт http://verh-uimon.ru в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить в полном объеме.
Обязать сельскую администрацию Верх-Уймонского сельского поселения привести сайт http://verh-uimon.ru в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», путем размещения на главной границе веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Коксинский районный суд.
Судья С.Н. Шатина
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.